Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа
Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28
ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
2.2. Разработка
программы социально –
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.
Одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является художественно-эстетическое развитие ребенка. Для реализации задач художественно-эстетического направления в нашем детском саду создана проблемно-творческая группа, которая объединяет педагогов-единомышленников с ярко выраженным новаторским духом, обладающих способностями к решению нестандартных творческих задач, владеющих продуктивными технологиями и художественно-прикладными умениями, а также эстетическим взглядом на окружающий мир. Эти педагоги не только принимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
Предметом интереса проблемно-творческой группы является развитие креативного мышления ребенка-дошкольника на основе интеграции различных видов художественно-продуктивной деятельности. Актуализируя проблему воспитания и развития творческой личности ребенка, мы решаем задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию всех видов продуктивной деятельности на основе гармоничного использования традиционных и новых технологий.
В основе системы работы эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно-образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. Проекты, прежде всего, направлены на решение творческой проблемы, исследовательской задачи, экспериментирование и поиск. Так, образовательный проект «Ступеньки детского творчества» направлен на формирование целостного и многогранного представления детей об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя его универсальность и синкретизм (единство); проект «Творчество без границ» – на реализацию таких развивающих функций продуктивной деятельности как: совершенствование ручной моторики, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, активизация планирующей функции речи, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов.
Использование традиционных, авторских приёмов и форм способствовало возникновению в ДОУ инновационной досугово-массовой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей).
Так для педагогов ДОУ создана система работы по развитию креативного мышления ребенка-дошкольника через продуктивные виды деятельности, которая включает в себя алгоритм взаимодействия педагогов детского сада, модель взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, с целью повышения профессионального мастерства и самообразования педагогов, стимулирования успешного вовлечения их в образовательное пространство ДОУ. Система работы актуализировала детское экспериментирование с художественно-изобразительными материалами в педагогической практике.
Педагогами ДОУ широко востребован опыт работы, позволяющий им наиболее эффективно планировать педагогическую деятельность, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, а также осуществлять активный непрерывный и позитивный обмен информацией между всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями и детьми).
Социализация ребенка - сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий.
Детский сад - первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. И одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка.
Понимая важность этой задачи, педагоги- детского сада № 289 делают все для ее решения. Однако без активного, осознанного участия в этом процессе родителей сложно ожидать положительных результатов. Поэтому существенной стороной нашей работы мы считаем взаимодействие с семьями воспитанников.
В детском саду создан детско - родительский клуб, названный родителями «Веселая семейка». Основная цель клубной работы с родителями – психолого- педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников.
Наш опыт показывает , что родители с удовольствием посещают заседания клуба. Эта форма преподнесения психолого- педагогических знаний очень эффективна и, как оказалось, востребована. Подготовка к заседаниям клуба требует творческого подхода, времени и слаженной работы единомышленников. Встречи с родителями представлены в креативной форме – это психолого - педагогические гостиные, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игре и продуктивной деятельности.
Посещение гостиных позволяет родителям научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.
Представленная система совместных занятий состоит из восьми встреч в год(1 раз в месяц), предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Основная цель проведения тематических встреч состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии. Привлекая родителей к игре, необходимо понять ее значимость. Это способствует пониманию и принятию родителями внутреннего, субъективного мира ребенка.
При планировании проведения психолого- педагогических гостиных в старшей группе выделяются такие задачи:
Знакомство и сближение группы;
Развитие навыков согласованных действий;
Внедрение способов эффективного общения ,в том числе невербального;
Ознакомление родителей и детей с правами ребенка;
Тренировка мелкой моторики, речевого дыхания, координация речи с движением;
Развитие воображения, внимания, мышления, ловкости;
Развитие нравственных качеств личности.
Задачи психолого - педагогических гостиных для детей подготовительной к школе группы и их родителей, в свою очередь ,будут заключаться в следующим:
Создание эмоционально положительного настроя участников;
Развитие чувства единства, сплоченности и, как следствие, коммуникативных навыков;
Совершенствование общения родителей и детей, их психоэмоционального контакта;
Снятие напряжения, обучение приемам расслабления, релаксации, достижения психофизического покоя;
Помощь в достижении положительного самоощущения;
Развитие познавательных процессов у детей: внимания, памяти и др.
Формирование выразительной моторики;
Побуждение к творчеству.
Для организации гостиных необходимо вызвать интерес родителей. Продолжительность каждого занятия – 1 час.
Проводить гостиные желательно в группе, в уютной и привычной для детей обстановке. Время проведения встреч – вечернее(17.00), наиболее удобное для родителей.
Необходимо, что бы на совместных занятиях присутствовали родители всех детей группы, так как ребята, к которым не приходят родители, чувствуют себя одиноко, расстраиваются, и потому эффективность занятия снижается.
Структура каждой психолого - педагогической гостиной состоит из четырех частей:(см.Приложение №3)
1.Приветствие
2.Основная часть
3.Продуктивная деятельность детей и родителей
4.Прощание
Желательно привлекать к работе на таких встречах специалистов детского сада (учителей- дефектологов, учителей- логопедов, социальных педагогов).Их помощь неоценима в том, что касается применения всевозможных игр, заданий и совместных упражнений с родителями и детьми, направленных на интеллектуальное развитие детей, формирование и коррекцию их речевого развития , развитие общей и мелкой моторики и т.д.
Таким образом, воздействие на ребенка, взаимодействие между детьми, родителями и специалистами будет комплексным.
В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско- родительские отношения приобретают конструктивный характер , это особенно важно именно в дошкольный период, на первоначальном этапе развития личности ребенка!
Такие встречи позволяют родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи. В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения.
Наш опыт показывает, что создавать благоприятные условия для первого положительного опыта социализации ребенка без сотрудничества детского сада и семьи невозможно. Поэтому мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках , соревнованиях, праздниках.
Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды групповых помещений позволил организовать её в виде художественно-творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.
Компонентами художественно-творческих комплексов являются такие мини-центры, как «Мастерская маленького волшебника», «Я – дизайнер», «Островок чудесных превращений», «Весёлый карандашик», «Театр творчества», «Мастерская «Пчёлки», которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Максимально насыщенные современным художественным полифункциональным материалом и оборудованием творческие мини-центры организованы с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дает возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.
Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба