Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа
Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28
ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Выводы первой главы………………………………………………………….28
ГЛАВА 2. Организация социально
- педагогической работы с детьми в условиях
детского клуба………..……………………………………………..3
2.1. Основные направления работы
социального педагога в условиях детского
клуба…………………………………………………………………
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список ……………………………………………………47
Приложение……………………………………………………
Введение
Социально-экономическая нестабильность общества и научно-технический прогресс ставят современного человека с самых ранних лет перед проблемой не только адаптации к условиям изменяющейся жизни, но и необходимостью активно, творчески познавать окружающий мир. Дошкольное образовательное учреждение входит в состав социального института образования и, являясь его начальным звеном, обеспечивает гармоничное развитие ребенка.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.
В процессе реализации креативных технологий наблюдается положительная динамика социальной адаптации дошкольников. С одной стороны, в процессе использования креативных технологий происходит работа с личностью ребенка, поскольку процесс творческого самовыражения позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые ребенок затрудняется обсуждать напрямую. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности родителей способствует созданию искренних, открытых отношений друг с другом.
Особый интерес имеет изучение социальной работы с семьёй. Эта работа начала развиваться в нашей стране в последнее десятилетие ХХв. Опыт практики социальной работы с семьёй показывает, что она способствует стабилизации семейного образа жизни, укреплению позитивных тенденций в жизнедеятельности института семьи в будущем.
В настоящее время расширяется практика предоставления социальных услуг семье и детям, повышается их качество и эффективность, всё больше профессиональных специалистов направляют свою деятельность на улучшение социального самочувствия российской семьи.
Как известно, особое место в организации досуга семьи занимают семейные клубы. Основными принципами их организации являются: сотворчество субъекта и объекта; интенсификация культурно-воспитательной деятельности посредством целевого общения, добровольность. Семейные клубы выполняют весьма благородные задачи: преодоление деструктивных конфликтов между родителями и детьми; повышение самоконтроля в осознании причин конфликта; воспитание навыков взаимодействия; обучение методам преодоления семейных конфликтов, налаживание контактов через игровую деятельность.
Семейные клубы ведут работу по трем направлениям: культурно-просветительная работа, эмоциональное воздействие на членов семьи через систему семейных праздников и обрядов, организация самодеятельных и любительских объединений. Условиями эффективности семейных клубов являются: индивидуализация деятельности с целью развития каждой личности; глубокая дифференциация; демократизм; самостоятельность; активность. Как показывает опыт, семейные клубы помогают снять психологическое напряжение, дают разрядку, способствуют социальной защите, удовлетворяют потребности в общении, взаимопонимании, приобретении новых навыков креативной деятельности с детьми , помогают в организации здорового образа жизни в семье.
Опыта работы семейных клубов достаточно много, как и много семей желающих общаться, готовых посещать подобные клубы. Последнее слово остается за педагогами : привлечь, заинтересовать, организовать, а иногда и помочь участникам клуба.
Креативный семейный досуг – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.
Большой вклад в формирование культуры семейного досуга внесли И.М.Болотников, В.А.Воловик, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, В.Н.Орлов, И.А.Новикова, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, Н.Н.Ярошенко и другие российские ученые.
Роль семьи в процессе социализации индивида, нравственное развитие личности, вопросы семейной педагогики освещены в трудах И.В.Гребенникова, В.Я.Титаренко и др.
Социально-педагогические и психологические аспекты взаимодействия семьи и учреждений социально-культурной сферы отражены в исследованиях В.И.Загвязинского, С.В.Ковалёва, М.М. Поташник, А.С Спиваковской и др.
Существенный вклад в разработку общих проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли Г.М.Бирженюк, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Н.Кротова, А.П.Марков, В.Н.Орлов, В.Е.Новаторов, И.А.Новикова, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Н.Н.Ярошенко и др.
В сложившейся социокультурной ситуации, когда меняются цели, и задачи педагогической психологии, а также теории и практики профессиональной деятельности педагога, одной из ведущих проблем специалистов -становиться не только сохранение психического и, психологического здоровья детей, а обеспечение их интеграции в социуме, через инновационные подходы.
Современная отечественная психологическая и педагогическая науки ориентируют систему образования и воспитания на креативно - творческое развитие личности специалиста — педагога-воспитателя. Потребность в подготовке и сопровождении инициативных креативных специалистов со стремлением к преобразованию сложившихся- устоев образовательного процесса, не уделяющего должного внимания креативному развитию- личности подрастастающего поколения, важна и актуальна. В связи с этим необходимым является изучение сущности, содержания креативного развития личности ребенка, выявления и анализа психологических условий, способствующих реализации креативного образовательно-воспитательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность названной проблемы определила выбор темы курсовой работы: «Креативная социально - педагогическая работа в условиях детского клуба».
Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);
- существуют в общности преемственность в деятельности, если наблюдается устойчивый интерес детей к предлагаемой деятельности и к данному коллективу;
- имеются конкретные творческие достижения как самого коллектива, так и отдельно взятой в нем личности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить сущность креативности в структуре педагогической деятельности
2. Выявить особенности креативной социально – педагогической работы.
3. Охарактеризовать основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба
4. Разработать программу социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба
Исследовательская база: Учреждение - ДОУ «Детский сад № 289» г. Волгограда. В нем приняли участие 16 детей в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось в 2013 г.г.
Практическая значимость курсовой работы: содержащиеся в работе теоретические положения и выводы по практическому исследованию, могут изменить и дополнить педагогическое сознание, сформулировать профессиональные педагогические установки у воспитателей, педагогов, педагогов – психологов работающих с детьми.
Структура работы. Работа общим объемом 45 страниц состоит из введения (8 с.), двух глав (13 с. и 30 с.), заключения (45 с.), библиографического списка литературных источников (40 наименований) и трех приложений.
ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба
Креативность ( от лат. Creation - созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности. Характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот достаточно распространенное в научной литературе определение креативности.
По мнению Э. Фромма, креативность – это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.
В сегодняшнем быстро меняющемся обществе необходимы креативные личности. В связи с этим возникает вопрос: можно ли научит творчеству, воспитать креативную личность, сформировать опыт творческой деятельности.
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя.
Творчество - человеческая деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, творчество – процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Человеку необходимо обладать определенной степенью креативности, чтобы мыслить творчески. К сожалению, постоянному творческому процессу мешает стереотипность. Применение одних и тех же способов решения проблемы – это и есть стереотипность. Итак, выявим взаимосвязь креативности и творчества.
В узком смысле - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае "Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большое научное открытие или изобретение какого-нибудь усовершенствования в области технологии". Творчество неразрывно связано с таким понятием, как креативность.[7, с. 536]
Креативность (англ. Creativiti). Творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны. Изучением креативности занимались Гилфорд, Торренс, Богоявленский. [7. с. 247]
Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению.
По Торренсу, креативность проявляется, когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов. [9] По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.
Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба