Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа
Объект – креативная социально - педагогическая работа с детьми в условиях клуба.
Предмет - процесс организации социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба.
Цель исследования – определить специфику социально – педагогической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского клуба.
Гипотеза: Креативная социально-педагогическая работа в условиях детского клуба будет более эффективной, если:
- участники воспитательного процесса нацелены на самосовершенствование. - в детских клубах возникают инициативы, направленные на преобразование окружающей среды (внешней и внутренней);
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности креативной социально - педагогической работы с детьми в условиях клуба ………... …………………………………………..8
Креативность в структуре педагогической деятельности……………..8
Сущность, структура социально - педагогической деятельности детского клуба……………………………………………………………13
Выводы первой главы………………………………………………………….28
ГЛАВА 2. Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба………..……………………………………………..30
2.1. Основные направления работы социального педагога в условиях детского клуба…………………………………………………………………...30
2.2. Разработка программы социально – педагогической работы с дошкольниками в условиях детского клуба…………………………………..36
Выводы второй главы…………………………………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………………………..45
Библиографический список …………
Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых.
Спирмен называл креативность "силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей". [9]
Симпсон определял креативность как "способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления". Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).
В процессе реализации креативных технологий наблюдается положительная динамика социальной адаптации дошкольников. С одной стороны, в процессе использования креативных технологий происходит работа с личностью ребенка, поскольку процесс творческого самовыражения позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые ребенок затрудняется обсуждать напрямую. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей процесса социальной адаптации.
Процесс развития креативной социально- педагогической работы будет проходить эффективнее, если в процессе применения психологического сопровождения - креативной деятельности педагога-воспитателя будет актуализирован его креативный потенциал, обусловливающий содержание креативных интеракций, а именно: общая личностная креативность, творческая активность личности и общий творческий потенциал личности.
К теме детского творчества, развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Известно, что детский возраст многие определяют как самый податливый для педагогических воздействий период: у ребенка еще не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока. Не случайно многие ученые считают, что чем раньше ребенка приучают и обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты такой деятельности. Это утверждение в некоторых областях может оказаться достаточно спорным, но, что касается креативной педагогики, оно без сомнения верно.
Прежде всего у детей творчество оказывается вплетенным в игровую деятельность. Их объединяет процесс развлечения, получения удовольствия: для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат, получаемый в конце.
Кроме того креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы: именно в детстве мы способны до слез переживать за любимых героев в сказках, мультфильмах, кино. Однако креативная педагогика – сфера более чем тонкая. Какие аспекты педагогики стоит учитывать при организации творческих занятий? (см.Приложение №1)
1. Прежде всего обратим внимание на создание нужной атмосферы.
2. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей ребенка к творчеству являются «эмоциональные поглаживания».
Как лучше организовать творческие занятия с детьми? (см.Приложения №2)
Примеров эффективной организации творческих занятий достаточно много.
Одним из видов коллективной творческой работы, понравившейся детям, стало занятие «Рисуем вместе». Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания.(см.ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощь любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической. Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных исследований. Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:
педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;
Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий.
Социально-педагогическая
деятельность как
В целом совпадают
и мнения разных ученых
М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.
По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.
Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
К основным принципам социально-
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
В широком смысле цель социально-педагогической
деятельности – ожидаемые позитивные
изменения в человеке (или группе людей),
которые произошли в результате осуществления
специально подготовленной и планомерно
проведенной системы действий специалистов.
В узком смысле цель профессиональной
деятельности социального педагога –
это оказание подопечному социально-психолого-
В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается.
Условно целеполагание
в работе социального педагога
может быть представлено
Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, - определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.
Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:
Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т.е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.
Профессионализм социального
педагога проявляется в умении
выявлять как достоинства
По виду деятельности д/клуб является образовательным структурным подразделение, в котором специально организован образовательный процесс для овладения детьми знаниями, умениями, навыками в определенных областях знаний и видах деятельности: декоративно-прикладном, художественно-прикладном, эстетическом творчестве, в спортивно-оздоровительной, познавательной, воспитательной, образовательной деятельности.
Информация о работе Организация социально - педагогической работы с детьми в условиях детского клуба