Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:03, дипломная работа
Цель данного дипломного исследования заключается: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
Введение 3 – 4
Глава 1 Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников.
Речевые ошибки и причины их возникновения. 5 – 7
О классификациях речевых ошибок. 8 – 22
Изложение как вид письменных творческих работ. 23 – 27
Выводы по главе 1. 28
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки второклассников. 29 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок. 39 – 43
Выводы по главе 2. 44
Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в 45 – 49 условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения. 50 – 55
Выводы по главе 3. 56
Заключение. 57 –58
Библиография. 59 – 62
Приложения. 63 – 77
Пустыня, Сибирь, Украина, Кавказ.
Приведенные примеры упражнений не исчерпывают всего разнообразия упражнений, которые используются в работе по культуре речи. «Показаны те примеры, которые предоставляют богатые возможности для обучения грамматике и орфографии с расширением речевого опыта детей, с совершенствованием их умений пользоваться средствами языка». [40, 34]
Для накопления опыта использования средств языка М. С. Соловейчик предлагает «обобщенную типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи». [32, 281]
Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте.
«Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий.
Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.
Под голубыми небесами,
Необозримыми коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит…
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит…
Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки такого упражнения нужна картотека детских ошибок. Учитель обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока.
Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Подобные упражнения имеются в учебнике «Русский язык» 2 класс [9, 52], тема «Состав слова». Приведем пример: «От слов летел, кричал, вез, крыл, нес образуйте слова с приставками за-, на-, от-, пере-, по-. Запишите слова, выделите приставки.
Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел». [9, 49]
Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно.
Не было ветра, но все листья падали и падали в саду.
5. Подбор слов,
составление словосочетаний, придумывание
предложений с заданным
Проанализировав различные типы упражнений, отметим их разнообразие. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников представлен в работах М. С. Соловейчик. При этом наиболее интересным и продуктивным заданием, по нашему мнению, является редактирование текста. Задания подобного рода мы использовали в экспериментальной работе, т. к. данные упражнения доступны и интересны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно при исправлении типичных речевых ошибок младших школьников.
Выводы по главе 2.
Констатирующий срез показал, что типичными речевыми ошибками второклассников являются.
Ошибки в построении предложений.
Повторы одних и тех же слов.
В методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших школьников. При этом наиболее эффективным считается упражнение на редактирование текста, т. к. данные упражнения доступны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно для исправления типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах.
Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление
речевых ошибок младших
Для проведения формирующего эксперимента была разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. ( см. Приложение 3) При этом под комплексом понимается «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое».[35, 356]
Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с января 2000 по апрель 2000 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений.
Упражнения на построения предложений (простых и сложных).
Упражнения на устранение повторов в речи.
Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
Упражнения на устранение различных речевых ошибок.
В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям предлагалось для разбора 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания, в которых были допущены ошибки.
Первый тип заданий – упражнения на построение предложений.
Пример. Урок на тему «Непроизносимая согласная в корне слова».
Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.
Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: « В саду собирают яблоки, фрукты, груши».
Какое слово лишнее?
Фрукты.
Почему слово «фрукты» лишнее?
Потому что слово «фрукты» включает в себя и яблоки, и груши.
Каким другим словом можно заменить «фрукты»?
Сливы, персики, абрикосы и т. д.
Аналогично велась работа и над другими предложениями: «На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики».
Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.
Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.
Пример. Урок на тему «Предлоги и приставки».
Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.
Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
Какую ошибку вы нашли в данном тексте?
В каждом предложении повторяется слово «побежали».
Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
Погнались, понеслись, направились, пустились.
Каким из слов, названных вами, заменим слово «побежали» в предложении «За ними побежала стая волков».
Погналась.
Какое слово употребим вместо «побежали» в предложении «Лоси побежали к сторожке».
Пустились.
Запишите в тетрадях исправленный текст.
«Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке».
Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.
Пример. Урок на тему «Изменение имени существительного по числам».
На доске написаны словосочетания:
У меня много делов
Ждут каникулов
Ходят без польт
Учитель предлагает задание:
Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
Делов.
Как нужно правильно сказать?
У меня много дел.
Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
Прочитайте, что у вас получилось?
Ждут каникул.
Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
Польт.
Кто знает, как нужно сказать правильно?
Пальто.
Запишите исправленное словосочетание в тетради.
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».
На доске написаны предложения
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
Прочитайте первое предложение.
Какую ошибку вы заметили?
Слово «молодой» лишнее.
Почему?
Потому что щенок – это молодая собака.
Запишите исправленное предложение в тетрадь.
Какая ошибка допущена во втором предложении.
Сочетание слов красавец клен.
Что вам не нравиться в этом примере?
Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
Как можно исправить это предложение?
На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
Какой вариант выберем?
На поляне растет красавец клен.
Запишите это предложение в свои тетради.
Подобная работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания.
Как показало наблюдение, учащиеся проявляли большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Второклассники успешно справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю.
Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель наводящими вопросами подталкивал их к верному объяснению.
С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен итоговый срез по выявлению речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся второго класса.
3.2 Результаты экспериментального обучения.
Для определения
эффективности
В таблице 5 представлены грамматические ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.
Таблица 5
Виды ошибок |
Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Контрольный класс |
Экспериментальный Класс | |
Ошибки в построении предложений (простых и сложных) |
11 |
5 |
Ошибки в построении словосочетаний |
4 |
1 |
Ошибки в образовании слов |
2 |
0 |
Всего: |
17 |
6 |
Таблица 6
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС | ||||||
Список учащихся |
Постр. предло- жений |
Постр. словосо- четаний |
Образо- вание форм |
Список учащихся |
Постр. предло- жений |
Постр. словосо- четаний |
Образ. форм слов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Ян А. |
1.Антон А. |
||||||
2.Стас В. |
2.Ната Бед. |
||||||
3. Вера Г. |
3.Ната Бел. |
+ |
| ||||
4. Рома Г. |
+ |
4.Таня В. |
+ |
||||
5. Сергей К. |
+ |
5.Армен Г. |
|||||
6.Настя К. |
6.Петя Г. |
|
|||||
7.Марина Л. |
7.Оля Г. |
||||||
8.Света М. |
8.Настя Е. |
||||||
9.Игорь Н. |
+ |
9.Света З. |
+ |
||||
10.Сергей П. |
+ |
10.Вика И. |
|||||
11.Оксана П. |
11.Женя К. |
+ |
|||||
12.Алеша П. |
+ |
12.Валя К. |
|||||
13.Маша П. |
+ |
+ |
+ |
13.Витя К. |
|||
14.Наташа П. |
14.Гарри М. |
|
|||||
15.Коля Р. |
+ |
+ |
15.Арина М. |
||||
16.Аня М. |
+ |
16.Саша Н. |
|||||
17.Дима С. |
+ |
17.Таня Н. |
|
||||
18. Паша Т. |
|
+ |
18.Вика С. |
+ |
+ |
||
19. Катя Т. |
+ |
19.Оля С. |
|||||
20. Лев Т. |
+ |
20.Саша Ч. |
|
||||
21. Женя Х. |
+ |
21.Тимур Ш. |
|
| |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
22.Даша Ч. |
+ |
22.Таня Я. |
|
||||
Всего: |
11 |
4 |
2 |
Всего: |
5 |
1 |
0 |
Всего (в %): |
50 |
18,2 |
9,1 |
Всего (в %): |
22,7 |
4,5 |
0 |