Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28

ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Дарья17 дек (1).doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Развивающую предметно-пространственную среду, мы рассматриваем и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта. Геометрия пространства группового помещения позволяет каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, желаниям и потребностям, расширяет возможности участия каждого в разнообразной исследовательской, художественно-изобразительной и игровой деятельности, способствует накоплению социального опыта.

Успешность и действенность инновационной работы проблемно-творческой группы «Мозаика» по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие нашего ДОУ. Актуализируя художественно-эстетическое направление работы детского сада, члены проблемно-творческой группы находятся в постоянном поиске интересных форм организации педагогического процесса, проявляют заинтересованность и профессиональную компетентность. Эффективность работы в реализации задач по формированию креативной личности ребенка-дошкольника прослеживается в положительной динамике общего развития детей, повышение их творческой активности.

 

 

 

Выводы по второй главе

Таким образом, делая вывод по данной главе необходимо отметить ее ключевые моменты.

Итак, предметом интереса проблемно-творческой группы является развитие креативного мышления ребенка-дошкольника на основе интеграции различных видов художественно-продуктивной деятельности. Актуализируя проблему воспитания и развития творческой личности ребенка, мы решаем задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию всех видов продуктивной деятельности на основе гармоничного использования традиционных и новых технологий.

В основе системы работы эффективно используем проектную технологию, рассматривая детско-взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно-образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника.

Использование традиционных, авторских приёмов и форм способствовало возникновению в ДОУ инновационной досугово-массовой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей).

Так для педагогов ДОУ создана система работы по развитию креативного мышления ребенка-дошкольника через продуктивные виды деятельности, которая включает в себя алгоритм взаимодействия педагогов детского сада, модель взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ, с целью повышения профессионального мастерства и самообразования педагогов, стимулирования успешного вовлечения их в образовательное пространство ДОУ. Система работы актуализировала детское экспериментирование с художественно-изобразительными материалами в педагогической практике.

В результате творческой педагогической работы у дошкольников сформировалось позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобрели опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при создании выразительных художественных образов. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений.

Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды групповых помещений позволил организовать её в виде художественно-творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.

На наш взгляд, положительных результатов и эффектов мы добились благодаря нововведениям и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей), превращая их в субъектов совместной художественно-творческой деятельности, что подтверждает стабилизация инноваций в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследование, проведенное в курсовой работе, позволило сделать следующие выводы:

1) Креативная социально - педагогическая работа в условиях детского клуба, работа – требующая инновационного, творческого подхода педагогов и участников клуба. Возможность получить желаемый результат в условиях нестандартной работы педагогов ДОУ.

2) Эффективность работы детского клуба по реализации задач формирования креативной личности ребенка-дошкольника прослеживается в положительной динамике общего развития детей, повышение их творческой активности. Любая инновационная деятельность в сфере образования и воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, связанными с особенностями работы педагогов, назначением которых является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей.

3) Готовность детей и их родителей активно участвовать в творческом процессе и работе клуба является своеобразным показателем становления творческих проявлений, создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения личности ребенка, предоставляет им возможности для совместного отдыха и удовлетворения своих психологических потребностей.

Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности ребенка, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность воспитанников.

Таким образом, креативная социально - педагогическая работа непосредственно связана с  семейным досугом воспитанников ДОУ, а  это часть социального развития личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья  ребенка, его интеллектуального  гармоничного совершенствования.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод что, креативная социально - педагогическая работа с детьми должна происходить с учетом индивидуального творческого, инновационного подхода, к каждому ребенку, во взаимодействии с с педагогами ДОУ и родителями. В результате, организованная креативная воспитательная работа с детьми позволит повысить уровень гармоничного развития личности ребенка - дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю., Осухова Н.Г. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Науч.-метод. пособие / Деп. по делам детей, женщин и семьи, Гос. НИИ семьи и воспитания, Президент. программа "Дети России" и др. - М., 2000. - 159 с.: табл.

2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Науч.-метод. пособие / НИИ семьи, Президент. программа "Дети России", Федер. целев. программа "Развитие социал. обслуживания семьи и детей". - М., 1998. - 111 с.

3. Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: Социально-психологический аспект // Семья в России. - 1998. - N 3/4. - С.112-124.

4. Барышева Т.А. Креативность: диагностика и развитие. СПб, 2002.205 с.

5. Баринова Н.М. Детско - родительский клуб как форма психолого- педагогического просвещения и сопровождения семьи// Школьный психолог.2010.№2.

6. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии // Теоретические проблемы мотивационно-личностной эстетики. М., 1975.

7. Бодрова Е.В., Князева O.JL, Кудрявцев В.Т. Актуальные проблемы  развития творческих способностей  в обучении и воспитании // Вопросы  психологии. 1989. № 1. С. 174-176.

8. Божович Л.И. Личность  и её формирование в раннем  возрасте. М.,1968.

9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 191 с. - (Шк. в микросоциуме). - Библиогр.: с.169-189.

10. Карцева Л.В. Социальная работа с семьей: психолого-педагогический анализ: Учеб. пособие / Казан. гос. мед. ун-т. Каф. экон. теории и социал. работы. - Казань, 1998. - Ч.1. - 87 с.; Ч.2. - 70 с. - Библиогр.: с.66-70.

11. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. – М., 1993.

12. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46.

13. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Науч.-метод. пособие / Меновщиков В.Ю., Агрест Г.А., Вершинин А.Т., Трунов Д.Г.; Гос. НИИ семьи и воспитания, Федер. целевая программа "Развитие социал. обслуживания семьи и детей". - М., 2001. - 159 с. - Библиогр.: с.155-157.

14. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.

15. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 1991.

16. Культурная деятельность. Опыт социол. исследования. - М., 1981.

17. Курганский С.И., Шварев Е.В., Чурсина В.Н. Досуговые интересы и потребности населения (опыт прикладного социологического исследования)/ С.И. Курганский, Е.В. Шварев, В.Н. Чурсина.- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004.-104с.

18. Лаврушин В. И. Задачи клубов семьи // Подросток нашего двора: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тамбов, 1999. - С. 29-30.

19. Лаврушин В. И. Совместный семейный досуг // III Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 1998. - С. 25-26.

20. Лаврушин В. И. Социально-культурные проблемы семьи в современной России // IV Державинские чтения. Материалы научной конференции молодых ученых. - Тамбов, 1999. - С. 90-92.

21. Лаврушин В. И. Социальные основы технологии организации досуга молодой семьи // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов, 2001. - С. 110-113.

22. Лаврушин В. И. Проблемы возникновения в России клубов семьи в 80-е годы ХХ века // IV Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей. - Тамбов, 1999. - С. 32-33.

23. Лаврушин В. И. Технология организации семейного досуга // Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - Тамбов, 2002. - С. 287-322. 

24. Лаврушин В.И. Цели деятельности семейных социально-культурных учреждений // IV Державинские чтения. Материалы научной конференции молодых ученых. - Тамбов, 1999. - С. 87-88.

25. Лодкина Т.В. Из опыта работы семейного социального педагога в школе // Вестн. психосоциал. и коррекционно-реабилитац. работы. - М., 1996. - N 4. - С.67-73.

26. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика / Моск. гос. открытый пед. ун-т, Волог. гос. пед. ун-т. - М.; Вологда: Русь, 1997. - 141 с.: схем. - Библиогр.: с.111-136.

27. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 79-83.

28. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Социально-культурное проектирование. – СПб., 1997.

29. Мосалев Б.Г.Досуг: Методология и методика социологических исследований: Учеб. Пособие.- М.: МГУК, 1995.-96 с.

30. Мосалев Б.Г. Социология досуга. - М., 1994.

31. Никитина Л.Е. Социальная работа с семьей: современные подходы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы: Ежегодник. - Барнаул, 1998. - Вып.2, ч.2. - С.277-283.

32. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. - Омск, 1992.

33. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. - М., 1987.

34. Новикова Ю.В. Педагогические технологии в подготовке учителей // Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы: Тез. I Междунар. науч.-практ. социол. конф. Москва,

35.Пилипенко Л.В. Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ.  –М.,Скрипторий 2003,2008.

36. Социология в России: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев и др.; Отв. ред. В.А. Ядов; Сост.: З.Т. Голенкова, В.А. Ядов; РАН. Ин-т социологии. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1998. 695 с.

37. Спиваковская А.С. Установочный блок психокоррекционного комплекса/А.С. Спиваковская //Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: (комплексная психологическая коррекция). - М., 1988.-С.136-143.

38. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. ун-т и др. - М., 2000. - Ч.1. - 238 с. - Библиогр.: с.231-237; Ч.2. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. - 215 с.: схем. - Библиогр.: с.208-214.

39. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. - М., 1982.

40. Харчев Г.Современная семья и ее проблемы : [Социал.-демогр. исслед.] / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский, 271 с. 20 см, Ереван Айастан 1982

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Аспекты педагогики при организации творческих занятий для педагогов детских клубов

1. Прежде всего обратим  внимание на создание нужной атмосферы. На творческих занятиях недопустим педагогический нажим, повышенный голос педагога, использование явных и скрытых угроз («а если вы испачкаете пластилином столы или стулья, то я…!»). Еще С.Л. Рубинштейн  подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность... сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они  сразу находят себя,  овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны». 

Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба