Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:36, дипломная работа
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства нравственного воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака».
Введение.....................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………6
1.1. Теоретические основы нравственного воспитания……………….…..6
1.2. Формирование нравственности младших школьников на современном этапе………………………………………………………….11
Глава II. Ознакомление со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников……………………………………………….17
2.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………...17
2.2. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста…………….….27
2.3. Методика работы над сказками в начальной школе………….……..35
Глава III. Опытно-экспериментальная работа…………………………………..43
3.1. Организация и методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе……………………………………...…………………………………43
3.2. Анализ полученных результатов………………….…………………..49
Заключение...............................................................................................................52
Список литературы..................................................................................................54
Усложненность сюжета – характерная
черта волшебных сказок. В сказке
нет развивающихся характеров, воспроизводятся
только их действия, поступки. Поэтому
при анализе целесообразно
Таким образом, заканчивая вторую главу работы, отметим, что мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок – воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок С.Я. Маршака является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Его сказки развивают оценочные суждения школьников.
С.Я. Маршака в начальной школе
База исследования: исследование проводилось на базе Чиндантской средней общеобразовательной школы..
В экспериментальном исследовании приняло участие 13 детей младшего школьного возраста (3 класс).
Цель экспериментального исследования: теоретически описать и практически показать возможности изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе с целью нравственного воспитания младших школьников.
Задачи экспериментального исследования:
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
Цель контрольного
этапа: выявить уровень
Опрос. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств учащихся третьего класса. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяют одновременно родители (родственники) и учителя общеобразовательной школы, которые относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно).
С помощью
опросника оценивались
Обработка данных
За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге была
подсчитана общая сумма баллов,
набранных ребенком по всем десяти
коммуникативным качествам
Выводы по уровню развития:
10 баллов (очень высокий) набрали 17% от общего числа учеников; 8-9 баллов (высокий) – 34%; 4-7 баллов (средний) – 34%; 2-3 балла (низкий) - 8,5% и 0-1 балл (очень низкий) - 8,5%.
Таким образом, оценка коммуникативных качеств и видов отношений ребенка с людьми, в общем, имеет средний и высокий уровни - 85%, тогда как низкий и очень низкий – только 17%. Это говорит о том, что у учащихся третьего класса вышеперечисленные качества преобладают в большей степени.
При использовании
метода незаконченных рассказов, ученикам
зачитывался рассказ, в котором
герою необходимо было действовать,
или нарушая нравственную норму,
или в соответствии с ней. Каждого
испытуемого просили
Исследование проводилось со всем классом, каждый учащийся высказал свое мнение. Преподаватель проинструктировал учащихся («я буду рассказывать истории, а вы их закончите») и рассказывал историю, ребенку нужно было придумать окончание (Приложение 1).
Испытуемые оценивались по 4 уровням осознания нравственных норм:
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Неоконченный рассказ»
№ истории |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
1 |
17% |
34% |
34% |
17% |
2 |
8,5% |
25,5% |
17% |
51% |
3 |
0% |
17% |
34% |
51% |
4 |
25,5% |
25,5% |
25,5% |
25,5% |
Из результатов
исследование видно, что в двух из
четырех (2-ая и 3-я) историях большинство
ребят называют нравственную норму,
правильно оценивает поведение
детей и мотивирует свою оценку (51%).
В первой истории они в основном
оценивают поведение
Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали необходимость формирования нравственных качеств младших школьников. Одним из средств такого формирования являются литературные сказки С.Я. Маршака.
Цель формирующего этапа: описание и внедрение методики изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.
Задачи формирующего этапа:
Во время прохождения педагогической практики мной была разработана и проведена серия уроков по чтению, направленная на изучение творчества Маршака в начальной школе.
Перечислим названия проводимых уроков:
1) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 1)
2) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 2)
3) Урок по теме: Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом»
4) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Терем-теремок»
5) Урок по теме: «Путешествие в город, который построил Маршак»
6) Урок по теме: С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.
Планы всех перечисленных уроков представлены в приложении к данной выпускной квалификационной работе (Приложение 2).
Практика показала, что творчество Маршака очень заинтересовало учащихся. Сказки же писателя вызвали у детей восторг, заставили задуматься, а что же такое волшебство? Красота? Сказки Маршака помогли поменять отношение учащихся к окружающим вещам, видеть в обыденных предметах необычное, неизвестное, красивое. Творчество Маршака способствовало развитию и таких качеств личности как милосердие, гуманность к людям с ограниченными возможностями, старикам, которые раньше вызывали смех.
В заключении
проведения серии уроков по сказкам
С.Я. Маршака мною совместно с
педагогом был организован
Сценарий
утренника представлен в
На контрольном этапе исследования для того, чтобы выявить уровень усвоения предложенного материала, после проведения разработанных уроков, учащимся был предложен следующий тест:
а) иронический стихотворный рассказ;
б) медкий выразительный образ, ходовое выражение;
в) древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
а) Маршак С.Я.;
б) Распутин В.Г.;
в) Ахматова А.А.
а) Маршак С.Я.;
б) Распутин В.Г.;
в) Ахматова А.А.
а) в сказках все оживает и обретает язык;
б) в сказках нет зачина и концовки;
в) сказки описывают реальные события.
а) волшебная палочка;
б) скатерть-самобранка;
в) волшебная шаль.
а) 7;
б) 13;
в) 3.
а) птица;
б) лошадь;
в) собака.
а) Фея;
б) Баба-Яга;
в) Струмышка.
а) сорока;
б) ворона;
в) синица.
а) воробей – кот;
б) мышь – кошка;
в) собака – кошка.
Этот тест был проведен на классном часу. Каждому учащемуся был дан бланк, на котором учащиеся должны были отметить тот вариант ответа, который считают верным. Время выполнения теста - 20 минут.
Анализ полученных
результатов представлен в
Цель контрольного этапа: определение эффективности реализованной методики изучения сказок Маршака в начальной школе с целью нравственного воспитания младших школьников.
Задачи контрольного этапа:
После проведения методики изучения сказок Маршака в начальной школе были получены результаты, которые представлены в таблице 2.
Выявление уровня усвоения сказок С.Я. Маршака
Ф.И. № вопр. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Баллы |
Блинов Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
Волков Д. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
Деребизова А. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
Жданова Д. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5 |
Казанин Д. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
Копылов В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Кривошеев С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
Кутузова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
Лобашев Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
7 |
Пичкуров Р. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
Потапова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
7 |
Рыбакова И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
7 |
Шипачева С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
6 |