Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:28, дипломная работа
Целью работы является разработка проекта повышения профессиональной компетентности преподавателей по народному песенному творчеству для работы дошкольных учреждениях с этнокультурным компонентом, обобщение методического и практического материала по народному песенному творчеству для педагогов детских садов, а также разработка и апробация авторского учебно-методического комплекса для студентов кафедры.
Введение
I глава. Культурно-исторический и педагогический феномен народного песенного творчества
1.1. Становление и развитие народного песенного творчества в России.
1.2. Классификация детского музыкального фольклора в этнопедагогике.
1.3. Развивающая роль народного песенного творчества в этнокультурном
воспитании дошкольников
Глава 2. Научно-методические основы преподавания народного песенного творчества в детских садах с этнокультурным компонентом образования
2.1. Современное состояние практики преподавания народного песенного творчества в дошкольных учреждениях с этнокультурным (русским) компонентом образования: обзор существующих программ этнокультурной направленности с использованием народного песенного творчества
2.2. Обзор учебных программ для детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования по народному песенному творчеству
2.3. Психолого-педагогические основы преподавания народного песенного творчества в дошкольных образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом образования.
2.4. Методы и приемы формирования интереса к народному песенному творчеству у дошкольников
2.5. Педагогическое моделирование системы работы по преподаванию народного песенного творчества
Библиография
Программа состоит из следующих блоков:
/. «Семейный круг» (программа приобщения детей и родителей к традиционной семейной культуре) и «Круглый год» (программа знакомства с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря).
В единую линию содержание всех блоков программы организуют три проблемы: «Человек и его место в природе»; «Человек, его место и взаимоотношения в семье»; «Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».
Важнейшие принципы решения данных проблем:
Цель другой программы — «Весточки» — «зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое Время, к его истории и культуре, к природе России».
Содержание программы
носит развивающий и
Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы — О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является ознакомление с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Для этого авторами были установлены следующие приоритеты:
Кроме программ, позволяющих осуществлять этнокультурное воспитание детей в культурологическом (этнокультурном, культурно-историческом и нравственно-этическом) аспекте, в настоящее время разработаны конфессионально ориентированные программы: действующее законодательство (Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях») позволяет создавать конфессиональные образовательные учреждения и гарантирует финансирование их деятельности в рамках государственных образовательных стандартов. Например, в документе «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» в перечне современных «Критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении» обозначено, что в процессе раз-нитня у детей представлений об истории цивилизации педагоги «читают и рассказывают детям сказки и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия... учат детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т. д.».
В целях координации деятельности по разработке и экспертизе программ воспитания и обучения детей, методических пособий и рекомендаций приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 июля 1999 года создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви. Учитывая чрезвычайную важность поднятых проблем, при отделе религиозного образования и катехизации Московской патриархии создан Методический кабинет по дошкольному воспитанию. В результате такой совместной работы для православно ориентированных ДОУ создана «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» (разработчик — ОРОиК, автор - А. С. Алексеева, 1997).
В рамках программы «И ты увидишь, мир прекрасен!» Мамонова, методист Экспериментального центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (г. Москва), предлагает свой подход к формированию образа Родины у дошкольников.
Это один из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы детского сада, усиления патриотической направленности работы с учетом возможностей для развития ребенка, заложенных в туристско-краеведческой деятельности. Именно такая деятельность, по мнению автора, дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. Кроме того, эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время года.
Существуя как специфическая, самостоятельная, туристско-краеведческая деятельность в детском саду тесно переплетается с другими видами деятельности, дополняя и совершенствуя их и одновременно развиваясь в сочетании с ними. Так, обычно в детском саду, рисуя природные объекты, дети используют впечатления от чтения литературы, рассматривания иллюстраций и в меньшей степени — собственные наблюдения. Туристско-краеведческая деятельность позволяет сделать рисунки детей выразительнее, эмоциональнее, точнее, а отчеты по итогам прогулок, походов — интереснее, за счет дополнения их собственными яркими наблюдениями.
Обобщая сведения о программах этнокультурного воспитания дошкольников, можно сделать выводы, что современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей: