Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:03, дипломная работа
Цель данного дипломного исследования заключается: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
Введение 3 – 4
Глава 1 Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников.
Речевые ошибки и причины их возникновения. 5 – 7
О классификациях речевых ошибок. 8 – 22
Изложение как вид письменных творческих работ. 23 – 27
Выводы по главе 1. 28
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки второклассников. 29 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок. 39 – 43
Выводы по главе 2. 44
Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в 45 – 49 условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения. 50 – 55
Выводы по главе 3. 56
Заключение. 57 –58
Библиография. 59 – 62
Приложения. 63 – 77
изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, в том числе с точки зрения отбора сведений, их организации, а также правильности, точности, богатства, выразительности использования языковых средств. [32, 286]
Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Прежде всего, он учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание. Но вместе с тем проведенный анализ – это база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных. Поэтому очень часто написание изложений используется как подготовительный этап в подготовке к сочинению.
Анализ текста для изложения обычно складывается из следующих компонентов:
А) беседы по содержанию, цель которой – проверить, понят ли текст в целом, его тема, мысль, задача автора;
Б) анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием преложенного;
В) языкового анализа, включающего наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов;
Г) орфографической подготовки.
В практике обучения русскому языку и развитию речи сложились несколько видов письменных изложений.
В начальных классах проводятся изложения, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.
По М. Р. Львову «самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет». [18, 99]
Однако этот вид изложения используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но и благодаря своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языковых средств.
В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Все это развивает детей умственно.
Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым. По мнению М. Р. Львова «сжатый пересказ – необходимая ступень развития связной речи». [31, 369]
Яковлева В. И. Считает, что «подготовка к сжатой передаче содержания очень дисциплинирует мышление учащихся и приучает их к содержательной точной речи». [51, 53]
Следующий вид изложения – выборочное изложение.
При данном виде работы от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.
Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т. Б. Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением». [12, 29]
Существует еще один вид изложения – творческие изложения.
Яковлева В. И. считает, что творческие изложения способны «вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т. е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается». [51, 52]
Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями.
По мнению М. Р. Львова «творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими». [18, 108]
Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Дополнять текст
можно сопоставлениями с
Трудность письменных изложений от лица одного из персонажей состоит в том, что в малом по размерам тексте недостаточно раскрывается образ этого персонажа. В связи с этим М. Р. Львов рекомендует «разобрать устно весь рассказ, а письменное изложение проводить по одному из отрывков, наиболее интересному и обладающему относительной самостоятельностью». [18, 109]
Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами.
На более высоких ступенях изложений подобного типа школьники могут дополнить авторский текст.
Анализ литературы показал, что все виды творческих пересказов могут быть проведены в письменной форме, и тогда их можно назвать творческими изложениями.
В данном дипломном исследовании будет использоваться подробное, близкое к тексту изложение для анализа речевых ошибок младших школьников, т. к. согласно программе для начальной школы (1 –3) [29] во втором классе дети пишут близкие к тексту изложения по плану, составленному коллективно под руководством учителя.
Выводы по главе 1.
Таким образом, под речевыми ошибками понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм.
В данной работе проанализированы классификации речевых ошибок М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, С. Н. Цейтлин, М. С. Соловейчик. По нашему мнению, классификация М. С. Соловейчик является более приемлимой для изучения письменных работ учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны всевозможные речевые ошибки, которые встречаются в работах детей. Данная классификация содержит две основные группы ошибок: грамматические и речевые, что позволяет более точно классифицировать их, разграничивать по типам, не смешивая друг с другом.
Изложение – это письменный пересказ образцовых текстов. Анализ детских изложений позволяет выявить речевые ошибки младших школьников и вскрыть их причины.
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах.
Исследования проводились в школе №83 Железнодорожного района г. Красноярска во 2 «Б» и 2 «В» классах в 1999/2000 учебном году.
Задача констатирующего среза: выявить типичные речевые ошибки в письменных творческих работах учащихся.
Для решения
данной задачи было определено два
класса – контрольный и
Контрольным классом являлся 2 «Б» класс школы №83 г. Красноярска. В эксперименте принимало участие 22 человека. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классе нет. Опрос учащихся показал, что характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету русский язык отношение у большинства школьников положительное.
Экспериментальным классом являлся 2 «В» класс школы №83 г. Красноярска. В эксперименте принимало участие 22 человека. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. Опрос учащихся выявил, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету русский язык у большинства учащихся положительное.
Контрольный срез включал в себя написание изложения по коллективно составленному плану (см. Приложение 1).
В таблице 1 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.
Таблица 1
Виды ошибок |
Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Контрольный класс |
Экспериментальный Класс | |
Ошибки в построении предложений (простых и сложных) |
15 |
16 |
Ошибки в построении словосочетаний |
5 |
2 |
Ошибки в образовании слов |
2 |
2 |
Всего: |
22 |
20 |
Таблица 2
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС | ||||||
Список учащихся |
Постр. предло жений |
Постр. Словосочета Ний |
Образо- вание форм слов |
Список учащихся |
Постр. предло жений |
Постр. словос сочетаний |
Образ. ние форм слов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Ян А. |
1.Антон А. |
||||||
2.Стас В. |
2.Ната Бед. |
||||||
3. Вера Г. |
3.Ната Бел. |
+ |
+ | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4. Рома Г. |
+ |
4.Таня В. |
+ |
||||
5. Сергей К. |
+ |
5.Армен Г. |
|||||
6.Настя К. |
6.Петя Г. |
+ |
|||||
7.Марина Л. |
7.Оля Г. |
||||||
8.Света М. |
+ |
8.Настя Е. |
|||||
9.Игорь Н. |
+ |
9.Света З. |
+ |
||||
10.Сергей П. |
+ |
10.Вика И. |
+ |
||||
11.Оксана П. |
11.Женя К. |
+ |
+ |
||||
12.Алеша П. |
+ |
12. Валя К. |
+ |
||||
13.Маша П. |
+ |
+ |
13.Витя К. |
||||
14.Наташа П. |
14.Гарри М. |
+ |
|||||
15.Коля Р. |
+ |
+ |
15.Арина М. |
||||
16.Аня М. |
+ |
16.Саша Н. |
|||||
17.Дима С. |
+ |
17.Таня Н. |
+ |
||||
18. Паша Т. |
+ |
18.Вика С. |
+ |
||||
19. Катя Т. |
+ |
19.Оля С. |
|||||
20. Лев Т. |
+ |
20.Саша Ч. |
+ |
||||
21. Женя Х. |
+ |
21.Тимур Ш. |
+ |
+ | |||
22.Даша Ч. |
+ |
22.Таня Я. |
+ |
||||
Всего: |
10 |
5 |
2 |
Всего: |
12 |
2 |
2 |
Всего (в %): |
45,5 |
22,7 |
9,1 |
Всего (в %): |
54,5 |
9,1 |
9,1 |
Как показывают данные таблицы 1, наибольшую трудность у детей вызывает построение предложений. Согласно таблицы 2 данную ошибку допускают 45,5% учеников контрольного класса и 54,5% учеников экспериментального класса. Следовательно, типичными грамматическими ошибками являются ошибки в построении предложения, например, «Когда дедушка вспомнил, когда он был маленький, он бросил в колодец камень».
Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 1 (см. Приложение 5).
В таблице 3 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.
Таблица 3
Виды ошибок |
Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Контрольный класс |
Экспериментальный Класс | |
1. Повтор слова в рамках небольшого контекста |
16 |
18 |
2. Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций |
4 |
3 |
3. Неудачное употребление местоимений |
5 |
1 |
4. Неудачный выбор слова |
1 |
3 |
5. Неудачный порядок слов |
2 |
4 |
6. Смешение видо- временных форм глагола |
2 |
3 |
7. Нелепые суждения |
4 |
2 |
Всего: |
34 |
34 |
Таблица 4
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС | ||||||||||||||
Список учащихся |
повторы |
Синт. бедность |
Употр. местоим. |
Употр. слов |
Порядок слов |
Видо-врем. несоот. |
Нелепые суждения |
Список Учащихся |
повторы |
Синт. бедность |
Употр. местоим. |
Употр. слов |
Порядок слов |
Видо-врем. несоот |
Нелепые суждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1.Ян А. |
+ ++++ + |
+ +++ |
+ |
1.Антон А. |
+ |
| |||||||||
2.Стас В. |
+ |
+ |
2.Ната Бед. |
+ |
+ |
||||||||||
3.Вера Г. |
+ |
3.Ната Бел. |
+ |
||||||||||||
4.Рома Г. |
+ |
+ |
4.Таня В. |
||||||||||||
5.Сергей К. |
+ |
5.Армен Г. |
+ |
||||||||||||
6.Настя К. |
+ |
6.Петя Г. |
|||||||||||||
7.Марина Л |
+ |
7.Оля Г. |
+ |
||||||||||||
8.Света М. |
+ |
+ |
8.Настя Е. |
+ |
+ | ||||||||||
9.Игорь Н. |
+ |
+ |
9.Света З. |
+ |
|||||||||||
10.Сергей П. |
+ |
10.Вика И. |
+ |
||||||||||||
11.Оксана П. |
+ |
+ |
11.Женя К. |
+ |
|||||||||||
12.Алеша П. |
+ |
12.Валя К. |
+ |
||||||||||||
13.Маша П. |
+ |
+ |
13.Витя К. |
+ |
+ |
||||||||||
14.Ната П. |
+ |
14.Гарри М |
+ |
||||||||||||
15.Коля Р. |
+ |
15.Арина М |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
16.Аня М. |
+ |
+ |
16.Саша Н. |
+ |
+ |
||||||||||
17.Дима С. |
+ |
+ |
17.Таня Н. |
+ |
+ |
||||||||||
18.Паша Т. |
+ |
18.Вика С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
19.Катя Т. |
+ |
+ |
19.Оля С. |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
20.Лев Т. |
+ |
+ |
20.Саша Ч. |
+ |
+ |
||||||||||
21.Женя Х. |
+ |
21.Тима Ш. |
+ |
| |||||||||||
22.Даша Ч. |
+ |
22.Таня Я. |
+ |
+ | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Всего: |
16 |
4 |
5 |
1 |
2 |
2 |
4 |
Всего: |
18 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Всего (в %): |
73 |
18 |
23 |
5 |
9 |
9 |
18 |
Всего(в%): |
82 |
14 |
5 |
14 |
18 |
14 |
9 |