Основы работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Розы.docx

— 164.14 Кб (Скачать файл)

1.  На основе системного  изучения социально-педагогической  литературы овладеть теоретическими  положениями в области проблемы  семьи вообще и, в частности,  многодетной семьи.

2.  Знать законодательные  документы федерального и регионального  значения по вопросам семьи и семейного воспитания.

3.  Четко выявить в  конкретном учебном заведении  количество многодетных семей,  их основные «болевые» проблемы, трудности. Своевременно выявить  и организовать работу с семьей, в которой есть «трудный» подросток.

4.  Наметить комплекс  эффективных мер по социально-педагогической помощи многодетным семьям.

5.  Организовывать встречи  родителей со специалистами-психологами,  медицинскими работниками и работниками  правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.

6.  Организовать правовое, медицинское, педагогическое просвещение родителей.

7.  Проводить психологическую  коррекцию семейных отношений  в процессе семейного психологического  консультирования. Оказывать психотерапевтическая  помощь матерям и другим членам семьи.

8.  Способствовать обогащению  выбора форм и видов досуговой  деятельности в учебных заведениях  и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч». Организация  семейных клубов, школ семейной  жизни, воскресных школ. Помощь  в организации семейного досуга.

9.  Организовать систему  допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, группы продленного дня в школе или детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации).

10.  Наблюдать за здоровьем  всех членов семьи, оказывать помощь в укреплении здоровья.

11.  Оказывать помощь  в разрешении конфликтных ситуаций  в семье. Вести учет и предупреждение  асоциально-аморального поведения родителей.

12.  Обеспечить постоянное  взаимодействие с родителями  и родственниками ребенка в  период его пребывания в службах  временного пребывания детей.  Связь с педагогическим коллективом  (детские приемники, приюты, стационары).

13.  Взаимодействовать  с учреждениями постоянного пребывания  детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы  опеки и попечительства, дома ребенка).

14.  Налаживать взаимодействие  и контакты школьного педагогического коллектива с семьей.

15.  Налаживать благотворительную  помощь многодетной семье.

многодетная семья социальный педагог

 

 

 

 

 

Заключение

Интерес к  семье, как социальному  институту и проблемы семьи на современном этапе наблюдается  и в настоящее время.В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.

Таким образом, поставленная цель данной курсовой работы: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи достигнута.

Были решены поставленные задачи,т.ерассмотрены понятия семьи как социального института;были выявлены проблемы многодетной семьи;проанализировано практическое применение технологии социальной работы с многодетными семьями;охарактеризованы существующие подходы социальной помощи многодетным семьям.

Социально-педагогическая помощь многодетной семье будет намного эффективнее, если будут учтены и реализованы следующие условия, подтвердились: действительно многодетные семьи будут меньше сталкиваться с проблемами, если будет проведена своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей, также будет осуществляться исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержке многодетных семей, будут определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям и усилена систематическая государственная поддержка данной категории семьи, что и подтверждает гипотеза исследования.

 

Список использованной литературы

1.Азарова Е. Льготы за многодетность // Соц. защита. – 2005. - N 8.

2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982.

3.Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. - М., 1976.

4.. Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред. З.М.Магомедовой. - Махачкала: ДГПУ, 2005

5.. Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России // Семья в России. – 1994. - №2.

6..Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 1972.

7. Борисов В.А. Семья и демографические тенденции / В.А.Борисов, А.Б. Синельников. - М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000.

8.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций.-М, 1999.

9..Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995.

10. Воликоева Т.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979.

11.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975.

12. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Социальная педагогика. - 2005. - № 2.

13. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учебное пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2006.

14. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе/ Под ред. Г.К. Селевко. М., 1996 г.

15. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Т.С.Зубкова, Н.В.Тимошина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

16.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.

17.Куликова Т.А. семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 1999, 232с. Лаптева И. Деловые люди. //Дошкольное воспитание. 1997, №9.

18.Методика и опыт работ социального педагога /Под. Ред. Л.В. Кузнецовой.-М.,2005

19.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - Зе изд., доп.-М.: Просвещение, 1991.

20.Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Мол.гвардия, 1980.

21. Новокшонова Г.А. Социальное воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении. Пермь, 1997.

22. Овсянников А. Шувалов В. Семья и школа: немного цифр. / Семья и школа, 1993. № 5. С.6-7.980 классном руководстве в школе. Молотов, 1948. 23.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. -М., 1981

24.   Рожков В.В., Великанов В.Д., Васнева Т.М., Соломатина С.А. Анализ данных социологического опроса многодетных семей // Социальное обозрение, №1-2, М., СОФИЯ, Гелиос, 2003

25. Саленко, Н. Конкурс многодетных семей / Н. Саленко // Социальное обеспечение. – 2004. - № 12.

26.Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.Новинников. - М.: Политиздат, 1990.

27. Семья и школа, 1994. № 9.

28. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 1.

29.Социально-экономический портрет многодетных семей РФ (по результатам социологического исследования, проведенного в декабре 1992 года)/Осадчая Г.И., Симаков А.Г., Шеляг Т.В. М., 1993г.

30.Социальный педагог Волкова А.П « рабочая программа социального педагога» 2008г.

31.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М: Педагогика, 1986.

32.Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7.

33.   Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

34. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. М., 2002.

35. Шеляг, Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Татьяна Шеляг // Социальная педагогика. – 2005. - № 1.

36. Шептенко, П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие / Полина Андреевна Шептенко, Галина Афанасьевна Воронина; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.

37. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб.пособие / Татьяна Ивановна Шульга. – М.: Дрофа, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета «Взаимоотношения в семье»

Предлагаемая анкета поможет  определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

 не очень хорошими;

плохими;

не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою  семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет. 

3. Какие семейные традиции  способствуют укреплению вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.

5. Что делает ваша семья,  собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы учебы детей;

делитесь впечатлениями  о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

каждый занимается своим  делом;

 

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) да

часто;

иногда;

редко;

не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений  (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать  в семейных делах, заботах;  разногласиями в вопросах воспитания детей;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения  нравственных конфликтов в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью к  другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями  или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет; 

3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

 

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку  в других людях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета «Воспитательное  воздействие школы»

Оцените, пожалуйста, в какой  степени школа воспитывает в  вашем ребенке перечисленные  ниже качества личности. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени; 

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени; 

1 - практически нет. 

-Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).

-Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).

-Ответственность (умение держать слово).

-Воля (умение не отступать перед трудностями).

-Хорошие манеры поведения.

-Жизнерадостность (способность принимать и радоваться жизни).

-Образованность.

-Ум (способность здраво и логично мыслить).

-Высокие жизненные запросы.

-Самостоятельность (способность самому принимать решения).

-Честность в отношениях с людьми.

-Доброта в отношениях с людьми.

-Чуткость в отношениях с людьми.

-Справедливость в отношениях с людьми.

Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей