Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
-Терпимость к взглядам и мнениям других.
Приложение 3
Проект «Социально-
Актуальность проекта
Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья является важнейшим фактором социализации ребенка. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. На процесс социализации влияет тип семьи. Существует несколько типов семьи. В последнее время количество таких семей увеличивается. К этой категории относятся семьи, имеющие 3-х и более детей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Разводы в них довольно редки. В семьях складывается разновозрастной детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимы уважительное отношение к старшим и лидерство старших по возрасту. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста. Воспитание в многодетной семье осуществляется не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, ловки и самостоятельны, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что наиболее оптимальна трех – четырех -детная семья. Такое число отвечает потребностям общества в расширенном воспроизводстве населения и дает возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств.
Цельпроекта: изучение социально-психологических особенностей современной многодетной семьи, а также определение приоритетных направлений работы школьного социального педагога с многодетной семьей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задач:
1.. Изучение педагогической и психологической атмосферы семьи;
2. Выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка;
3. Выявление взаимоотношений семьи и школы;
4. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
Этапы проекта:
I этап - изучение особенностей
и проблем многодетных семей
(анкета «Взаимоотношения в
II этап – разработан социальный проект, в который включена комплексная программа социально-педагогической поддержки многодетных семей.
III этап – анализ результатов в процессе социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
Содержание социально-
1.Лекторий для родителей
Блок I. «Мы строим семью!».Здесь рассматриваются стадии и законы формирования семьи, семейные правила, семейные границы, семейные мифы и пр. В качестве практических заданий используются популярные методики, выявляющие особенности внутрисемейных отношений.
Блок II. «Ребенок. Как с ним общаться?» – посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия, как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, обсуждается, как правильно разрешать конфликты с ребенком и др. В основу практических заданий вошли методики, выявляющие особенности детско-родительских отношений, а также некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.
Блок III. Тренинг детско-родительских
отношений – направлен на изменение
установок и стереотипов
2.беседы с родителями:
- 1 Беседа "Возрастные особенности ребенка».
- 2 Беседа «Особенности общения ребенка со взрослыми».
- 3 Беседа «Особенности общения ребенка со сверстниками».
Цель: позволяет лучше узнать о возрастных особенностях своего ребенка, особенностях общения со взрослыми и сверстниками.
3. проведение мероприятия ко Дню Матери «Семейная игра: Мама и я!»
Целью данного мероприятия является: воспитание любви и уважения в самому родному человеку- маме.
4.совместное рисование с детьми и родителями
- парное рисование.
Цель: исследование взаимоотношений родителей с ребенком.
- групповое рисование.
Цель: выявить взаимоотношения в группе ( родители и ребенок).
5.Одной из форм
работы с родителями
-№ 1. Обещание больше не любить;
- № 2. Безразличие;
- № 3. Слишком много строгости;
- № 4. Детей надо баловать;
- № 5. Навязанная роль;
- № 6. Качество воспитания зависит от количества денег;
- № 7. «Наполеоновские планы»;
- № 8. Слишком мало ласки;
- № 9. Зависимость воспитания от настроения;
- № 10. Слишком мало
времени для воспитания
Здесь целью является более лучшее «узнавание» своего ребенка ,понимание, изучение его индивидуальных свойств, помощь своему ребенку в социализации и становлении.
Предполагаемые результаты:
-Вовлечение родителей в образовательный процесс (проведение различных мероприятий, совместные творческие дела).
-Формирование положительного отношения к школе.
-Выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка.
-Изменение установок и стереотипов поведения родителей; на развитие у них конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми; на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.
-Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
Приложение 4
Лекторий для родителей, состоящий из трех блоков
Блок I. «Мы строим семью!» – посвящен психологии семьи. Здесь рассматриваются стадии и законы формирования семьи, семейные правила, семейные границы, семейные мифы и пр. В качестве практических заданий используются популярные психологические методики, выявляющие особенности внутрисемейных отношений.
Блок II. «Ребенок. Как с ним общаться?» – посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия, как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, обсуждается, как правильно разрешать конфликты с ребенком и др. В основу практических заданий вошли методики, выявляющие особенности детско-родительских отношений, а также некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.
Блок III. Тренинг детско-родительских
отношений – направлен на изменение
установок и стереотипов
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Блок I. «Мы строим семью!»
Занятие 1
Знакомство. Обсуждение общего плана занятий, формы и времени их проведения. Установление правил ведения семинаров.
Теоретическая часть. Даются общие сведения о семье, ее функциях, структуре. Вводится понятие «семья как система», рассказывается о стадиях развития семьи: первая стадия – добрачных отношений; вторая – конфронтации; третья – компромиссов; четвертая – зрелого супружества; пятая – экспериментирования с независимостью; шестая – ренессанса. Даются сведения о том, как они влияют на рождение ребенка и на семью в целом.
Обсуждается понятие «семейные
роли», приводятся примеры. Скажем, женщина
может играть несколько ролей: когда
она с мужем, она играет роль жены,
когда с ребенком – роль матери,
когда она со своими родителями –
роль дочери и др. Каждая роль в семейной
системе соответствует
Практическая часть. Методика «Моя семья» – участникам раздаются листы бумаги и карандаши, предлагается нарисовать их семью. По окончании рисования дается интерпретация методики, можно обсудить рисунки с желающими. Эта методика позволяет родителям посмотреть на некоторые особенности их семей, а также проанализировать психологическую атмосферу в семье и эмоциональные отношения между ее членами.
Занятие 2
Теоретическая часть. Вводятся понятия «семейные границы» (внутренние и внешние; жесткие, размытые и проницаемые), «семейные подсистемы», «семейные правила» (гласные и негласные) и то, откуда они берутся. Обсуждается их влияние на взаимодействие между членами семьи, приводятся примеры нарушения правил семейной системы. Участники семинара также могут приводить свои примеры.
Практическая часть. Методика «Семейная социограмма» – родителям раздаются бланки с нарисованной окружностью (диаметром 110 мм). Дается инструкция: «Нарисуйте в большом кругу самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Эта методика хорошо выявляет семейные коалиции, подсистемы, симбиотические связи, а также влияние одних членов семьи на других.
Участникам предлагается проанализировать свои рисунки в соответствии с интерпретацией методики, при желании обсудить их
Занятие 3
Теоретическая часть. На данном занятии предлагается рассмотреть понятие «семейные мифы». Миф формируется примерно в течение трех поколений. Приводятся примеры мифов: «Мы – дружная семья», «Мы – семья героев», «Мы – спасатели». Выявляются особенности семей, имеющих тот или иной миф.
Далее обсуждается понятие «семейная история». Семейная история формирует определенные стереотипы и особенности поведения, которые повторяются у членов семьи из поколения в поколение. Приводится пример семейной истории, которая реально повлияла на судьбы нескольких поколений. Можно попросить кого-нибудь из участников рассказать свою семейную историю, затем проанализировать ее.
Практическая часть. Методика «Семейная генограмма» – родителям предлагается построить генограмму, с помощью которой они попробуют изучить свою семейную историю и проанализировать связи, прослеживающиеся на протяжении нескольких поколений.
Блок II. «Ребенок. Как с ним общаться?»
Занятие 1
Теоретическая часть. Поскольку это первое занятие в блоке, его можно считать вводным. В первую очередь его следует начать с рассказа о том, как важна роль матери, а также роль отца в воспитании ребенка. Здесь рассказывается о функциях материнства и отцовства, о том, чем они отличаются и что в них общего. Нужно обратить внимание родителей на то, что основным периодом в развитии ребенка является период с рождения до трех лет. Можно попросить участников вспомнить, как они выполняли свои родительские функции в этот период развития своего ребенка. Отметить тех, кто уделял внимание не только физическим, но и психологическим потребностям ребенка: таким, как потребность в любви, ласке, потребность в тактильном контакте ребенка с матерью и др.
Практическая часть. Родители назвают 10 качеств идеального родителя. Составляется психологический портрет идеальной матери и идеального отца. Затем каждый из родителей на заранее выданных листочках оценивает у себя каждое из 10 записанных ранее качеств по 5-балльной системе, где 0 – качество совсем отсутствует, а 5 – качество развито в полной мере. Родители анализируют, насколько они близки к идеалу, чего им в их родительской роли не хватает, а какого качества у них даже больше, чем надо.
Занятие 2
Теоретическая часть. На данном занятии вводится понятие «стиль воспитания». Перечисляются наиболее распространенные стили воспитания ребенка (авторитетный, авторитарный, индифферентный, либеральный), раскрывает их особенности. Кроме того, психолог делает акцент на том, что стиль воспитания в семье влияет на особенности поведения ребенка. Так, например, он влияет на развитие личности ребенка, на его эмоциональную и познавательную сферы. На основе этой теоретической части родители определяют, какой, по их мнению, стиль воспитания присутствует в их семье.
Практическая часть. Участникам предлагается поработать с опросником «Стили семейного воспитания». После тестирования и обработки результатов родителям зачитывается краткая интерпретация по каждому стилю воспитания. Далее проводится анализ соответствия типа воспитания, выбранного родителем и полученного с помощью теста.
Занятие 3
Теоретическая часть. На этом занятии рассказывается о трех позициях взаимодействия людей, описанных Э. Берном, – позиция родителя, позиция ребенка и позиция взрослого. В первую очередь ведущий должен обратить внимание родителей на те позиции взаимодействия, при которых чаще всего между людьми происходят недопонимание, разногласия, ссоры, например взрослый -ребенок. Следует объяснить участникам, каким образом можно занять правильную позицию в общении с людьми, чтобы прийти к взаимопониманию. Затем приводятся несколько диалогов между людьми с разных позиций, например взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, взрослый-родитель. После чего рассматриваются ситуации взаимодействия родителей и детей, выбираются правильные варианты взаимодействия.
Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей