Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.

Содержание

Введение
I глава. Культурно-исторический и педагогический феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России.
1.2. Классификация детского музыкального фольклора в этнопедагогике.
1.3. Развивающая роль народного песенного творчества в этнокультурном
воспитании дошкольников
Глава 2. Научно-методические основы преподавания народного песенного творчества в детских садах с этнокультурным компонентом образования
2.1. Современное состояние практики преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества
2.2. Обзор учебных программ для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования по народному песенному творчеству
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников

2.5. Педагогическое моделирование системы работы по преподаванию народного песенного творчества
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом часть 1.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

В фольклоре традиционны  не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип  отражения окружающей жизни. До сих  пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в  ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления.

Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность  и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные традиционные обряды и тот репертуар, который может быть исполнен детьми. Однако сам праздник (например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который будет ставить этот праздник с детьми. Репертуар масленичных песен богатейший, выбор огромен, главная же задача программы - дать канву, по которой каждый педагог-музыкант, режиссер или хореограф вышьет свой индивидуальный рисунок.

Многие фольклорные  жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и  умственному развитию детей. Игровые  формы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки», «водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.

Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу исключительные возможности  для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности. Сейчас в ряде детских хоров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных     работах изложена методика импровизации на основе комбинирования в одноголосии (например — на интонациях народного песенного трихорда), а также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на заданные ритмы и т.д.).

Творческий процесс  активно вмешивается в процесс  обучения по предмету «фольклорный театр». Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую  лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое. Занятия изобразительной деятельности поддерживают творческую атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины.

Таким образом, народное песенное творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности. Теория «переноса» творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке обязательно.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Научно-методические основы преподавания народного песенного  творчества в детских садах с  этнокультурным компонентом образования

2.1. Современное состояние  практики преподавания народного песенного творчества  в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества

В настоящее время  в российском культурно-образовательном пространстве прочно укрепились позиции национально-культурного компонента, что отразилось в обновлении содержания начального, общего и профессионального художественного образования. 

Данное явление обусловлено  появлением реальной потребности в сохранении и развитии самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем развития российского общества, а также осознанием значимости фундаментальных ценностей отечественной культуры, в том числе – традиционной народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях.

Материалы данной главы  подготовлены автором диплома с  использованием материалов учебного пособия для студентов вузов культуры и искусств и педагогических вузов Нестеренко А.В. «Этнохудожественное образование детей и подростков» – М., 2008г. и методического пособия «Детский сад с этнокультурным (русским) компонентом» - М., 2006г.

На современном этапе этнокультурное воспитание в ДОУ чаще всего отождествляется с социальным развитием ребенка. Приведем примеры.

Программа «Планета детства» — комплексная программа, разработанная под руководством Т. Н. Тарановой и др., направлена на развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям мировой и отечественной культуры. Принцип интеграции выступает в качестве ведущей идеи некоторых содержательных блоков программы:

  • «Наследники мира» (историко-культурный блок, раскрывающий духовные традиции народов мира);
  • «Мастерская солнца» (эстетико-культурный блок, раскрывающий происхождение искусств и разнообразие их видов);
  • «Наш дом — планета Земля» (экологический блок, направленный на формирование ценностного отношения к миру).

В комплексной программе «Я — человек» С. А. Козловой в связи с темой этнокультурного воспитания следует отметить раздел «Земля — наш общий дом». Его целями являются:

  • воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту;
  • формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране;
  • воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли.

Приведем примеры комплексных  программ, в которых этнокультурное воспитание включается в другие направления работы с детьми.

В программу «Истоки» Л. А. Парамоновой включен раздел «Элементарные историко-географические представления». Основная цель введения данного раздела в программу — воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.

Задачи, которые ставятся авторами программы на данных занятиях:

  • приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры;
  • воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;
  • развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что:

• существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т. д.);

  • каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;
  • жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом. Итак, формирование самосознания ребенка-дошкольника в программе связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Можно сказать, что задачи этнокультурного воспитания, в данном случае, решаются, в основном, посредством умственного и нравственного воспитания.

Программа «Детство» В. И. Логиновой предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладным искусствам народов России. Однако следует отметить, что полный объем содержания работы по музыкальному воспитанию детей в нее не включается, так как в детском саду предполагается наличие музыкального руководителя, который реализует парциальные программы.

Например, в парциальной  программе «Оберег» Е. Г. Борониной предполагается углубленное изучение детьми музыкального фольклора. Программа состоит из двух разделов:

  • «Народоведение» (народный календарь, народные обычаи и обряды; быт, круг жизни; многочисленные жанры народной словесности);
  • «Музыкальный репертуар» (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах).

Каждый возрастной период обеспечивается подпрограммами: «Гуленьки» (для детей 2-3 лет), «Теремок» (для детей 4-5 лет), «Беседушка» (для детей 6-7 лет).

В программе «Радуга» Т. Н. Дороновой этнокультурное воспитание включено в разделы «Изобразительная деятельность и ручной труд» (эстетическое воспитание) и «Занятия по развитию речи» (умственное воспитание). Основу данных разделов составляет устное народное творчество, много времени уделяется знакомству с образцами декоративно-прикладного искусства.

В парциальной программе «Живой мир образов», разработанной Р. Г. Казаковой и др., содержание этнокультурного воспитания дошкольников включает в себя три направления работы, которые осуществляются параллельно и в тесной взаимосвязи с художественно-эстетическим и умственным воспитанием детей:

  • ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью;
  • ознакомление с историей русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;
  • изучение исторических документов и классических произведений русской литературы. Аналогичные задачи, но на более практикоориентированной основе, решает парциальная программа «Художественный труд. Обучение детей элементам народных ремесел в детском саду и начальной школе» Н. А. Малышевой. В качестве основных способов освоения народной культуры в ней иыступают разные виды художественной деятельности детей в возрасте от 2 до 10 лет: рисование, лепка, аппликация, мозаика, конструирование и моделирование (из бумаги, строительного, природного материала, готовых форм и др.), плетение, вышивание, работа с текстильными материалами и др. Художественный труд широко интегрируется с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, по развитию речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности.

В итоге можно сделать  вывод, что ни одна из перечисленных комплексных программ не охватывает полностью проблему знакомства дошкольников с народной культурой. Каждая программа отражает лишь одну сторону. Например, программа «Истоки» более полно знакомит с историей возникновения государства, а программа «Детство» представляет родную страну через ее культуру и традиции. Парциальные же программы решают вопросы этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста более углубленно. Приведем примеры.

Программа нравственно-патриотического  воспитания дошкольников «Мой родной дом» (под ред. Т. И. Оверчук) направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине — России на основе приобщения к национальной культуре.

Программа имеет следующие  направления работы:

  • воспитание любви к родному дому: семье, малой родине — городу, краю и большой Родине — России;
  • приобщение детой к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;
  • развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

«Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Цель программы — введение детей в традиционную русскую культуру, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.

Информация о работе Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом