Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
Практическая часть. Из участников семинара выбираются двое добровольцев, один исполняет роль родителя, второй – ребенка. Затем обыгрывается какая-либо жизненная ситуация, предложенная психологом, а лучше – самими родителями. После этого происходит обсуждение, в котором задействованы все участники семинара. Самое главное – научить родителей выбирать правильную позицию взаимодействия в общении с ребенком.
Занятие 4
Теоретическая часть. На данном занятии рассказывается родителям об индивидуально-психологических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, о том, что дети бывают активные и медлительные, общительные и замкнутые, эмоциональные и сдержанные, неусидчивые и отвлекаемые и др. Далее ведущий уделяет особое внимание воспитательным приемам, которые родители могут применить по отношению ктаким детям. Кроме этого, можно рассказать о типах темперамента, о том, как темперамент ребенка соотносится с типами темперамента его родителей.
Практическая часть. Зачитываются примеры трудных жизненных ситуаций, которые чаще всего вызывают вопросы у родителей. Например: «Как уложить ребенка спать, если он этого не хочет?»; «Как реагировать на детские страхи (страх разлуки, боязнь чужих, страшные сны)?»; «Почему ребенок такой вредный, перечит всем?»; «Ребенок все время всех задирает, дерется с одноклассниками. Что делать?»; «Ребенок скрывает от родителей плохие оценки. Как поступить?»; «Ребенок постоянно просит у родителей деньги. Давать ему или нет?» и т.д. На основе вышеописанных рекомендаций и приемов с помощью обсуждения и мозгового штурма родители сами отвечают на волнующие их вопросы. Это упражнение учит родителей анализировать проблемы своих детей, помогает взглянуть на них со стороны и найти правильный способ решения в трудных ситуациях.
Занятие 5
Теоретическая часть. Родителям рассказывается о том, что значит безусловно принимать ребенка, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Обсуждается, что значит активно слушать ребенка.
Далее ведущий семинара описывает
распространенные родительские ошибки,
а также привычные, автоматические
высказывания родителей, которые мешают
им конструктивно
3. Практическая часть. Родителям раздаются бланки и предлагается поработать с опросником «Взаимодействие родитель – ребенок» (вариант для родителей дошкольников и младших школьников). Опросник позволяет выявить такие родительские показатели, как: нетребовательность -требовательность, автономность-контроль, эмоциональная дистанция-близость, отвержение-принятие, отсутствие сотрудничества-сотрудничество, тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем) и т.д. С помощью этого опросника родители могут проанализировать, насколько правильно построены их взаимоотношения со своими детьми, а также учесть недостатки и выработать новые принципы и правила взаимодействия с ребенком.
Блок III. Тренинг детско-родительских отношений
В основу тренинговых занятий положен «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений» О.С. Головневой, («Школьный психолог», № 10, 2006). Эти занятия наиболее полно отражают содержание первых двух теоретических блоков, они построены на основе уже пройденных нами тем: стили взаимодействия с детьми, позиции в общении, проблемы дисциплины, конфликты и способы их решения.
Приложение 5
Беседы с родителями.
1 Беседа "Возрастные особенности ребенка".
Знакомство - ведущий представляется, родители по очереди представляются, говорят, чем занимаются. Ведущий рассказывает о возрастных особенностях ребенка. Затем просит каждого родителя рассказать об особенностях своего ребенка.
2 Беседа «Особенности общения ребенка со взрослыми».
Ведущий дает психологическую характеристику особенностям общения ребенка со взрослыми. Затем каждый из родителей рассказывает, как и где общается их ребенок со взрослыми. Как воспринимает «чужих» взрослых людей.
3 Беседа «Особенности общения ребенка со сверстниками».
Ведущий также рассказывает об особенностях общения ребенка со сверстниками с позиции психологии, а родители рассказывают о поведении детей в детском саду и дома, на детской площадке.
Приложение 6
Сценарий ко дню Матери «Семейная игра: Мама и я!»
Игра для детей школьного возраста и их мам. Количество команд — 4-6. Число зрителей неограниченно. Игра требует подготовки со стороны участников. Необходимо придумать название команде и эмблему. Подготовить небольшой совместный номер. Подготовить рассказ друг о друге: мама коротко рассказывает о достоинствах своего сына (дочери), ребенок — о маме (моя мама самая..., моя мама умеет ... и т. д.).
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем самый главный, самый важный для каждого человека день — день Матери! Ведь именно мама подарила нам жизнь, окружила нас заботой и лаской, вниманием и душевным теплом, именно мама поддерживает нас в трудные минуты и радуется вместе с нами нашему успеху.
Стихотворение «РАЗГОВОР О МАМЕ» Н. Саконской звучит в исполнении ребенка.
«От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходиться туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она — наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.»
Ведущий: Нет никого на свете красивее, чем наши мамы.
(Звучит музыка Ф. Шуберта «АvеМаriа».Презентация: картины Леонардо да Винчи «Сикстинская мадонна», «Мадонна Литта», Рафаэля « Мадонна с младенцем».)
Ведущий: Во все времена художники воспевали красоту женщины-матери. Наши юные художники тоже нарисовали своих самых красивых, самых любимых мам. Может быть рисунки сделаны не так профессионально, но зато от души.
Презентация. Детский рисунок: «Портрет мамы», затем рядом появляется фотография мамы.
Ведущий: Еще наши мамы самые смелые. Они ради своих детей готовы на все. Они готовы выйти на сцену и принять участие в нашей семейной игре: «Мама и я!».
Ведущий: На сцену приглашаются: Команда «...».
Представление команд. Ведущий называет название каждой команды, имена участников. У обоих участников эмблемы, отражающие название команды.
Мама коротко рассказывает о достоинствах своего сына (дочери), ребенок — о маме (моя мама самая..., моя мама умеет ... и т. д.).
Ведущий: Хочу представить вам жюри нашей игры. Жюри — это я! (Ведущий представляется). Именно я по результатам игры объявлю команду-победителя и вручу ценный приз.
Ведущий: Игра начинается:1 конкурс. Вы хорошо знаете своих детей? (вопрос мамам). И вы никогда не перепутаете своего ребенка с чужим? Да? Сейчас проверим. Первый конкурс называется: «Узнай своего ребенка по ... ладошке».
(Названия конкурсов
(Мамам завязывают глаза. Подводят к детям. Каждый ребенок протягивает руку. Мамы должны узнать, чья рука принадлежит ее сыну или дочке.)
Ведущий: Следующий конкурс — «Взаимовыручка». Все вы знаете, как много уроков задают нашим детям. Порой сил собрать портфель у них просто не остается. Что же делать? Конечно, на помощь придет мама. Сейчас нашим мамам надо будет собрать ребенка в школу, в соответствии с расписанием уроков.
1. Химия
2. Физика
3. Алгебра
4. Литература
5. Обществознание
На столе вперемешку тетради, пеналы, учебники всех детей, участвующих в конкурсе. На конкурс отводится 3 минуты.
(Разглядывание содержимого
портфелей с комментариями
Ведущий: Но это еще не все. Пока дети спали, наши дорогие мамы собирали им портфели. Поэтому утром у наших бедных мам не осталось сил, чтобы собраться на работу. А выглядеть они должны хорошо, потому что они у нас самые красивые. Дети, помогите им одеться так, чтобы они были лучше всех.
(В большой коробке разные вещи, которые можно надеть. Мамы должны спокойно стоять (они еще спят). Стоя.... А дети их одевают.)
Ведущий: Да, настоящую красоту ничем не испортишь...
(Пока мамы переодеваются,
исполняется музыкальный номер.
Ведущий: Наш 3 конкурс: «Крокодил». Это известная игра. Кто не знаком с этой игрой, напомню правила. На экране будет появляться слово, прочитать его смогут все, кроме мамы, участвующей в конкурсе. Ребенок жестами, мимикой должен объяснить своей маме это слово за две минуты, а мама должна его угадать.
Конкурс. Домашнее задание.
Каждая пара показывает свой номер. Сценка, пантомима, стихотворение, связанный вместе свитер и т. д.
Конкурс. «Гастрономический».
В мешочке лежат фрукты (мандарин, апельсин, яблоко, груша, киви...). Мамы достают один фрукт с завязанными глазами и угадывают его.
Ведущий: А теперь наши мамы должны накормить детей. Детям завязывают глаза. Наши мамы замечательно готовят, причем готовят не только вкусно, но и быстро. Пока детям завязывали глаза, они успели наварить варенье. И не только из тех фруктов, которые они нашли в нашем волшебном мешочке, но и из разных ягод. Какая вкуснятина! Дети, сейчас ваши мамы будут кормить вас вареньем до тех пор, пока вы не угадаете, из чего оно сварено. Так что постарайтесь отгадать с первой ложки.
(Награждение.)
Ведущий: Жюри конкурса в моем лице затрудняется выбрать победителей. Потому что каждая мама самая лучшая, и для каждой мамы ее сыночек самый лучший, а доченька самая лучшая. Поэтому я посовещался сам с собой и решил, Что победили сегодня все. И призы получают все! Но по жребию. Попрошу детей вытянуть открытку с названием приза.
Призы:
1. Мини-вешалка для верхней одежды на даче. (Гвоздь.)
2. Малогабаритная стиральная машина. (Ластик).
3. Передатчик мыслей на расстоянии. (Конверт)
4. Современный пылесос. (Кисточка)
5. Самый практичный подарок. ( Целлофановый пакет.)
6. Мини-палас. (Носовой платок.)
Ведущий: это призы шуточные. Самый ценный приз в своей жизни вы уже получили — это ваша любовь друг к другу. Спасибо вам, наши дорогие мамы, за то, что вы есть, за то, что вы приняли участие в игре, за то, что вы сидели в зале и «болели» за участников. Спасибо вам за вашу самоотверженность, ваше терпение, ваш ежедневный нелегкий труд! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе, как это было сегодня!
(Дети дарят мамам цветы и портреты.)
Приложение 7
Совместное рисование с детьми и родителями
1. Парное рисование.
Цель: исследование взаимоотношений родителей с ребенком. На общем листе бумаги родитель и ребенок изображает рисунок (на любую тему). Общаются они только посредством своих частей рисунка.
2. Групповое рисование.
Цель: выявить взаимоотношения в группе.
Каждый участник (родители и дети) садится в круг и каждый на своем месте рисует то, что считает нужным. По сигналу ведущего все передают свои рисунки соседям слева и получают рисунки от соседей слева, а полученные дорисовывают.
Приложение 8
Книжка-памятка: « 10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали»
№ 1. Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!
Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей