Основные этапы развития педагогической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 746.00 Кб (Скачать файл)

 

Работа с недисциплинированными учащимися:

    1. Порицающие замечания;
    2. Частый опрос;
    3. Переход от устных работ к письменным;
    4. содействие лидера группы;
    5. изоляция ( физическая и психическая);
    6. Дополнительные задания.
    7. Консультации с родителями;
    8. Беседы с глазу на глаз ( не задевайте самолюбия, не унижайте, не ставьте под сомнение одаренность. Способность, говорите о конкретном факте, не давайте оценку личности) Не возражайте, не спорьте, покажите последствия поступка, следите за реакцией учащихся, создайте спокойную обстановку, вызовите желание измениться, надежду на успех, но не требуйте невозможного.

 

Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов:

 

    • увлеченное преподавание;
    • новизна учебного материала;
    • историзм;
    • связь знаний с судьбами людей, их открывших;
    • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
    • использование новых и нетрадиционных форм обучения;
    • чередование форм и методов обучения;
    • проблемное обучение;
    • эвристическое обучение;
    • обучение с компьютерной поддержкой;
    • взаимообучение ( в парах, микрогруппах);
    • показ достижений обучаемых;
    • создание ситуации успеха;
    • соревнование;
    • создание положительного климата в группе;
    • доверие к обучающему;
    • педагогический таки и мастерство педагога;
    • гуманизация школьных отношений;

 

Интерес- ( лат. Значимо, важно) – положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности

 

Вопрос 13. Система работы классного руководителя.

 

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка “ Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого как классное руководство”. В самом деле, доплата за классное руководство составляет 20% учительского оклада, а работа поглощает порой все свободное ( и несвободное) время. Классный руководитель не знает ни каникул ни выходных, но так ли это неизбежно? Опыт показывает, что чаще такое положение- следствие неумелой организации работы классного руководителя.

 

Пед. задание: Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.- Ольга Петровна- обращается преподаватель математики к классной руководительнице 6 класса- сегодня в вашем классе плохо себя вел Миша С.  Весь урок разговаривал, а Гриша К. читал книгу.

-Ольга  Петровна, сегодня большинство ребят  вашего класса не заполнили контурные карты- говорит учитель географии. –А ко мне на урок- добавляет учитель физкультуры- не пришли четверо ваших учеников.

  1. Оцените ситуацию, в которой оказался классный руководитель;
  2. Какие задачи предлагают решить классному руководителю учителя? Может ли он отказаться от их решения?  Можно надеяться, что Ольга Петровна оправдает надежды своих коллег?
  3. Как бы вы вели себя на месте классного руководителя? Каждого учителя?

Как видим, даже коллеги- учителя не прочь переложить на классного руководителя часть своих забот. Для того, чтобы эффективно работать, руководство в школе стремится привести деятельность классного руководителя в систему.

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

    • классный руководитель назначается и освобождается от работы директором;
    • подчиняется директору, текущее руководство- зам. директора.

 

 Работа с учащимися:

    1. Контроль посещаемости, выяснение причины отсутствия, организация питания;
    2. Изучение индивидуальных особенностей, интересов, семьи, жилищных условий;
    3. Работа с активом класса;
    4. Проведение классного часа и другой воспитательной работы;
    5. Контроль за ходом учебно- воспитательного процесса в классе, выявление причин слабой успеваемости, организация помощи;
    6. Помощь одаренным детям;
    7. Помощь детям с медицинскими, психологическими проблемами;
    8. Сбор и обработка информации об учащихся, родителях;
    9. Организация дежурства и другой социально полезной деятельности учащихся.

 

Основные направления деятельности классного руководителя:

Здоровье- совместная деятельность с руководителем физкультуры и медицинским работником по проведению оздоровительных мероприятий;

    • загородные экскурсии и походы;
    • индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных.

Учение- обеспечение руководства учебно- познавательной деятельности учащихся, их самообразованием;

    • совместная работа с учащимися, завучем по соблюдению учебной дисциплины;
    • посещение уроков с целью выявление его возможностей и возможностей учащихся;
    • организация консультативной помощи по предметам;
    • включение учащихся в исследовательскую работу.

Общение- организация работы по нравственному воспитанию;

Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения;

Досуг—создание условий для культурного досуга, использование разных форм общения по интересам;

 

Семья- изучение условий воспитания детей в семье;

- оказание помощи семье, а не просто информирование  о неуспевающих и недисциплинированных  детях.

 

Циклограмма деятельности классного руководителя:

 

Ежедневно- 1. Встреча детей;

  1. Уборка кабинета;
  2. Контроль посещаемости;
  3. Встреча с учителями- предметниками, завучем;
  4. Организация питания.

 

Еженедельно- 1.  Классный час;

    1. Проверка дневников;
    2. Индивидуальная работа с родителями и детьми;
    3. Внеклассные мероприятия;
    4. Ведение классного журнала;
    5. Работа с активами класса.

 

Каждый месяц- 1. Посещение уроков своего класса;

    1. Линейка;

 

Каждая четверть- 1. Родительское собрание;

2.Генеральная уборка  кабинетов;

    1. Экскурсии и культпоходы;
    2. Подведение итогов четверти.

 

 

Каждый год- август- встреча учащихся по классам, проверка личных дел, получение учебников.

Сентябрь—день знаний, день здоровья, трудовой десант.

Октябрь- осенний бал;

Ноябрь- классные вечера, экскурсии;

Декабрь- проведение предметных олимпиад, новогодних праздников;

Январь- культпоходы на каникулах;

Февраль- вечер встречи выпускников, годовщина Сталинградской битвы, День защитников Отечества;

Март- праздник 8 марта;

Апрель- юморина, трудовой десант;

Май- день физкультурника, праздник последнего звонка, переводные экзамены;

Июнь- заполнение личных дел учащихся, сдача экзаменов, выпускные экзамены и вечера, ремонт кабинетов, сдача учебников.

 

Работа с учителями

    • наблюдение уроков с согласия преподавателей;
    • организация и проведение малых педсоветов;

 

Работа с родителями

    • информирование об успехах, проблемах ученика;
    • проведение родительских собраний;
    • посещение семей учащихся;
    • консультации по вопросам воспитания детей.

 

Взаимодействие со службами лицея

    • информировать руководство о проблемных случаях, об одаренных детях;
    • участие в педсоветах, методических объединениях;
    • отчет о деятельности перед администрацией и педсоветом;
    • взаимодействие с медицинской службой, библиотечной и психологогической.

 

Работа с документами

    • ведение личных дел учащихся, классного журнала, контроля за ведением дневников;
    • подготовка характеристик учащихся;
    • отработка и сохранение всех поступающих справок и документов.

 

Права

    • самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы;
    • посещать уроки других учителей;
    • использовать помещение и материальную базу школы для проведения воспитательной работы;
    • вызывать родителей в школу.

 

Обязанности

    • классный руководитель несет дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, за нарушение Конвенции ООН  правах ребенка, правил внутреннего распорядка школы;
    • несет материальную ответственность за сохранность имущества лицея;
    • несет административную и уголовную ответственность.

 

Оценка работы

 Работа классного  руководителя оценивается по итогам:

    • проверки выполнения планов работы, установленной  документации;
    • посещение занятий, проводимых классными руководителями;
    • собеседование с администрацией школы;
    • анкетирование учащихся и родителей.

 

Оценка снижается в случае:

    • наличия жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
    • педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
    • нарушение трудовой дисциплины.

 

Классное руководство:

-организация  родительского комитета;

-родительские  собрания;

-работа с  учителями.

 Недопустимо начинать родительское собрание с нотаций, публичных извещений родителей об успеваемости учеников, брать на себя роль судьи. Советы учителя – мягкие, взвешенные, добрые. Учитель- защитник ребенка.

Правило- каждый родитель должен раз в неделю побывать в школе.

 

Правила посещения классным руководителем семьи:

    • не идите непрошенным. Постарайтесь любыми путями получить приглашение родителей;
    • проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
    • беседуйте в присутствии учащихся;
    • не предъявляйте претензий учащимся;
    • подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
    • советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте возможности семьи;
    • договаривайтесь о совместных делах;
    • не давайте беспочвенных обещаний.

 

 

 

 

Вопрос № 14. Семейное воспитание. Проблемы взаимоотношений поколений. Авторитет родителей в семье.

Это сложная и парадоксальная проблема. Сложность – в скрытом, интимном характере. Парадокс – родители ее не замечают, ибо не имеют необходимой псих-педагогической информации. Отношение родителей к детям сказываются годами, проходят определенные стадии. Родители не видят процесса развития отношений, - а внезапный, необыкновенный случай. И обращаются к специалисту по поводу “вчера” тревожной ситуации.

Пример, мама пишет письмо. Прекрасная дочь... и вдруг агрессия, жаргон, оскорбление. Ведь у нее ничего не произошло!? И вскользь: из семьи ушел отец! – вот оно главное. Как к нему относилась девочка? Что предшествовало уходу? Нет ли в этом вины матери?

Конфликт в отношении родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязи родителей и детей, потребности друг в друге.

В здоровых семьях – душевное единение. (родовые связи, чувства матери и отца, привязанность детей к родителям).

Конфликтно возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в котором родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и решаются решить возникшую проблему односторонне,

Рациональные условия отношений в семье.

  1. Разумная организация семьи (общие перспективы, совместная деятельность, трудовые обязанности, традиции взаимопомощи и прочее). Учет возрастных особенностей!
  2. Педагогический такт – участие в занятиях и интересах детей.
  3. Общие увлечения

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности – революции, войны, эмоциональный и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только там, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.

В нашем обществе – кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Он выражается в том, что семья все хуже выражает главную функцию – воспитание детей, (ухудшение экономической ситуации; расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, правы и человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство).

Дети – зеркальное отражение своих родителей.

По данным социологов работающая женщина в сутки выделяет воспитанию детей – 6мин. В выходные – 30 (но это в основном контроль, оценки в школе).

 

Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье.

  1. Наследственность.
  2. Невысокий экономический уровень. Большинство трудовых семей, когда основное время тратится на добывание средств к существованию.
  3. Низкая культура общественной жизни, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы.
  4. Двойная нагрузка на женщину в семье, 77 ч. в неделю (дома 36), средний рабочий день – 11 часов.
  5. Высокий процент разводов.
  6. Бытующее общественное мнение, что, мужчины лишь помогают жене воспитывать детей.
  7. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах)
  8. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа устранилась от роли помощника семьи. Впервые за 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой беспризорности. Увеличилось количество детских приютов, домов ребенка, школ- интернатов.

Информация о работе Основные этапы развития педагогической мысли