Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного дипломного исследования заключается: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Содержание

Введение 3 – 4
Глава 1 Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников.
Речевые ошибки и причины их возникновения. 5 – 7
О классификациях речевых ошибок. 8 – 22
Изложение как вид письменных творческих работ. 23 – 27
Выводы по главе 1. 28
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки второклассников. 29 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок. 39 – 43
Выводы по главе 2. 44
Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в 45 – 49 условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения. 50 – 55
Выводы по главе 3. 56
Заключение. 57 –58
Библиография. 59 – 62
Приложения. 63 – 77

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности речевых ошибок Дипломная.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ  по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1996. – №1. –  С. 30 –33.

Методика преподавания русского языка: Руководство к  самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О. В. Кубасова, В. П. Канакина – М.: Просвещение, 1988. – 143с.

Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240с.

Морозова И. Д. Виды изложений и  методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.

Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей  и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с.

Оценка знаний, умений и навыков  учащихся по русскому языку (сост. В. И. Капинос и др.) – М., 1986. – 137с.

Педагогическая энциклопедия. –  М., 1968 – Т.4.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1984. –191с.

Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). – М.: Просвещение, 1994. –160 с.

Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных  классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987 – 416с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993 – 383с.

Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с.

Сиротинина О. Б Русская разговорная  речь: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 125с.

Современный словарь иностранных  слов. – М.: Рус. яз., 1993. – 704.

Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. – 1979. – №3. – С. 45 – 49.

Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм  в письменной речи младших  школьников// Начальная школа. – 1979. – №4. – С. 19 – 23.

Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм  в письменной речи младших  школьников// Начальная школа. – 1979. – №5. – С. 13 – 18.

Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №7. – С. 21 – 25.

Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная  школа. – 1986. – №9. – С. 30 – 34.

Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки и пути их устранения: Пособие для  учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1966. – 235с.

Тихомирова К. М. Методика работы над  изложением по диафильму// Начальная  школа. – 1987. – №6. – С. 19 – 22.

Федоренко Л. П. Принцип развития чувства  языка в обучении практическими  методами// Русский язык в школе. – 1978. – №3. – С. 23 – 27.

Фоменко Ю. В. О принципах классификации  ошибок в письменных работах школьников// Русский язык в школе. – 1973. –  №1. – С. 32 – 35.

Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1970. – 176с.

Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – с. 143.

Черемисин П. Г. К вопросу о классификации  речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы// Русский язык в  школе. – 1973. – №2. – С. 34 –41.

Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1967. – 164с.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая  деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 279с.

Яковлева В. И. О пересказе прочитанного// Начальная школа. – 1985. – №2. –  С. 50 – 53.

Яковлева В. И. Сборник текстов  для изложений в начальных классах. – М.: Просвещение, 1978. – 137с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Изложение.

Куда все подевалось?

На зеленой  лужайке под большим дубом  жил колодец. Около него любили отдыхать путники.

Однажды один озорник  бросил в колодец камень. Камень закрыл источник. Высохли трава, дуб. Перестал вить гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

Через много  лет мальчик стал дедушкой. Пришел он на то место, где был колодец. Кругом желтел песок, ветер гнал тучи пыли. Задумался дедушка: «Куда все  подевалось?»

План.

Колодец.

Поступок мальчика.

Возвращение к  колодцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

                                                         Изложение.

Рыжик.

Однажды лесник подобрал в лесу олененка. У малыша погибла мать – олениха. Малыш не умел сам добывать пищу.

Лесник отдал  олененка школьникам. Ребята назвали  малыша Рыжиком. Они отвели ему место  в сарае. Детвора носила зверьку  хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам олененок гулял по селу.

За лето малыш  подрос. Теперь он должен жить в родном доме. Дети отвели друга в лес и загрустили.

 

                               План.

Лесник нашел  олененка.

Олененок живет  у ребят.

Малыш подрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Комплекс упражнений.

 

1.Найти в  предложении лишнее слово.

В саду собирают яблоки, фрукты, груши.

На  празднике было много мальчиков, детей, девочек.

На  лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

 

2.Найдите повторы  в данных предложениях, исправьте  (предложения записаны на доске).

Покрытая  сухими листьями лесная тропинка привела  нас на лесную поляну.

Рядом с лагерем есть лес, а за ним  есть речка.

Ребята  бежали за лисой, но она убежала.

Был  солнечный день.  День был теплый.

 

3.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

У меня много делов.

Ждут  каникулов

Ходят без польт.

Засох из камня.

 

4. Предложите  правильный вариант.

Текет крыша

Красивше

Туманная  утра

Вся семья встретились

 

 

Приложение 3

Прочитайте  предложения.  Напишите  правильный вариант.

Я люблю  не только рисовать, а лепить из пластилина.

На  зеленой лужайке стоял колодец  старый.

День  стал короче, а ночь длинной.

 

Найдите повторы  слов в предложениях. Исправьте.

Лосиха  с лосенком побежали. За ними побежала  стая волков. Лоси побежали к сторожке.

 

7.Предложите  правильный вариант

Пример  решается действием отнимания.

Девочки собирают ягоды и малину.

Около ух пятнышки.

 

8.Составьте  из двух предложений одно.

Птиц  в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.

Поймал  Сережа ужа. Посадил его в клетку.

 

9.Предложите  правильный вариант.

Вкусная картофель

Не  ложи на парту 

Колодец был высох.

 

10.В данных  предложениях вставьте слово  «который» в нужной форме.

Гречиха – травянистое растение, из семян  … изготовляют крупу.

Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.

 

11.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

Приложение 3

Шишка на лбе

Урожай  яблоков

Пирожки с повидлой

Шесть карандашов

 

12.Предложите  правильный вариант

Застрял в лужу

Описывать о природе

Вкусная печенья

На  лбе шишка

 

13.Выберите одно  из слов, указанных в скобках.

Мы  до этого не (догадались, додумались)

Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность.

Он (поразился, удивился) случившемуся.

 

14.Найдите и  устраните повторы в предложениях

Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

 

15.Среди данных  предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

В библиотеке дети читают книги

Во  дворе много маленьких малышей.

На  улице хорошая погода.

 

16.Найдите повторы  слов в тексте.  Предложите  правильный вариант.

Волк  бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли.

Приложение 3

17.Предложите  правильный вариант.

На  берег трудно приблизиться.

Притронулся до горячей плиты.

 

18.Найдите ошибки, предложите правильный вариант.

Вкусная повидла

Языки пламя

На  пушистых веток

 

19.Среди предложений  найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

В гнезде жили пернатые птицы.

Мы  ездили на экскурсию в музей.

Ночь  переночевали в лесу.

 

20.Найдите повторы  в данных предложениях. Исправьте.

Ребята  положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли

.

21.Найдите и исправьте ошибки.

Солнце  слепила глаза.

Детвора готовились к празднику.

 

22.Составьте  из двух предложений одно.

Вася  слез с дерева на землю. Пошел домой.

Еж  отвернулся от молока, фыркнул. И убежал.

 

23.Среди данных  слов назовите те, в которых  допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

Купить  мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле.

Приложение 3

24.Среди данных  предложений найдите то, в котором  допущена ошибка.

Летом старшеклассники ходили в поход.

Дедушка пришел на то место, был колодец.

Осенью  птицы улетают на юг.

 

25. Среди данных  слов назовите те, в которых  допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

Дети  бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.

 

26.Исправьте ошибки.

Небо  заволоклось тучами.

Я с  мамой ездили к бабушке.

 

27.Составьте  из двух предложений одно.

Я не пошел гулять. Была плохая погода.

Весна – время года. Распускаются почки.

 

28.Устраните  повторы в тексте.

Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик  упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь.

 

29.Предложите  правильный вариант. Укажите ошибку.

Особенно  очень сильно кричали вороны.

По  дорожке бежал молодой щенок.

 

30.Среди данных  предложений найдите то, в котором  допущена ошибка. Исправьте.

Журавль клювом клюнул лягушонка.

Приложение 3

На  перемене дети пошли в столовую.

Пахнет  запахом весны.

 

31. Устраните  повторы в тексте.

Ребята  проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

 

32.Найдите и  исправьте ошибки.

У меня это вызывает любопытность.

У него беззаботливый характер.

 

33.Укажите ошибки.

Стукнул по голове волка Яша.

Он  подыскал надежного себе помощника.

 

34.Выберите одно  из слов, указанных в скобках

Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание.

Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки.

 

35.Предложите  правильный вариант. Укажите ошибку.

На  рисунке нарисованы разные грибы.

Кругом  желтеют желтенькие цветы.

 

36. Устраните  повторы в предложении.

Стрижа  обдало брызгами, и стриж решил, что  скоро конец.

 

37.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение.

Собаки  напали на след зайца.

Приложение 3

Птичка  вылетел из клетки.

Я интересуюсь  изучением Луны.

 

38.Предложите  правильный вариант. Укажите ошибку.

Листья  на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми.

Информация о работе Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления