Основы работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Розы.docx

— 164.14 Кб (Скачать файл)

Введение

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества.

Семья представляет собой  систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального  института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия  для социализации детей и молодежи. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические  проблемы, связанные с многодетной  семьей, так и практические вопросы  социальной работы с этими семьями.

Общественно-политические и  социально-экономические кризисные  явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших  большинство семей. В наиболее сложном  положении оказались многодетные  семьи. Из статистики известно, что  в многодетных семьях воспитывается  около 20% всех детей в стране, анализ статистических данных дает основание  полагать, что материальное положение  семьи зависит от количества растущих в ней детей. Поэтому очень  важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так  и пути улучшения их положения.

Внимание к многодетным  семьям в современной науке объясняется  тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса  и духовно-психологического шока они  занимают одно из первых мест среди  других травмированных категорий (Т.В. Шеляг, Н.В. Панкратьева, Г.П. Добрунова, А.В. Полудницын и др.).

Такая семья самой своей  сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются  благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Большинство многодетных семей живет за чертой бедности. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры.

Основное направление  в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции  федеральной семейной политики, а  также в должностных обязанностях социального работника. Положение  многодетной семьи, ее численность, место в общественной структуре, проблемы и нужды, возможность их смягчения и разрешения являются основным местом рассмотрения в работе.

Для того чтобы несколько  по-иному посмотреть на проблемы данной категории семей и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить  и проанализировать многодетность, ее причины, влияние на каждого члена  многодетной семьи.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.

Объектом исследования: многодетная  семья и ее социальные проблемы.

Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.

Гипотеза исследования основана на том, что социально-педагогическая помощь многодетной семье будет  намного эффективнее, если будут  учтены и реализованы следующие условия:

1.своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей;

2.исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержке многодетных семей;

3. определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям;

Задачи исследования:

1.рассмотреть понятие  семьи как социального института;

2.выявить проблемы многодетной  семьи;

3.проанализировать практическое  применение технологии социальной  работы с многодетными семьями;

4. охарактеризовать существующие  подходы социальной помощи многодетным  семьям.

Методы исследования:анализ литературы по данной проблеме, наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование.

База исследования: МБОУ СОШ №10 г.Бирска

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, педагогических рекомендаций по работе с многодетной семьей, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы работы социального педагога с многодетной  семьей

1.1.Семья как  социальный  институт. Проблемы многодетных  семей на современном этапе.

Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве  малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу.

Семья один из самых  древних  социальных  институтов.  Она возникла  намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Общество накладывает  на семью несколько важнейших  функций:

1) репродуктивная - основная  социальная функция (семью принято  считать идеальным местом для  рождения ребенка);

2) воспитательно-педагогическая - удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству/ отцовству;

3) социализация личности  ребенка - усвоение им норм  и правил человеческих отношений,  приспособление к жизни (как  и в отношении репродуктивной  функции, семья - лучшее место  для социализации ребенка);

4) хозяйственно-бытовая - состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья;

5) рекреативная (восстановительная) - организация досуга и отдыха, направлена на сохранение и  восстановление здоровья каждого  члена семьи как целостной  структуры;

6) сексуально-эмоциональная  (гедонистическая) - обучение на примере  родителей правильному сексуальному  поведению, эмоциям, проявлениям любви и ласки [35,с.57].

Брак представляет собой  начало и ядро семьи. Характер супружеских  отношений зависит, прежде всего  от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие  на семью экономического базиса общества и всего социального бытия  в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как  санкционированную обществом социально  и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья - малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества - родительства - родства.

Согласно определению  из философского словаря: «Семья - это  ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между  мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими  родственниками, живущими вместе и  ведущими общее хозяйство».

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:

1.     Семья - ячейка (малая социальная группа) общества.

2.     Семья - важнейшая  форма организации личного быта.

3.     Семья - супружеский  союз.

4.     Семья - многосторонние  отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

В современном обществе наибольшее распространение получила нуклеарная семья. Она может быть:

- элементарная - семья из  трёх членов: муж, жена и ребёнок.  Такая семья может быть, в свою  очередь: полной (в составе есть  оба родителя и хотя бы один  ребёнок) и неполной (семья только  из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только  из родителей без детей);

- составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.[30,122].

Русский социолог А.Г.Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства» .

Но в последние два  десятилетия в области семейно-брачных  отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать  себя в полной мере. Они выражаются в следующем:

- уменьшение ценности  брака, семьи и особенно детей  по сравнению с ценностями  материального благополучия и  достатка;

-увеличение так называемых  «легкомысленных», необдуманных браков;

- непонимание некоторой  части молодежи проблем и трудностей  семейной жизни, взаимных прав  и обязанностей в семье;

- рост количества семей  с одним ребенком, что не обеспечивает  даже простого воспроизводства  населения;

- увеличение числа абортов  и всех последствий, связанных  с ними;

- рост неполных семей,  в которых дети воспитываются  одним родителем;

- увеличение числа мужчин  и женщин, которые затем не  могут повторно вступить в  повторный брак;

- рост алкоголизма, который  сильно подрывает семейные устои  и ведет к рождению детей  с различными врожденными дефектами  и аномалиями;

- значительный рост разводов  по этико-психологическим мотивам  и причинам сексуальной безграмотности  супругов, а, следовательно, неудовлетворенности  интимной стороной супружеской жизни .

В связи с этим, состояние  семьи как социального института  можно оценить как кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все  свое существование, неизменными остались две ее характеристики:

1)Семья как социальный  институт общества. Общество заинтересованно  в качестве семьи и организации  этого социального института.

2) Семья как малая социальная  группа. Члены семьи заинтересованы  в ее организации на протяжении всей жизни.

Итак, семья - это социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которой  осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам  пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных  реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.

Можно сделать вывод о  том, что положение института  семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и  общества в целом. Изменения затрагивают  все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения. Меняется и роль семьи  в обществе: семья начинает рассматриваться  не как производственная ячейка, а  как совокупность функционирования социально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, влияющих на жизнедеятельность человека [13,с.98].

Проблемы многодетных  семей на современном этапе.

Многодетная семья имеет  как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны  любой другой семье (с одним-двумя  детьми, неполной). Она переносит  все "болезни" стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Необходимо отметить несколько  принципиальных моментов, касающихся непосредственно многодетной семьи.

Во-первых, говоря об указанной  семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих  в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной  семьи различаются в зависимости  от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. Имеются  существенные расхождения между  регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей  много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало. Поэтому действенная  помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных  условий, возможностей, пожеланий и  мнений населения.

В-третьих, многодетные семьи  не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих  проблем, резко отличаются друг от друга.

Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей