Основы работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Объектом исследования: многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Розы.docx

— 164.14 Кб (Скачать файл)

   Многодетные семьи  всех типов имеют общую социальную  проблему, специфически связанную  с многодетностью: дети из таких  семей по сравнению со сверстниками  из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей [4,с.38].

Выделяют две категории  семей социального риска:   

1. Семьи, актуально нуждающиеся  в социальной защите и поддержке  в силу объективно сложившейся  трудной жизненной ситуации, препятствующей  их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная  семья, неполная семья, семья  вынужденных переселенцев, малообеспеченная  семья, семья с асоциальным  поведением ее членов и т.д.).          

2. Семьи, превентивно нуждающиеся  в социальной защите и поддержке  в связи с опасностью возникновения  трудноразрешимых проблем (молодая  семья, семья, ожидающая рождение  ребенка, семья с новорожденным,  семья, не способная создать  полноценные условия для развития  и воспитания детей и т.д.). 

Многодетные семьи относятся  к первой категории семей социального  риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1)Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются  наименее обеспеченными, с низким  среднемесячным доходом на одного  члена семьи. В структуре доходов  пособия на детей невелики. Доля  затрат на продовольственные  товары выше, а структура питания  гораздо менее разнообразная.  В связи с постоянным ростом  цен отмечаются крайне ограниченные  возможности удовлетворять потребности,  дефицит в самых необходимых  предметах: обуви, одежде, школьно-письменных  принадлежностях. Редкая натуральная  и материальная помощь проблемы  не решает.       

2) Проблема трудоустройства  родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное  время зарплату, нерегулярны и  недостаточны пособия на детей,  возникает проблема поиска новой  работы. Часто это усугубляется  незнанием законов и информации  о тех льготах, которые положены  таким семьям. Выживание многодетной  семьи в современных условиях  возможно путем повышения собственных  доходов (личная инициатива, вторичные  заработки, работа подростков).  

3) Жилищная проблема для  многодетных семей в настоящее  время приобрела первостепенную  важность. Жилищные условия не  отвечают нормативам по общему  правилу и не могут улучшиться  за счет муниципального жилья,  а приобретение жилья за счет  собственных средств для большинства  семей невозможно. Рост платы  за жилищно-коммунальные услуги  еще более осложняет материальные  проблемы многодетных семей. 

4)Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях.

5) Медицинские проблемы. Сложный психологический климат  многодетной семьи, как правило,  влияет на здоровье детей. Социальная  незащищенность многодетных семей,  постоянное снижение уровня жизни  создают пессимистически настроенное  социальное самочувствие [13,с.124].

Таким образом, многодетные  семьи имеют общую специфическую  социальную проблему: дети из таких  семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе. 

Значительная часть многодетных  семей (объективно более слабых, чем  другие многодетные) не просто нуждается  в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное  обеспечение: отягощенность их социальными  проблемами столь велика, а трудовой потенциал столь незначителен, что  надежда на самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе.

 

 

1.2.Типология многодетных  семей. Социальная помощь и  поддержка многодетным семьям

Все многодетные семьи  могут быть распределены на три категории:

- семьи, многодетность  в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими  позициями, традициями семьи). Такие  семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

- семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующих браков матери (реже-отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные многодетные  семьи, образующиеся в результате  безответственного поведения родителей,  иногда на фоне интеллектуально-психической  сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности. Существует другой вариант: родители лишь рожают детей (например, зачатых в алкогольном опьянении) и считают на этом свою миссию выполненной, даже не задумываясь о том, что ребенка надо не только родить, но также вырастить и воспитать [5,с.12].

По данным опросов, проведенных  П.В. Шевченко в 2003 году, мы можем увидеть  уровень жизни многодетных и  обычных (не многодетных) семей (рис. 1).

 

Рисунок 1. Уровень жизни  многодетных и обычных семей

 

Сравнение оценок уровня жизни  показало, что многодетные семьи  заметно уступают обычным семьям по уровню жизни. Среди тех, кто живет  «вполне сносно» и «от зарплаты до зарплаты » многодетные семьи  встречаются реже, тогда как в  самой бедной категории (не могут  свести концы с концами) большие  семьи преобладают вдвое больше. Анализируя данные, нужно отметить, что появились социально успешные многодетные семьи, и их не такое уж малое количество [28,с.96].

Дети из таких многодетных  семей особенно часто нуждаются  в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения  их судьбу особенно трудно устроить, ибо  семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Социальная помощь и поддержка  многодетным семьям.

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и  воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим  укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую  и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако для того чтобы  полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи  сегодня нуждаются в помощи и  поддержке, причем помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности.

Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые  группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это  одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой  является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную  деятельность по социальной защите и  поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами  по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой. В настоящее время  в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих  детей :

- Денежные выплаты семье  на детей в связи с рождением,  содержанием и воспитанием детей  (пособия и пенсии).

- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие  льготы семьям с детьми, родителям  и детям.

- Юридические, медицинские,  психолого-педагогические и экономические консультирования, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

- Федеральные, региональные  целевые и социальные программы  типа «Планирование семьи» [28,с.123].

 Социальной педагог  с многодетной семьей опирается на определенные принципы, способствующие формированию потребности в принятии помощи и активизации роли семьи в решении собственных проблем:принцип гуманизма, принцип объективности, принцип системности, принцип толерантности, принцип позитивного образа семьи, принцип равной ответственности.

Социальная работа с многодетной  семьей состоит из:

социальной защиты многодетной семьи - многоуровневой системы, преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится  самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания  в норме психологического здоровья семьи и др.

Социальной поддержки  многодетной семьи, которая предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных  обстоятельствах. Она включает различные  формы помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), медицинское  страхование, социальное сочувствие и  единство и др.

Специалист по социальной работе должен:

-знать нужды и потребности  многодетных семей и лиц, проживающих  в них;

-уметь составлять план  действий, не упуская из вида  ни одной проблемы многодетной  семьи;

-привлекать различные  организации и службы, способные  помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения,  образования, а также местную  администрацию и общественные  организации, объединения, ассоциации) [15,с.78].

Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям - составная часть  общей системы социальной поддержки  населения. Как правило, наиболее значительными  для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях. Велик удельный вес нуждающихся в частичной оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам. Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима, т.к одним их главных факторов, приводящих многодетную семью к порогу малообеспеченности, является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев.

Социальный педагог  может помочь многодетной семье в получении различных пособий и льгот, а также в предоставлении информации о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей.

 

1.3. Технологии  работы социального педагога  с многодетной семьей

Рассмотрим общее содержание основных технологий работы социального  педагога с семьей, что позволит более подробно определить специфику  их применения в работе с многодетной  семьей. Среди различных технологий социальной работы с многодетной  семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики  включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных  методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества [34,с.97].

Общая схема социальной диагностики  включает в себя ряд этапов:  

- предварительное ознакомление  с объектом, которое предполагает  получение достоверного представления  о предмете изучения, определение  его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;          

Информация о работе Основы работы социального педагога с многодетной семьей