Основы работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Розы.docx

— 164.14 Кб (Скачать файл)

В исследовании принимали  учащиеся МБОУ СОШ №10 г.Бирска и их родители.

Исследование проводилось  в три этапа:

I этап - изучение особенностей  и проблем многодетных семей  (анкета «Взаимоотношения в семье»; анкета « Воспитательное воздействие  школы»; (см.приложение 1,2)

II этап – разработан социальный проект, в который включена комплексная программа социально-педагогической поддержки многодетных семей.

III этап – анализ результатов в процессе социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.

Для изучения особенностей и проблем многодетных семей  были проведены следующие виды диагностического тестирования:

Анкета «Взаимоотношения в семье»(см.приложение 1)

Семья – сложная система  взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения  составляют микроклимат семьи, который  непосредственно влияет на эмоциональное  самочувствие всех ее членов, через  призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что большая часть из числа опрошенных (56%) оценивает свою семью как «крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки». При этом только 16,5% родителей считают свою семью «очень крепкой: полная гармония между супругами», а 11% семей находится в состоянии развода. Еще 5,5% указывают на наличие проблем в семье, отмечают, что взаимоотношения между супругами плохие. 11% ответивших указали, что их семья «в целом устойчивая, хотя скандалы между супругами бывают часто». (см.рис.2).

Анкета « Воспитательное воздействие школы»(см.приложение 2)

Школа – второй после  родительской семьи институт социализации, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, в течение 11 лет формирует модели поведения ребенка, его ценности, его систему взаимоотношения с миром. Приведенные данные показывают, что большинство родителей (93%) позитивно оценивают воспитательное воздействие школы на своего ребенка, 11% уверены, что образовательное учреждение, которое посещает их ребенок, не оказывает никакого воспитательного воздействия, и 5,5% родителей считает, что школа оказывает только отрицательное влияние.

Следует отметить, что те родители, которые негативно оценивают  воспитательное влияние школы на ребенка, имеют неадекватные воспитательные установки, не знают возрастных, психологических особенностей детей, не имеют педагогических знаний, мало общаются с детьми. В современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, отсутствие или низкая педагогическая грамотность родителей делает процесс воспитания в многодетной семье более сложным. 44% из опрошенных родителей за помощью в вопросах воспитания обращаются в школу (к классному руководителю, социальному педагогу, психологу).(см.рис.3).

 

2.2 Программа по оказанию социально-педагогической помощи многодетным семьям

Семья была, есть и,  всегда будет важнейшей  средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья  является важнейшим фактором социализации ребенка. От нее  во многом зависит то, как  идет физическое, эмоциональное и  социальное развитие человека на  протяжении  всей жизни.Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно  значимы уважительное отношение к  старшим и  лидерство  старших по  возрасту.Воспитание в многодетной семье  осуществляется не только  родителями, но и  самими детьми:  младшие учатся у  старших, перенимают их  привычки и опыт.  Многие  педагоги считают, что  многодетная семья лучше исполняет свою функцию  подготовки детей к  трудностям взрослой жизни.

Цель проекта: изучение социально-педагогических и психологических особенностей современной многодетной семьи, а также определение приоритетных направлений работы школьного социального педагога с многодетной семьей.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

-Изучение педагогической и психологической атмосферы семьи;

- Выявление воспитательных  возможностей, факторов семейного  воспитания, оказывающих наиболее  положительное воздействие на  ребенка;

- Выявление взаимоотношений  семьи и школы;

-Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.

Были разработаны этапы  проекта:

I этап - изучение особенностей  и проблем многодетных семей 

II этап – разработан социальный проект, в который включена комплексная программа социально-педагогической поддержки многодетных семей.

III этап – анализ результатов в процессе социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.(см.приложение 3)

Содержание социально-педагогической помощи многодетным семьям:

1Лекторий для родителей.(см.приложение 4)

Блок I. «Мы строим семью!»  – посвящен психологии семьи. Здесь рассматриваются стадии и законы формирования семьи, семейные правила, семейные границы, семейные мифы и пр. В качестве практических заданий используются популярные психологические методики, выявляющие особенности внутрисемейных отношений.

Блок II. «Ребенок. Как с  ним общаться?» – посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия, как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, обсуждается, как правильно разрешать конфликты с ребенком и др. В основу практических заданий вошли методики, выявляющие особенности детско-родительских отношений, а также некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.

Блок III. Тренинг детско-родительских отношений – направлен на изменение  установок и стереотипов поведения  родителей; на развитие у них конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми; на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.

2.беседы с родителями:

- 1 Беседа "Возрастные особенности ребенка".(см.приложение 5).

- 2 Беседа «Особенности общения ребенка со взрослыми».

- 3 Беседа «Особенности общения ребенка со сверстниками».

Цель: позволяет лучше  узнать о возрастных особенностях своего ребенка, особенностях общения со взрослыми и сверстниками.

3. проведение мероприятия ко Дню Матери «Семейная игра: Мама и я!» (см.приложение 6).

Целью данного мероприятия  является: воспитание любви и уважения в самому родному человеку- маме.

4.совместное рисование  с детьми и родителями  (см.приложение 7).

- парное рисование.

Цель: исследование взаимоотношений  родителей с ребенком.

- групповое рисование.

Цель: выявить взаимоотношения  в группе ( родители и ребенок).

5.одной из форм работы с родителями многодетных семей является выпуск брошюр, памяток по воспитанию с целью повышения педагогической грамотности. Здесь предлагается предоставить вниманию родителей книжку-памятку: "10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали" (см.приложение 8):

-№ 1. Обещание больше не любить;

- № 2. Безразличие;

- № 3. Слишком много строгости;

- № 4. Детей надо баловать;

- № 5. Навязанная роль;

- № 6. Качество воспитания зависит от количества денег;

- № 7. «Наполеоновские планы»;

- № 8. Слишком мало ласки;

- № 9. Зависимость воспитания от настроения;

- № 10. Слишком мало времени для воспитания ребёнка.

Здесь целью является более лучшее «узнавание» своего ребенка ,понимание, изучение его индивидуальных свойств, помощь своему ребенку в социализации и становлении.

Предполагаемые результаты:

  • Вовлечение родителей в образовательный процесс (проведение различных мероприятий, совместные творческие дела).
  • Формирование положительного отношения к школе.
  • Выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка.
  • Изменение установок и стереотипов поведения родителей; на развитие у них конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми; на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.
  • Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты исследования

Результаты проведения анкеты «Взаимоотношения в семье»

Анализируя полученные данные, можно отметить, что большая часть из числа опрошенных (56%) оценивает свою семью как «крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки». При этом только 16,5% родителей считают свою семью «очень крепкой: полная гармония между супругами», а 11% семей находится в состоянии развода. Еще 5,5% указывают на наличие проблем в семье, отмечают, что взаимоотношения между супругами плохие. 11% ответивших указали, что их семья «в целом устойчивая, хотя скандалы между супругами бывают часто». (см.рис.2)

 

Рис.2.Показатели  взаимоотношения в семье

 

Проанализировав данное анкетирование можно сделать вывод о том, что большая часть опрошенных оценивают свою семью, как «крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки»(56%) и лишь  5.5% опрошенныхуказывают на наличие проблем в семье, отмечают, что взаимоотношения между супругами плохие.

Важно отметить, чтодля здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими образцами отношений и поведения, сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями.

Семья – сложная система  взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения  составляют микроклимат семьи, который  непосредственно влияет на эмоциональное  самочувствие всех ее членов, через  призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место  в нем.

Результаты проведения  анкеты « Воспитательное воздействие  школы»

Приведенные данные показывают, что большинство родителей (56%) позитивно оценивают воспитательное воздействие школы на своего ребенка, 11% уверены, что образовательное учреждение, которое посещает их ребенок, не оказывает никакого воспитательного воздействия, и 6% родителей считает, что школа оказывает только отрицательное влияние.

Следует отметить, что те родители, которые негативно оценивают  воспитательное влияние школы на ребенка, имеют неадекватные воспитательные установки, не знают возрастных, психологических  особенностей детей, не имеют педагогических знаний, мало общаются с детьми. В  современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, отсутствие или низкая педагогическая грамотность  родителей делает процесс воспитания в многодетной семье более сложным. 27% из опрошенных родителей за помощью в вопросах воспитания обращаются в школу (к классному руководителю, социальному педагогу, психологу)

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры  жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность  школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

 

Рис.3. Показатели воспитательного взаимодействия школы

 

Проанализировав данный опрос можно сделать вывод о том, что большинство родителей (56%) позитивно оценивают воспитательное воздействие школы на своего ребенка  и лишь 6% родителей считает, что школа оказывает только отрицательное влияние.

Также важно отметить, чтошкола – второй после родительской семьи институт социализации, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, в течение 11 лет формирует модели поведения ребенка, его ценности, его систему взаимоотношения с миром.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Проанализировано современное  состояние проблемы многодетности, можно констатировать, что данная проблема очень актуальна. Семья  – важнейший институт социализации, она является средой жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его  важнейших потребностей. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Целью программы являлось: изучение социально-педагогических и психологических особенностей современной многодетной семьи, а также определение приоритетных направлений работы школьного социального педагога с многодетной семьей.

Программа проводилась в  три этапа:

I этап - изучение особенностей  и проблем многодетных семей 

II этап – разработан  социальный проект, в которую включена комплексная программа социально-педагогической поддержки многодетных семей.

III этап – анализ результатов исследовательской деятельности.

Исходя из полученных результатов  анкетирования можно сделать  вывод о том, что большая часть опрошенных оценивают свою семью, как «крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки и что большинство родителей позитивно оценивают воспитательное воздействие школы на своего ребенка .

 

Педагогические  рекомендации по работе с многодетными семьями

Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей