Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
1. На основе системного
изучения социально-
2. Знать законодательные
документы федерального и
3. Четко выявить в
конкретном учебном заведении
количество многодетных семей,
их основные «болевые»
4. Наметить комплекс
эффективных мер по социально-
5. Организовывать встречи
родителей со специалистами-
6. Организовать правовое, медицинское, педагогическое просвещение родителей.
7. Проводить психологическую
коррекцию семейных отношений
в процессе семейного
8. Способствовать обогащению
выбора форм и видов досуговой
деятельности в учебных
9. Организовать систему допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, группы продленного дня в школе или детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации).
10. Наблюдать за здоровьем всех членов семьи, оказывать помощь в укреплении здоровья.
11. Оказывать помощь
в разрешении конфликтных
12. Обеспечить постоянное
взаимодействие с родителями
и родственниками ребенка в
период его пребывания в
13. Взаимодействовать
с учреждениями постоянного
14. Налаживать взаимодействие
и контакты школьного
15. Налаживать благотворительную помощь многодетной семье.
многодетная семья социальный педагог
Заключение
Интерес к семье, как социальному институту и проблемы семьи на современном этапе наблюдается и в настоящее время.В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.
Таким образом, поставленная цель данной курсовой работы: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи достигнута.
Были решены поставленные задачи,т.ерассмотрены понятия семьи как социального института;были выявлены проблемы многодетной семьи;проанализировано практическое применение технологии социальной работы с многодетными семьями;охарактеризованы существующие подходы социальной помощи многодетным семьям.
Социально-педагогическая помощь многодетной семье будет намного эффективнее, если будут учтены и реализованы следующие условия, подтвердились: действительно многодетные семьи будут меньше сталкиваться с проблемами, если будет проведена своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей, также будет осуществляться исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержке многодетных семей, будут определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям и усилена систематическая государственная поддержка данной категории семьи, что и подтверждает гипотеза исследования.
Список использованной литературы
1.Азарова Е. Льготы за многодетность // Соц. защита. – 2005. - N 8.
2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982.
3.Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. - М., 1976.
4.. Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред. З.М.Магомедовой. - Махачкала: ДГПУ, 2005
5.. Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России // Семья в России. – 1994. - №2.
6..Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 1972.
7. Борисов В.А. Семья и демографические тенденции / В.А.Борисов, А.Б. Синельников. - М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000.
8.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций.-М, 1999.
9..Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995.
10. Воликоева Т.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979.
11.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975.
12. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Социальная педагогика. - 2005. - № 2.
13. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учебное пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2006.
14. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе/ Под ред. Г.К. Селевко. М., 1996 г.
15. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Т.С.Зубкова, Н.В.Тимошина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
16.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.
17.Куликова Т.А. семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 1999, 232с. Лаптева И. Деловые люди. //Дошкольное воспитание. 1997, №9.
18.Методика и опыт работ социального педагога /Под. Ред. Л.В. Кузнецовой.-М.,2005
19.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - Зе изд., доп.-М.: Просвещение, 1991.
20.Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Мол.гвардия, 1980.
21. Новокшонова Г.А. Социальное воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении. Пермь, 1997.
22. Овсянников А. Шувалов В. Семья и школа: немного цифр. / Семья и школа, 1993. № 5. С.6-7.980 классном руководстве в школе. Молотов, 1948. 23.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. -М., 1981
24. Рожков В.В., Великанов В.Д., Васнева Т.М., Соломатина С.А. Анализ данных социологического опроса многодетных семей // Социальное обозрение, №1-2, М., СОФИЯ, Гелиос, 2003
25. Саленко, Н. Конкурс многодетных семей / Н. Саленко // Социальное обеспечение. – 2004. - № 12.
26.Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.Новинников. - М.: Политиздат, 1990.
27. Семья и школа, 1994. № 9.
28. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 1.
29.Социально-экономический портрет многодетных семей РФ (по результатам социологического исследования, проведенного в декабре 1992 года)/Осадчая Г.И., Симаков А.Г., Шеляг Т.В. М., 1993г.
30.Социальный педагог Волкова А.П « рабочая программа социального педагога» 2008г.
31.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М: Педагогика, 1986.
32.Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7.
33. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
34. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. М., 2002.
35. Шеляг, Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Татьяна Шеляг // Социальная педагогика. – 2005. - № 1.
36. Шептенко, П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие / Полина Андреевна Шептенко, Галина Афанасьевна Воронина; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.
37. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб.пособие / Татьяна Ивановна Шульга. – М.: Дрофа, 2005.
Приложение 1
Анкета «Взаимоотношения в семье»
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
очень хорошими;
хорошими;
не очень хорошими;
плохими;
не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою
семью дружным семейным
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
работаете на приусадебном участке;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы учебы детей;
делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да
часто;
иногда;
редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей
примирение;
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
прекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
переживают, плачут;
становятся на сторону одного из родителей;
пытаются помирить;
уходят из дома;
замыкаются в себе;
относятся безразлично;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
Приложение 2
Анкета «Воспитательное воздействие школы»
Оцените, пожалуйста, в какой степени школа воспитывает в вашем ребенке перечисленные ниже качества личности. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически нет.
-Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
-Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
-Ответственность (умение держать слово).
-Воля (умение не отступать перед трудностями).
-Хорошие манеры поведения.
-Жизнерадостность (способность принимать и радоваться жизни).
-Образованность.
-Ум (способность здраво и логично мыслить).
-Высокие жизненные запросы.
-Самостоятельность (способность самому принимать решения).
-Честность в отношениях с людьми.
-Доброта в отношениях с людьми.
-Чуткость в отношениях с людьми.
-Справедливость в отношениях с людьми.
Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей