Основы работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Розы.docx

— 164.14 Кб (Скачать файл)

Практическая часть. Из участников семинара выбираются двое добровольцев, один исполняет роль родителя, второй – ребенка. Затем обыгрывается какая-либо жизненная ситуация, предложенная психологом, а лучше – самими родителями. После этого происходит обсуждение, в котором задействованы все  участники семинара. Самое главное  – научить родителей выбирать правильную позицию взаимодействия в общении с ребенком.

Занятие 4

Теоретическая часть. На данном занятии рассказывается родителям об индивидуально-психологических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, о том, что дети бывают активные и медлительные, общительные и замкнутые, эмоциональные и сдержанные, неусидчивые и отвлекаемые и др. Далее ведущий уделяет особое внимание воспитательным приемам, которые родители могут применить по отношению ктаким детям. Кроме этого, можно рассказать о типах темперамента, о том, как темперамент ребенка соотносится с типами темперамента его родителей.

Практическая часть. Зачитываются примеры трудных жизненных ситуаций, которые чаще всего вызывают вопросы у родителей. Например: «Как уложить ребенка спать, если он этого не хочет?»; «Как реагировать на детские страхи (страх разлуки, боязнь чужих, страшные сны)?»; «Почему ребенок такой вредный, перечит всем?»; «Ребенок все время всех задирает, дерется с одноклассниками. Что делать?»; «Ребенок скрывает от родителей плохие оценки. Как поступить?»; «Ребенок постоянно просит у родителей деньги. Давать ему или нет?» и т.д. На основе вышеописанных рекомендаций и приемов с помощью обсуждения и мозгового штурма родители сами отвечают на волнующие их вопросы. Это упражнение учит родителей анализировать проблемы своих детей, помогает взглянуть на них со стороны и найти правильный способ решения в трудных ситуациях.

Занятие 5

Теоретическая часть. Родителям рассказывается о том, что значит безусловно принимать ребенка, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Обсуждается, что значит активно слушать ребенка.

Далее ведущий семинара описывает  распространенные родительские ошибки, а также привычные, автоматические высказывания родителей, которые мешают им конструктивно взаимодействовать  со своим ребенком. Это следующие  высказывания: 1) приказы и команды: «Перестань сейчас же!», «Немедленно  убери!» 2) угрозы: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Не придешь вовремя, пеняй на себя»; 3) нравоучения: «Ты  должен вести себя хорошо», «Ты обязан слушаться старших»; 4) критика, выговор: «Посмотри, на кого ты похож!», «Опять все из-за тебя»; 5) обзывание, высмеивание: «Бестолочь», «Какой же ты лентяй»; 6) выспрашивание, расследование: «Почему ты опять получил двойку?», «Если ты мне не скажешь, я все равно узнаю!» 7) нотации: «Сколько раз тебе повторять, чтобы ты заправлял свою кровать?», «Отвлекаешься без конца, вот и делаешь ошибки!» и пр.

3. Практическая часть.  Родителям раздаются бланки и предлагается поработать с опросником «Взаимодействие родитель – ребенок» (вариант для родителей дошкольников и младших школьников). Опросник позволяет выявить такие родительские показатели, как: нетребовательность -требовательность, автономность-контроль, эмоциональная дистанция-близость, отвержение-принятие, отсутствие сотрудничества-сотрудничество, тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем) и т.д. С помощью этого опросника родители могут проанализировать, насколько правильно построены их взаимоотношения со своими детьми, а также учесть недостатки и выработать новые принципы и правила взаимодействия с ребенком.

Блок III. Тренинг детско-родительских отношений

В основу тренинговых занятий положен «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений» О.С. Головневой, («Школьный психолог», № 10, 2006). Эти занятия наиболее полно отражают содержание первых двух теоретических блоков, они построены на основе уже пройденных нами тем: стили взаимодействия с детьми, позиции в общении, проблемы дисциплины, конфликты и способы их решения.

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Беседы с родителями.

 

1 Беседа "Возрастные особенности ребенка".

Знакомство - ведущий представляется, родители по очереди представляются, говорят, чем занимаются. Ведущий  рассказывает о возрастных особенностях ребенка. Затем просит каждого родителя рассказать об особенностях своего ребенка.

2 Беседа «Особенности общения ребенка со взрослыми».

Ведущий дает психологическую  характеристику особенностям общения  ребенка со взрослыми. Затем каждый из родителей рассказывает, как и где общается их ребенок со взрослыми. Как воспринимает «чужих» взрослых людей.

3 Беседа «Особенности общения ребенка со сверстниками».

Ведущий также рассказывает об особенностях общения ребенка  со сверстниками с позиции психологии, а родители рассказывают о поведении  детей в детском саду и дома, на детской площадке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Сценарий ко дню  Матери «Семейная игра: Мама и я!»

 

Игра для детей школьного  возраста и их мам. Количество команд — 4-6. Число зрителей неограниченно. Игра требует подготовки со стороны  участников. Необходимо придумать название команде и эмблему. Подготовить  небольшой совместный номер. Подготовить  рассказ друг о друге: мама коротко  рассказывает о достоинствах своего сына (дочери), ребенок — о маме (моя мама самая..., моя мама умеет ... и т. д.).

Ведущий: Добрый день, дорогие  друзья! Сегодня мы отмечаем самый  главный, самый важный для каждого  человека день — день Матери! Ведь именно мама подарила нам жизнь, окружила нас  заботой и лаской, вниманием и  душевным теплом, именно мама поддерживает нас в трудные минуты и радуется вместе с нами нашему успеху.

Стихотворение «РАЗГОВОР  О МАМЕ» Н. Саконской звучит в исполнении ребенка.

«От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим её,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею всё сообща,

За то, что, когда

Нам приходиться туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим её и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза,

Но стоит с повинной

Прийти головою —

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце своё.

И просто за то,

Что она — наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим её.»

Ведущий: Нет никого на свете  красивее, чем наши мамы.

(Звучит музыка Ф. Шуберта  «АvеМаriа».Презентация: картины Леонардо да Винчи «Сикстинская мадонна», «Мадонна Литта», Рафаэля « Мадонна с младенцем».)

Ведущий: Во все времена  художники воспевали красоту  женщины-матери. Наши юные художники  тоже нарисовали своих самых красивых, самых любимых мам. Может быть рисунки сделаны не так профессионально, но зато от души.

Презентация. Детский рисунок: «Портрет мамы», затем рядом появляется фотография мамы.

Ведущий: Еще наши мамы самые  смелые. Они ради своих детей готовы на все. Они готовы выйти на сцену  и принять участие в нашей  семейной игре: «Мама и я!».

Ведущий: На сцену приглашаются: Команда «...».

Представление команд. Ведущий  называет название каждой команды, имена  участников. У обоих участников эмблемы, отражающие название команды.

Мама коротко рассказывает о достоинствах своего сына (дочери), ребенок — о маме (моя мама самая..., моя мама умеет ... и т. д.).

Ведущий: Хочу представить  вам жюри нашей игры. Жюри — это  я! (Ведущий представляется). Именно я по результатам игры объявлю  команду-победителя и вручу ценный приз.

Ведущий: Игра начинается:1 конкурс. Вы хорошо знаете своих детей? (вопрос мамам). И вы никогда не перепутаете  своего ребенка с чужим? Да? Сейчас проверим. Первый конкурс называется: «Узнай своего ребенка по ... ладошке».

(Названия конкурсов появляются  на экране).

(Мамам завязывают глаза. Подводят к детям. Каждый ребенок протягивает руку. Мамы должны узнать, чья рука принадлежит ее сыну или дочке.)

Ведущий: Следующий конкурс  — «Взаимовыручка». Все вы знаете, как много уроков задают нашим  детям. Порой сил собрать портфель у них просто не остается. Что  же делать? Конечно, на помощь придет мама. Сейчас нашим мамам надо будет  собрать ребенка в школу, в  соответствии с расписанием уроков.

1. Химия

2. Физика

3. Алгебра

4. Литература

5. Обществознание

На столе вперемешку тетради, пеналы, учебники всех детей, участвующих  в конкурсе. На конкурс отводится 3 минуты.

(Разглядывание содержимого  портфелей с комментариями ведущего.)

Ведущий: Но это еще не все. Пока дети спали, наши дорогие мамы собирали им портфели. Поэтому утром  у наших бедных мам не осталось сил, чтобы собраться на работу. А  выглядеть они должны хорошо, потому что они у нас самые красивые. Дети, помогите им одеться так, чтобы  они были лучше всех.

(В большой коробке  разные вещи, которые можно надеть. Мамы должны спокойно стоять (они еще спят). Стоя.... А дети их одевают.)

Ведущий: Да, настоящую красоту  ничем не испортишь...

(Пока мамы переодеваются,  исполняется музыкальный номер.Танец или песня в исполнении детей, не участвующих в игре.)

Ведущий: Наш 3 конкурс: «Крокодил». Это известная игра. Кто не знаком с этой игрой, напомню правила. На экране будет появляться слово, прочитать  его смогут все, кроме мамы, участвующей  в конкурсе. Ребенок жестами, мимикой  должен объяснить своей маме это  слово за две минуты, а мама должна его угадать.

Конкурс. Домашнее задание.

Каждая пара показывает свой номер. Сценка, пантомима, стихотворение, связанный вместе свитер и т. д.

Конкурс. «Гастрономический».

В мешочке лежат фрукты (мандарин, апельсин, яблоко, груша, киви...). Мамы достают один фрукт с завязанными  глазами и угадывают его.

 

Ведущий: А теперь наши мамы должны накормить детей. Детям завязывают глаза. Наши мамы замечательно готовят, причем готовят не только вкусно, но и быстро. Пока детям завязывали глаза, они успели наварить варенье. И не только из тех фруктов, которые  они нашли в нашем волшебном  мешочке, но и из разных ягод. Какая  вкуснятина! Дети, сейчас ваши мамы будут  кормить вас вареньем до тех пор, пока вы не угадаете, из чего оно сварено. Так что постарайтесь отгадать с  первой ложки.

(Награждение.)

Ведущий: Жюри конкурса в  моем лице затрудняется выбрать победителей. Потому что каждая мама самая лучшая, и для каждой мамы ее сыночек самый  лучший, а доченька самая лучшая. Поэтому я посовещался сам  с собой и решил, Что победили сегодня все. И призы получают все! Но по жребию. Попрошу детей  вытянуть открытку с названием приза.

Призы:

1. Мини-вешалка для верхней  одежды на даче. (Гвоздь.)

2. Малогабаритная стиральная  машина. (Ластик).

3. Передатчик мыслей на  расстоянии. (Конверт)

4. Современный пылесос. (Кисточка)

5. Самый практичный подарок. ( Целлофановый пакет.)

6. Мини-палас. (Носовой платок.)

Ведущий: это призы шуточные. Самый ценный приз в своей жизни  вы уже получили — это ваша любовь друг к другу. Спасибо вам, наши дорогие  мамы, за то, что вы есть, за то, что  вы приняли участие в игре, за то, что вы сидели в зале и «болели» за участников. Спасибо вам за вашу самоотверженность, ваше терпение, ваш  ежедневный нелегкий труд! Пусть на ваших лицах светится улыбка и  радостные искорки сверкают в  глазах, когда вы вместе, как это  было сегодня!

(Дети дарят мамам цветы  и портреты.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Совместное рисование  с детьми и родителями

 

1. Парное рисование.

Цель: исследование взаимоотношений  родителей с ребенком. На общем  листе бумаги родитель и ребенок  изображает рисунок (на любую тему). Общаются они только посредством  своих частей рисунка.

2. Групповое рисование.

Цель: выявить взаимоотношения  в группе.

Каждый участник (родители и дети) садится в круг и каждый на своем месте рисует то, что  считает нужным. По сигналу ведущего все передают свои рисунки соседям  слева и получают рисунки от соседей  слева, а полученные дорисовывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Книжка-памятка: « 10 ошибок в  воспитании, которые все когда-нибудь совершали»

№ 1. Обещание больше не любить

 «Если ты не будешь  таким, как я хочу, я больше  не буду тебя любить». 

Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет  любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей