Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:28, дипломная работа
Целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.
Введение
I глава. Культурно-исторический и педагогический феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России.
1.2. Классификация детского музыкального фольклора в этнопедагогике.
1.3. Развивающая роль народного песенного творчества в этнокультурном
воспитании дошкольников
Глава 2. Научно-методические основы преподавания народного песенного творчества в детских садах с этнокультурным компонентом образования
2.1. Современное состояние практики преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества
2.2. Обзор учебных программ для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования по народному песенному творчеству
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников
2.5. Педагогическое моделирование системы работы по преподаванию народного песенного творчества
Библиография
Министерство культуры Российской Федерации
Московский государственный
Факультет народной художественной культуры и дизайна
Кафедра теории и истории народной художественной культуры
Допущен к защите
«____»______________2011 г.
Зав. кафедрой Стрельцова Е.Ю.
_________________________
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
«Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом»
Студентки 11405 группы
Сорокиной М.А.
Научный руководитель: Жукенова С.Б.
Диплом защищен.
Протокол ГАК № ________ от «___» _________________________ 2011 г.
С оценкой ______________________________
Содержание
Введение
I глава. Культурно-исторический
и педагогический феномен
1.1. Становление
и развитие народного
1.2. Классификация
детского музыкального фольклор
1.3. Развивающая
роль народного песенного
воспитании дошкольников
Глава 2.
Научно-методические основы
2.1. Современное
состояние практики
2.2. Обзор учебных
программ для детей
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников
2.5. Педагогическое
моделирование системы работы
по преподаванию народного
Библиография
Приложение
Введение
Приобщение детей к народной культуре – одна из актуальных задач современного образования. В Единых Федеральных Требованиях (ЕФТ) к уровню дошкольного образования эта задача прослеживается по всем образовательным областям.
Современная педагогика
считает народное песенное творчество
одной из важнейших основ
Психологи утверждают, что обучение народному песенному творчеству способствует формированию эстетических вкусов, этнохудожественных интересов, развитию креативности, духовно-нравственных качеств и психологическому оздоровлению. Поэтому если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эти мелодии, его слух постепенно осваивает ее интонации и ритмические особенности, и они становятся близкими, родными. При знакомстве с различными формами народного художественного творчества пробуждается и развивается живой интерес к народным песням и традициям. У детей рождается ответное душевное чувство, формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. С первых лет жизни ребенка, когда формируется речь и мышление и еще только закладываются у ребенка основные ценностно-смысловые представления о мире, развиваются способности, умения и навыки, народное песенное творчество, изначально несущее в себе народную эстетику, нравственность, мудрость, является волшебным ключиком, которым открываются двери в мир музыки, гармонии и красоты.
Если в детские годы
не будут накапливаться
Обращение к народно-песенному творчеству в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных развивающих технологий и психологического оздоровления. В современном образовании уже много сделано для приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, народному песенному творчеству. Государственный российский дом народного творчества регулярно проводит детские фольклорные фестивали и ассамблеи. Организовано множество студий дополнительного образования, центров, занимающихся музыкальным фольклором. Среди них наиболее известными являются ансамбли «Веретенце», «Звонница», «Теремец», «Семейная Традиция» г. Москва; студия «Истоки» г. Подольск; театр фольклора «Радеюшка» Архангельская обл., детская школа-студия центра сибирского фольклора г. Томск, школы русского фольклора «Кудесы», «Оберег» и др.
В то же время, как показал проведенный анализ работы дошкольных учреждений Москвы (ДОУ № 633, 1776, 1851), имеющих этнокультурную направленность образования, народное песенное творчество используется в образовательном процессе не на должном профессиональном уровне. В содержании музыкальных занятий музыкально-песенное творчество используется фрагментарно. Лишь немногие дошкольные учреждения используют народное песенное творчество для музыкального воспитания и оздоровления детей в связи с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов.
Зачастую работа с детьми сводится к развивающей деятельности с включением элементов фольклора, либо ориентирована на сценическое воплощение фольклора. И в том, и в другом случае дети, безусловно, получают общее представление о народной культуре, однако в таком урезанном и однобоком варианте, что здесь трудно говорить о приобщении и адекватном восприятии детьми культурных традиций родного народа.
Многие преподаватели испытывают затруднения и с поиском детского репертуара народного песенного творчества. Музыкальные руководители детских садов используют одни и те же немногочисленные сборники и программы музыкального фольклора для детей, зачастую обработанного до полной потери традиционности, и не имеют возможности или желания расширять и обогащать репертуар. Это приводит к восприятию народного песенного творчества как почвенно-примитивного и однообразного искусства.
Еще одним недостатком в этнокультурном музыкальном воспитании детей является несовместимость концептуальных оснований парциальных программ с программами развития детей в разных видах детской деятельности и областях знаний, что значительно осложняет работу музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.
Забота об
использовании народного
Естественно, что одно занятие (20 минут) в неделю с использованием народного песенного творчества не обеспечивают полноценное этнокультурное музыкальное развитие дошкольника, а тем более для формирования его творческой музыкальной деятельности. Необходимо повышение компетентности воспитателей по народному песенному творчеству для увеличения временной доли пения в режиме дня. .
Выявленные противоречия
между большим развивающим
В связи с обозначенными проблемами целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.
Объект исследования: процесс преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом.
Предмет исследования: методика преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом.
Методы исследования:
-изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования из области философии, психологии, социологии, культурологии, фольклористики, общей педагогики, теории и методики музыкального образования;
-анализ народного песенного творчества (для детей);
-анкетирование, беседа, анализ письменных работ студентов;
Метод педагогического моделирования;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены основные характеристики народного песенного творчества для детей дошкольного возраста, позволяющие рассматривать его как важный компонент формирования этнокультурной профессиональной культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений и профессиональной подготовки студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, разработан проект повышения этнокультурной компетентности педагогов и научно-методические рекомендации для освоения студентами методики преподавания народного песенного творчества в образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования. учебно-методические рекомендации по изучению детского фольклора.
Базы исследования.
Основной базой исследования явилось ГОУ «Детский сад с этнокультурным русским компонентом образования № 1776», где проводилась работа детьми в старшей группе и с семейным клубом «Оберег».
В ДОУ введен этнокультурный русский компонент и ведет работу по различным направлениям в этой области, одним из которых является семейный клуб «Оберег».
Третьей базой явился Московский государственный университет культуры и искусств, факультет НХК и МД, кафедра теории и истории НХК, где проводилась работа над спецкурсом «Русский фольклор и дети» для студентов.
Гипотеза исследования: процесс преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом будет эффективным при условии повышения этнокультурной компетентности педагогов и родителей, в том числе этнопедагогических и этнодидактических компетенций, компетенций по педагогическому моделированию интегрированного образовательного процесса (умение разрабатывать систему работы по народному песенному творчеству с детьми 5-7 лет; подбирать компоненты системы, содержание, критерии, показатели и уровни этнокультурного развития дошкольников); использования методических рекомендаций по преподаванию НПТ и хрестоматии.
Народное песенное творчество может быть важным компонентом формирования профессиональной культуры педагогов дошкольных учреждений с этнокультурным компонентом при соблюдении следующих педагогических условий повышения этнокультурной компетентности.
- народное
песенное творчество как