Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.

Содержание

Введение
I глава. Культурно-исторический и педагогический феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России.
1.2. Классификация детского музыкального фольклора в этнопедагогике.
1.3. Развивающая роль народного песенного творчества в этнокультурном
воспитании дошкольников
Глава 2. Научно-методические основы преподавания народного песенного творчества в детских садах с этнокультурным компонентом образования
2.1. Современное состояние практики преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества
2.2. Обзор учебных программ для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования по народному песенному творчеству
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников

2.5. Педагогическое моделирование системы работы по преподаванию народного песенного творчества
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом часть 1.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

Программа состоит из следующих блоков:

/. «Семейный круг» (программа приобщения детей и родителей к традиционной семейной культуре) и «Круглый год» (программа знакомства с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря).

  1. «Святые наши имена» (освоение историко-культурного наследия России с опорой на памятные даты именинного календаря) и «Круг чтения» (воспитание культуры чтения на основе народного устно-поэтического наследия и отечественной литературы).
  2. «Музыкальное наследие» (освоение традиционной отечественной музыкальной культуры) и «Встанем в круг!» (программа физического воспитания и психолого-педагогической коррекции в ходе освоения народной игровой культуры).

В единую линию содержание всех блоков программы организуют три проблемы: «Человек и его место в природе»; «Человек, его место и взаимоотношения в семье»; «Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».

Важнейшие принципы решения  данных проблем:

  • сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети — родители — сотрудники ДОУ»;
  • формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;
  • опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.

Цель другой программы  — «Весточки» — «зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое Время, к его истории и культуре, к природе России».

Содержание программы  носит развивающий и воспитывающий  характер. Однако, на наш взгляд, в  рамках данной программы не учитываются  механизмы формирования преемственных  связей между разными поколениями, поэтому требуется дополнительно пользоваться методическими разработками, например, Демидовой Н. И., по формированию «образа семьи» у старших дошкольников и на его основе — «образа Родины», так как они строятся на одинаковых эмоциональных отношениях и связях (Т. А. Маркова). Кроме того, данная программа вводит в круг календарных праздников русского народа фрагменты современной массовой инонациональной культуры, что совершенно неоправданно с историко-культурной точки зрения.

Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы — О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является ознакомление с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Для этого авторами были установлены следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве наилучшим образом сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.

Кроме программ, позволяющих  осуществлять этнокультурное воспитание детей в культурологическом (этнокультурном, культурно-историческом и нравственно-этическом) аспекте, в настоящее время разработаны конфессионально ориентированные программы: действующее законодательство (Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях») позволяет создавать конфессиональные образовательные учреждения и гарантирует финансирование их деятельности в рамках государственных образовательных стандартов. Например, в документе «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» в перечне современных «Критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении» обозначено, что в процессе раз-нитня у детей представлений об истории цивилизации педагоги «читают и рассказывают детям сказки и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия... учат детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т. д.».

В целях координации  деятельности по разработке и экспертизе программ воспитания и обучения детей, методических пособий и рекомендаций приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 июля 1999 года создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви. Учитывая чрезвычайную важность поднятых проблем, при отделе религиозного образования и катехизации Московской патриархии создан Методический кабинет по дошкольному воспитанию. В результате такой совместной работы для православно ориентированных ДОУ создана «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» (разработчик — ОРОиК, автор    - А. С. Алексеева, 1997).

В рамках программы «И ты увидишь, мир прекрасен!» Мамонова, методист Экспериментального центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (г. Москва), предлагает свой подход к формированию образа Родины у дошкольников.

Это один из путей совершенствования  образовательно-воспитательной работы детского сада, усиления патриотической направленности работы с учетом возможностей для развития ребенка, заложенных в туристско-краеведческой деятельности. Именно такая деятельность, по мнению автора, дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. Кроме того, эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время года.

Существуя как специфическая, самостоятельная, туристско-краеведческая  деятельность в детском саду тесно переплетается с другими видами деятельности, дополняя и совершенствуя их и одновременно развиваясь в сочетании с ними. Так, обычно в детском саду, рисуя природные объекты, дети используют впечатления от чтения литературы, рассматривания иллюстраций и в меньшей степени — собственные наблюдения. Туристско-краеведческая деятельность позволяет сделать рисунки детей выразительнее, эмоциональнее, точнее, а отчеты по итогам прогулок, походов — интереснее, за счет дополнения их собственными яркими наблюдениями.

Обобщая сведения о программах этнокультурного воспитания дошкольников, можно сделать выводы, что современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей:

  • в процессе постижения детьм<span class="dash041e_

Информация о работе Особенности преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом