Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28

ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Дарья17 дек (1).doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

2. Одним из важнейших  условий создания атмосферы, побуждающей  ребенка к творчеству являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ученику только по имени, сохранение  педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку и максимальное положительной подкрепление действий учащихся (похвала, одобрение) и т.д.

3. Часто в группе оказываются  дети, которые внешне несколько  пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги  склонны говорить об их невысокой  креативности. Это преждевременный  вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому.  При работе с этой группой педагогу следует:

  • быть готовым к тому,  что эти дети достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, и, если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно и делается на занятиях), им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания;
  • не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать не менее пятисекундной паузы после вопроса, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости;
  • показывать и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь;
  • достичь c ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.

4. Но, говоря о внешних  условиях, способствующих созданию  креативной атмосферы занятия, нельзя  забывать о его содержании, так как это главное, что должно побуждать ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, элементы новизны, совместное эмоциональное переживание и т.д.

Различают следующие классификации педагогических игр:

  • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
  • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
  • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

  • природо – и культуросообразность;
  • умение моделировать, драматизировать;
  • свобода деятельности;
  • эмоциональная приподнятость;
  • равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие качеств и структур личности;
  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. 

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
  2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
  3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. 

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.  

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.  

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Рекомендации по организации творческих занятий с детьми.

Примеров эффективной организации творческих занятий достаточно много. Приведем лишь несколько примеров. Так, на одном из занятий мы добавили в традиционную русскую сказку «Колобок» персонажей других сказок: Шапокляк, Чебурашку, крокодила Гену,  и старая сказка стала совсем иной, современной, узнаваемой детьми… и «с хорошим концом» (что, оказывается, очень ценимо нашими детьми). А какой эмоциональный подъем вызвало это обсуждение! 

На другом из занятий мы фантазировали с красками: каждый ребенок оставлял на половине большого листа ватмана запятую, крючок, волну, облачко… Задание уже показалось необычным и интересным для детей, однако было еще и продолжение. Лист согнули, рисунки перемешались, распределились по всему ватману; в итоге получилось  разноцветное абстрактное полотно…

Мы с детьми искали и обнаруживали на этом полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание» (обязательно по желанию!) ребятам  было предложено придумать историю, как это растение или предмет попали на лист ватмана. Варианты были самыми разнообразными, от констатации, что это «Маша птичку нарисовала», до заверения, что все зверушки специально прятались в коробке с красками, а потом «выпрыгнули» на листок.

Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся детям, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами рисуют один рисунок на двоих. Но при этом им нужно соблюдать «три правила»: рисовать по очереди,  не больше двух предметов за один раз и рисовать без слов. А потом каждый рассказывает, что он задумал, и как изменялась эта задумка в зависимости от действий своего партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Как иногда непонятно, что там рисует Сережа? Анюта? И как оказывается в конце интересно увидеть целую картинку…

Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Структура  психолого - педагогической гостиной.

1.Приветствие

Предварительно  в группе необходимо расставить детские стульчики по кругу(в соответствии с предполагаемым количеством детей и родителей).Размещение по кругу имеет большое значение, ведь форма круга создает ощущение целостности и безопасности, что позволяет достигнуть оптимальной формы взаимодействия участников гостиных. Каждый ребенок сидит рядом со своим родителем, или родители сидят на стульчиках в кругу , а дети входят под музыку и садятся рядом с родителями.

В начале каждой встречи обязательно проводятся ритуальные игры- приветствия, которые позволяют создать положительный эмоциональный фон , снять напряжение, почувствовать себя безопасно и комфортно, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе.

2.Основная часть

После приветствия следует основная часть встреч, включающая в себя разнообразные игры, увлекающие детей и родителей. Это игры, где дети и родители играют на равных. Таким образом для родителей открывается возможность научиться взаимодействовать с ребенком в игре, встать на его позицию, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.

3.Продуктивная деятельность детей и родителей

После игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей. Это могут быть совместное рисование, лепка, создание коллажа.

Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя; дает возможность почувствовать общность и каждой семьи в отдельности; содействует релаксации детей и родителей; знакомит родителей с вариантами домашних занятий с ребенком.

4.Прощание

Возможно проведение коротеньких игр – прощаний, позволяющих закрепить  положительный эмоциональный фон.

В конце занятий важно дать прочувствовать родителям и детям обратную связь. Для этого необходимо проговорить , в какие игры сегодня играли и какие больше всего понравились.

Важно остановиться на рефлексии родителей, обсудить ,что чувствовали родители , играя с ребенком. Необходимо дать возможность родителям ответить на вопросы : что лучше всего удалось сегодня ,что особенно порадовало и т.д.

Начало и заключение встреч должны быть ритуальными, чтобы сохранилось ощущение целостности и завершенности занятия.

Нами было проведено исследование на базе ДОУ «Детский сад № 289» г. Волгограда. В нем приняли участие 16 детей в возрасте 6-7 лет. В начале исследования дошкольникам была предложена анкета, с помощью которой можно было оценить адаптацию ребенка к группе и окружающим его взрослым и детям. Цель анкеты - выявление отношения детей к детскому саду, выявление уровня коммуникабельности, чувства одиночества. В результате оказалось, что 44% детей не желают посещать детский сад; 38% не желают играть с другими детьми и чувствуют себя комфортно в одиночестве; 38% не имеют друзей в группе, из них 5-7 друзей было у 2 детей, 2-4 друга у 6 детей, 0-1 друг - 8 детей; 88% детей были незнакомы с детьми из других групп и у них не возникало желания общаться с ними; 18% не желают принимать в группу новенького, испытывают к нему негатив, 69% готовы с ним общаться без совместных игр и 13% готовы принять новенького, играть с ним и общаться; при смене обстановки (например, перевод в другую группу) у 50% детей отмечается отрицательное отношение к данной ситуации - ребенок скучает, не желает общаться, активность снижена, 38% - скучают, но играют с другими детьми, 12% - ощущают себя спокойно и комфортно; 56% желают и любят выступать на публике, не стесняясь окружающих.

Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что более 50% детей имеют проблемы в общении. Для коррекции коммуникативных проблем детей старшего дошкольного возраста мы разработали программу использования креативных технологий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. В детском саду был организован детский клуб. В программу вошли игры, тренинги, занятия по изотерапии, музыкотерапии и анималотерапии.

Использование программы креативных технологий социальной адаптации способствовало повышению коммуникабельности, снижению чувства одиночества, улучшению отношения детей к детскому саду. После апробации программы по использованию креативных технологий социальной адаптации детей, мы провели повторную диагностику, показатель желания детей играть со сверстниками увеличился на 50%. Дети с большим удовольствием стали посещать детский сад. Друзья появились у 94% детей, из них 5-7 друзей стало у 13 детей, 2-4 друга у 3 детей. Положительная динамика показателя объясняется тем, что дети стали больше общаться между собой, высказывать свое мнение и прислушиваться друг к другу. В результате у них увеличилось количество друзей. 78% детей познакомились с детьми из других групп и 72% изъявляют желание с ними общаться; 36% готовы общаться с новеньким без совместных игр и 64% готовы принять новенького в группу, играть с ним и общаться; при смене обстановки у 6% детей отмечается отрицательное отношение к данной ситуации, 24% - скучают, но играют с другими детьми, 70% - ощущают себя спокойно и комфортно. Показатель желания выступать на публике возрос на 38%. Большой разрыв в показателях говорит о том, что дети получают удовольствие от проведенных мероприятий.

Таким образом, обобщив все полученные данные, можно сказать, что занятия с использованием креативных технологий по социальной адаптации старших дошкольников помогли раскрытию творческих сил и способностей, способствовали раскрепощению детей, улучшению их психического состояния, повышению уверенности в себе, в целом, успешному включению в современное общество.

 

 


Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба