Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака-изменена.docx

— 206.53 Кб (Скачать файл)

Усложненность сюжета – характерная  черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся  только их действия, поступки. Поэтому  при анализе целесообразно задать вопрос: «По каким поступкам героя  мы можем судить о его характере?» Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует [13].

Таким образом, заканчивая вторую главу работы, отметим, что мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок – воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок С.Я. Маршака является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Его сказки развивают оценочные суждения школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Опытно-экспериментальная работа

3.1. Организация и методика изучения сказок

С.Я. Маршака в начальной школе

 

База исследования: исследование проводилось на базе Чиндантской средней общеобразовательной школы..

В экспериментальном  исследовании приняло участие 13 детей младшего школьного возраста (3 класс).

Цель экспериментального исследования: теоретически описать  и практически показать возможности изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе с целью нравственного воспитания младших школьников.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Описать и внедрить методику изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе Разработать и провести серию уроков по сказкам и творчеству Маршака с целью нравственного воспитания школьников.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

    1. Констатирующий.
    2. Формирующий.
    3. Контрольный.

Цель контрольного этапа: выявить уровень сформированности нравственных качеств у младших  школьников. Исследование проводилось с использованием  таких методик как: опрос и метод незаконченных рассказов.

Опрос. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный  для экспертного оценивания коммуникативных  качеств учащихся третьего класса. Межличностные отношения или  функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют одновременно родители (родственники) и учителя общеобразовательной  школы, которые относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно).

С помощью  опросника оценивались следующие  коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми: доброта, внимательность к людям, правдивость (честность), вежливость, общительность, щедрость, отзывчивость (готовность прийти на помощь), справедливость, жизнерадостность, ответственность.

Обработка данных

За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет»  ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не  знаю» расценивается в 0,5 балла.

В итоге  была подсчитана  общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности, и выведена  их средняя оценка (при оценивании  родителем (родственником) и учителем).

Выводы по уровню развития:

10 баллов (очень  высокий) набрали 17% от общего  числа учеников; 8-9 баллов  (высокий)  – 34%;  4-7 баллов (средний) –  34%; 2-3 балла (низкий) - 8,5%  и 0-1 балл (очень низкий) -  8,5%.

Таким образом, оценка коммуникативных качеств  и видов отношений ребенка  с людьми,  в общем, имеет средний  и высокий уровни - 85%, тогда как  низкий и очень низкий – только 17%. Это говорит о том, что у  учащихся третьего класса вышеперечисленные  качества преобладают в большей  степени.

Методика «Незаконченный рассказ»

При использовании  метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывался рассказ, в котором  герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого  испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить  рассказ, предлагая свои способы  поведения и обосновывать их.

Исследование  проводилось со всем классом, каждый учащийся высказал свое мнение. Преподаватель проинструктировал учащихся («я буду  рассказывать истории, а вы их закончите») и рассказывал историю, ребенку нужно было придумать  окончание (Приложение 1).

Испытуемые оценивались по 4 уровням осознания нравственных норм:

  1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (4 балла).
  2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (3 балла).
  3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (2 балла).
  4. Ребенок не может оценить поступки детей (1 балл).

Таблица 1 

Результаты исследования по методике  «Неоконченный рассказ»

№ истории

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

1

17%

34%

34%

17%

2

8,5%

25,5%

17%

51%

3

0%

17%

34%

51%

4

25,5%

25,5%

25,5%

25,5%


 

Из результатов  исследование видно, что  в двух из четырех  (2-ая и 3-я) историях большинство  ребят называют нравственную норму, правильно оценивает поведение  детей и мотивирует свою оценку (51%). В первой истории  они в основном оценивают поведение сверстников  как положительное или отрицательное, но не могут объяснить или сформулировать нравственную норму (34%). В четвертой  истории мнения ребят разделились  поровну (25,5%).

Таким образом, результаты констатирующего этапа  исследования показали необходимость  формирования нравственных качеств  младших школьников. Одним из средств  такого формирования являются литературные сказки С.Я. Маршака.

Цель формирующего этапа: описание и внедрение методики изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.

Задачи формирующего этапа:

    1. Описать методику изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе
    2. Внедрить методику изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.

Во время  прохождения педагогической практики мной была разработана и проведена  серия уроков по чтению, направленная на изучение творчества Маршака в начальной школе.

Перечислим названия проводимых уроков:

1) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 1)

2) Урок по  теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 2)

3) Урок по теме: Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом»

4) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Терем-теремок»

5) Урок по теме: «Путешествие в город, который построил Маршак»

6) Урок по теме: С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

Планы всех перечисленных  уроков представлены в приложении к  данной выпускной квалификационной работе (Приложение 2).

Практика  показала, что творчество Маршака очень заинтересовало учащихся. Сказки же писателя вызвали у детей восторг, заставили задуматься, а что же такое волшебство? Красота? Сказки Маршака помогли поменять отношение учащихся к окружающим вещам, видеть в обыденных предметах необычное, неизвестное, красивое. Творчество Маршака способствовало развитию и таких качеств личности как милосердие, гуманность к людям с ограниченными возможностями, старикам, которые раньше вызывали смех.

В заключении проведения серии уроков по сказкам  С.Я. Маршака мною совместно с  педагогом был организован литературный утренник для младших школьников под названием «Читаем, рисуем, играем стихи и сказки С.Я. Маршака».

Сценарий  утренника представлен в приложении к данной работе (Приложение 3).

На контрольном  этапе исследования для того, чтобы выявить уровень усвоения предложенного материала, после проведения разработанных уроков, учащимся был предложен следующий тест:

    1. Сказка – это…

а) иронический стихотворный рассказ;

б) медкий выразительный  образ, ходовое выражение;

в) древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.

    1. Кто из данных авторов является сказочником?

а) Маршак С.Я.;

б) Распутин В.Г.;

в) Ахматова А.А.

    1. Кто является автором сказки «Двенадцать месяцев»?

а) Маршак С.Я.;

б) Распутин В.Г.;

в) Ахматова А.А.

    1. Какая особенность характерна для сказок?

а) в сказках все оживает  и обретает язык;

б) в сказках нет зачина и концовки;

в) сказки описывают реальные события.

    1. Каким волшебным предметом Осень («Осенняя сказка») совершала волшебство?

а) волшебная палочка;

б) скатерть-самобранка;

в) волшебная шаль.

    1. Какое число в сказке является магическим?

а) 7;

б) 13;

в) 3.

    1. Кто является главным героем сказки «Ласточка»?

а) птица;

б) лошадь;

в) собака.

    1. Как зовут волшебницу в сказке «Чудеса, да и только»?

а) Фея;

б) Баба-Яга;

в) Струмышка.

    1. Какая птица внесла раздор в сказке «Кто лучше прыгает?»?

а) сорока;

б) ворона;

в) синица.

    1. Какие животные являются главными героями сказок «Лужица», «Загадка»?

а) воробей – кот;

б) мышь – кошка;

в) собака – кошка.

Этот тест был проведен на классном часу. Каждому  учащемуся был дан бланк, на котором  учащиеся должны были отметить тот  вариант ответа, который считают  верным. Время выполнения теста - 20 минут.

Анализ полученных результатов представлен в следующем  параграфе исследования.

 

3.2. Анализ полученных результатов

 

Цель контрольного этапа: определение эффективности реализованной методики изучения сказок Маршака в начальной школе с целью нравственного воспитания младших школьников.

Задачи контрольного этапа:

    1. Выявить уровень усвоения младшими школьниками сказок С.Я. Маршака.
    2. Выявить уровень развития нравственных качеств школьников.
    3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной методики.

После проведения методики изучения сказок Маршака в начальной школе были получены результаты, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выявление уровня усвоения сказок С.Я. Маршака

Ф.И. № вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

Блинов Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

9

Волков Д.

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

6

Деребизова А.

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

7

Жданова Д.

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

5

Казанин Д.

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

7

Копылов В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Кривошеев С.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

8

Кутузова А.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

8

Лобашев Т.

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

7

Пичкуров Р.

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

8

Потапова А.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

7

Рыбакова И.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

7

Шипачева С.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

-

6

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака