Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа
Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28
ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………
Детский клуб может быть как однопрофильным образовательным объединением, так и многопрофильным с постоянным или переменным составом детей в зависимости от поставленной цели и конкретного дела. Содержание деятельности в детском клубе может быть выражено теми функциями, которые выполняют педагог-организатор и педагоги дополнительного образования по профилям деятельности.
Детский клуб самостоятелен в разработке и выборе образовательных программ и учебных планов, обусловленных Базисным учебным планом учреждения.
Детский клуб, его педагогический коллектив в пределах своей компетенции несет ответственность за невыполнение в полном объеме функций:
Образовательной моделью клуба является коллективно наработанная его образовательная, комплексная или интегрированная программа или совокупность образовательных программ педагогов дополнительного образования. Обучение детей строится с учетом возрастных особенностей.
Общая задача педагогического коллектива – забота о здоровье ребенка: физическом, психическом и нравственном.
Педагоги могут проводить на занятиях креативные физкультминутки, игры, танцевальные разминки. Желательно двигательные упражнения проводить на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении.
Педагог должен владеть упражнениями по психологической разгрузке и проводить их во время пика утомляемости мозга: с 800 до 1000; с 1500 до 1600 точечным массажем для профилактики простудных заболеваний; время каникул лучше использовать для пешеходных экскурсий, соревнований, подвижных игр.
Возможно создание двухпрофильных групп, где вторым видом деятельности будет, например, физкультура, ОФП, плавание, занятия, которые можно вынести на субботу, воскресенье с выездом в другие залы, секции или другой вид деятельности, который может вести этот же педагог или другой.
Реализуя потребности детей в творчестве, самопознании, самореализации педагоги детского клуба также могут проводить совместные занятия с другими группами этого или других детских клубов, заранее спланировав общие темы занятий с их руководителями, тем самым осуществляя интеграцию отдельных образовательных программ.
Ребенок – личность целостная. В нем присутствуют много различных задатков, способностей, особенностей и поэтому интегративный подход к личности актуален. Интеграция возможна межпредметная, междеятельностная межпрограммная. Возможно объединить программы учебные и воспитательные, т.е. организовать учебно-воспитательную деятельность в клубе; или программы учебные и развивающие, т.е. учебно-развивающую деятельность организовать в детском клубе.
Могут быть интегрированными педагогические технологии, результат, виды деятельности и т.д.
В организации работы детского клуба заложены большие возможности в решении задач разностороннего развития ребенка, создание благоприятных условий для индивидуального маршрута развития.
На современном уровне управления детским образовательным клубом вводятся дополнительно следующие функции:
Органом самоуправления клуба является собрание педагогического коллектива.
Образовательный процесс в детских клубах выстраивается исходя из общей концепции Центра и Устава на основе разноуровневого подхода к организации образовательного процесса и образовательного результата.
I ур-нь – начальный образовательный, ориентационно-ознакомительный;
II ур-нь – базовый, основной репродуктивно-творческий;
III ур-нь – креативный (углубленного расширенного образования) предпрофессиональной ориентации.
В организации образовательного процесса в детском объединении может присутствовать один или все три уровня в зависимости от контингента детей и их особенностей развития, а также от целей программы.
Особенности
4.1. В детском клубе устанавливаются творческие взаимосвязи и сотрудничество между детьми разного возраста, разных кружков, секций, детских объединений, родителями и педагогами.
4.2. Коллективная творческая
деятельность детей и
и т.д.
4.3. Тесная связь с родителями;
4.4. Тесная связь со школами микрорайона;
4.5. Взаимодействие со структурами района: отдел социальной защиты, отдел социального обеспечения, спортивный комитет, библиотеки и др.
Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные, временные).
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Для написания представленной курсовой работы, нами были изучены труды следующих авторов: М.Д. Виноградовой; В.С. Владимирова; В.А. Караковского; А.С. Макаренко и др.
Воспитательный процесс в современном детском саду невозможно представить себе без включения детей и родителей в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения личности ребенка, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.
Клубную деятельность можно рассматривать как составную часть воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.
Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине ХУ111 века и означало «объединение людей». Интересны славянские корни слова В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар».
Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объединения учащихся по интересам.
Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из них является названная нами характеристика.
«Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений».
«Клубы детские и подростковые – общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения…»
Детский клуб – это «такое объединение детей, которое ставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников».
Тем не менее каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и мы попытались отразить их в соответствующих определениях.
Клуб в школе – это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления.
Наиболее распространенными типами клубных объединений в школах сегодня являются кружки и клубы. Формально кружок от клуба отличается тем, что по количественному составу он, как правило, меньше; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления. Однако в практике понятия «клуб» и «кружок» рассматриваются педагогами чаще всего как условные, и это не имеет принципиального значения в воспитательном процессе. Важнее другое – соответствие клубного объединения тем признакам, которые характеризуют его как объединение особого рода.
Несмотря на внешние различия разнообразных объединений по интересам они характеризуются общими признаками, в совокупности отражающими их внутреннюю сущность.
Первый признак – добровольность вхождения в объединение. Неверно называть клубами (что, к сожалению, нередко встречается в практике) разнообразные штабы, советы, в состав которых входят выборные представители каждого класса, ибо именно добровольность прихода детей в объединение прежде всего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.
Клубное объединение характеризуется общедоступностью его для любого члена школьного коллектива. «Школа там, где она организует те или иные виды внешкольной работы, не должна ставить каких-то условий и препятствий».
Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий. Нельзя ограничивать доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение. Несправедливо для вступления в некоторые клубы (кружки) устраивать экзамены и просмотры. Деятельность школьных клубных объединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.
Важнейший признак клубного объединения – относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива.
Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо» в школе. Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.
В то же время заметим, что стабильность состава клубного объединения относительна. При педагогически целесообразно организованной деятельности в нем уход из него, переход в другие объединения, - в общем, нормальное явление. «Естественное движение» является обычно поиском школьниками наиболее благоприятных условий для пробы своих сил и возможностей, для приобретения новых знаний, для осуществления желания найти свое призвание или реализовать уже сложившиеся индивидуальные творческие планы.
Самый целесообразный и естественный путь для этого – включение клубного коллектива в систему деятельности коллектива общешкольного, становление объединения неотъемлемой органической его частью.
Признаком клубного объединения, характеризующим его в качестве воспитательного феномена, является организация его деятельности как коллективной, то есть такой, в которой «цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива».
Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба