Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:28, дипломная работа
Целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.
Введение
I глава. Культурно-исторический и педагогический феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России.
1.2. Классификация детского музыкального фольклора в этнопедагогике.
1.3. Развивающая роль народного песенного творчества в этнокультурном
воспитании дошкольников
Глава 2. Научно-методические основы преподавания народного песенного творчества в детских садах с этнокультурным компонентом образования
2.1. Современное состояние практики преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества
2.2. Обзор учебных программ для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования по народному песенному творчеству
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников
2.5. Педагогическое моделирование системы работы по преподаванию народного песенного творчества
Библиография
- народное песенное творчество изучается как сфера функционирования народной педагогики, как тесная взаимосвязь музыкальной и педагогической составляющих;
- народное песенное творчество
рассматривается как особая
художествевенно-
мировосприятия и закономерности его становления;
-при изучении народное песенное творчество необходимо развитие творческой активности и познавательного интереса к детскому фольклору для его включения в образовательный процесс.
Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены задачи исследования:
Методологической основой дипломной работы являются работы психолого-педагогической, культурологической, аксиологической направленности Ефимкиной Р.П., Марцинковской Т.Д., Якобсона С.Г. и др. Проблемы народной педагогики, этнохудожественного образования и этнокультурного воспитания в исследованиях Виноградова Г.С., Волкова Г.Н., Гусева В.Е., Баклановой Т.И., Париновой Г.В., Васехи Л.И; Ершовой Л.В., Каргина А.С., Нестеренко А.В., Новицкой М.Ю, Рыковой С.В, Солодухиной Т.К., Шпикаловой Т.Я.
Педагогический аспект обращения к детскому музыкальному фольклору освещен в трудах Н.Н. Гиляровой, Л.Л. Куприяновой, М.Ю. Новицкой, Л.В. Шаминой.
Работы Борониной Е.Г., Васехи Л. И., Жировой О.Я, Иващенко, Картавцевой М.Т., Костиной Э.П., Куприной Н.Г., Науменко Г.М по этномузыкальному воспитанию детей дошкольного возраста средствами русского фольклора.
.
Структура диплома состоит из двух глав, библиографии и приложения.
I глава
Культурно-исторический и педагогический
феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России
В становлении народного песенного творчества большое значение имеет опыт предшествующих поколений. В дошедших до наших дней древних памятниках русской культуры отражены особенности воспитания детей, в котором особое внимание уделялось пению. Главным отличительным признаком человека является речь, а музыканты добавляют к этому: человек - существо, не только говорящее, но и поющее, творческое, музыкальное.
Истоки человеческого
пения уходят в ту же
Народная песня - сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом, оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества; она существует уже несколько тысячелетий, но и в наши дни также любима людьми, так же нужна им, как и их далеким предкам.
Народное песенное творчество отражает черты национального характера, отношение людей к окружающей действительности, родной природе, семье, к происходящим историческим событиям. Само понятие народное песенное творчество охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями: крестьянами, рабочими, ремесленниками, отходниками на промыслы, солдатами и матросами, отчасти также представителями интеллигенции. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором. Слово фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость. В отечественной фольклористике под этим понятием подразумевается искусство устной, бесписьменной традиции, сложившееся в многовековой творческой практике того или иного этноса.
Что же такое устное народное музыкальное творчество? Т.И.Попова в хрестоматии «Русское народное музыкальное творчество» трактует устное народное музыкальное творчество как первооснову всей музыкальной культуры. Устная традиция воспроизведения и распространения свойственна произведениям народного творчества и исторически связана с теми далекими временами, когда письменность еще не существовала. Поэтому издавна музыкально-поэтические произведения распространялись исключительно изустным путем, переходя из поколения в поколение, из одной местности в другую. В процессе изустной передачи народной песни огромную роль сыграла коллективность творческого процесса. Ведь песню иной раз складывают двое и даже несколько певцов. Однако в своем первоначальном виде песня может быть создана и одним лицом. Складывая напев, певец использовал привычные песенные интонации и попевки, характерные для данной певческой традиции приемы ладового и мелодического развития. Иными словами, при сочинении мелодии слагатель песни широко пользуется веками накопленным коллективным творческим опытом народа. Удачные песни подхватывались другими певцами - это отразилось на дальнейшем развитии песни. Видоизменялись напев и слова песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов и текстов, что привело к многовариантности песни
Первые письменные свидетельства относятся XIV в. свидетельствуют о том, что духовенство осудительно относилось к народным песням. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни, игры, пляски1.
В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу. Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь. Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми. Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни – романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы искусства и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного исследования.
Замечательный русский ученый Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора. Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах2.
В. Ф. Одоевский в своих педагогических трудах высоко ценил музыкальный фольклор в обучении детей. Простота и доступность песни, ее высокая художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством3.
В 30 – 60 годах XIX века в печати появились тексты детских песен, отмеченные в России общим подъемом интереса к народной культуре. Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора, а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”. Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”, “Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в “Памятных книжках земств” и др. В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные материалы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.
Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (150 песен).
Первым этнографом – собирателем детского музыкального фольклора был Шейн П.В. (1826-1900г.г.). Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр. Известный исследователь Шейн П.В. первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела – в первый вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста.
Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч записей детского игрового материала из различных местностей России. Это позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр.
Собирание и изучение народно-песенного творчества для музыкального воспитания детей в дореволюционной России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления и использования. Немногочисленные исследования, как правило, посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора. Удивительно актуально звучат слова В.Ф. Одоевского: “Не должно забывать, что от жизни неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, происходит болезненное состояние… точно также от бездействия мысли может произойти идиотизм…, от ненормального состояния нерва парализуется мускул, точно также недостатком мышления искажается художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует мысль”.
У В.Ф. Одоевского можно найти мысли о роли фольклора в эстетическом воспитании детей: “…в области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте”. В этих словах заключено философское подтверждение нашим практическим изысканиям в сфере музыкального воспитания детей с применением народного песенного творчества, музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.
Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял отечественный теоретик Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие.
Большая роль в деле организации
собирания и популяризации