Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного дипломного исследования заключается: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Содержание

Введение 3 – 4
Глава 1 Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников.
Речевые ошибки и причины их возникновения. 5 – 7
О классификациях речевых ошибок. 8 – 22
Изложение как вид письменных творческих работ. 23 – 27
Выводы по главе 1. 28
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки второклассников. 29 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок. 39 – 43
Выводы по главе 2. 44
Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в 45 – 49 условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения. 50 – 55
Выводы по главе 3. 56
Заключение. 57 –58
Библиография. 59 – 62
Приложения. 63 – 77

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности речевых ошибок Дипломная.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

 

Как показывают данные таблицы 5, наибольшую трудность  у детей по-прежнему вызывает построение предложений. Но замечено, что количество грамматических ошибок в изложениях уменьшилось в обоих классах. Так в контрольном классе дети допустили 17 ошибок, а в экспериментальном 5 ошибок.

Согласно таблицы 6 ошибки в построении предложений  в контрольном классе допустили 50% учащихся, в экспериментальном  – 22,7%; ошибки в построении словосочетаний в контрольном классе допустили 18,2% учащихся, в экспериментальном – 4,5%; ошибки в образовании форм слов 9,1% и 0% соответственно. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 3 (см. Приложение 5).

В таблице 7 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного и экспериментального классов, при написании изложения.

Таблица 7

Виды ошибок

Количество  ошибок, допущенных учащимися

Контрольный класс

Экспериментальный

             Класс

                1

                 2

                  3

1. Повтор слова  в

рамках небольшого

контекста

                 14

                  8

2. Синтаксическая

бедность, однообразие

синтаксических

конструкций

                  5

                  3

                1

                  2

                  3

3.Неудачное 

употребление

местоимений

                  5

                  3

4. Неудачный  выбор

слова

                  4

                   2

5. Неудачный

порядок слов

                  2

                   1

6. Смешение видо-

временных форм

глагола

                  0

                   0

Нелепые

суждения

                 0

                   0

Всего:

                30

                  17


 

 

 

 

Таблица 8

КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС

Список

учащихся

повторы

Синт. бедность

Употр. местоим.

Употр. слов

Порядок слов  

Видо-врем. несоот.

Нелепые суждения

Список

учащихся

повторы

Синт. бедность

Употр. местоим.

Употр. слов

Порядок слов

Видо-врем. несоот

Нелепые суждения

        1  

2

3

4

5

6

7

8

       9

10

11

12

13

14

15

16

1.Ян А.

+

++++

+

+

       

+

1.Антон А.

   

+

     

 

2.Стас В.

+

 

+

       

2.Ната Бед.

+

           

3.Вера Г.

     

+

     

3.Ната Бел.

       

+

   

4.Рома Г.

+

   

+

     

4.Таня В.

             

         1

2

3

4

5

6

7

8

        9

10

11

12

13

14

15

16

5.Сергей К.

+

 

+

       

5.Армен Г.

+

           

6.Настя К.

+

           

6.Петя Г.

             

7.Марина Л.

+

           

7.Оля Г.

             

8.Света М.

+

+

         

8.Настя Е.

     

+

     

9.Игорь Н.

   

+

       

9.Света З.

             

10.Сергей П.

 

+

         

10.Вика И.

     

+

     

11.Оксана П.

+

           

11.Женя К.

             

12.Алеша П.

+

           

12.Валя К.

             

13.Маша П.

       

+

   

13.Витя К.

+

+

         

14.Наташа П.

+

           

14.Гарри М.

             

15.Коля  Р.

             

15.Арина М.

+

           

16.Аня М.

+

 

+

       

16.Саша Н.

             

17.Дима С.

 

+

         

17.Таня Н.

+

           

18.Паша Т.

 

+

         

18.Вика С.

+

           

19.Катя Т.

+

     

+

   

19.Оля С.

             

20.Лев Т.

   

+

       

20.Саша Ч.

+

+

         

21.Женя Х.

+

   

+

     

21.Тимур Ш.

+

           

22.Даша Ч.

+

           

22.Таня Я.

           

+

Всего:

14

  5

5

4

2

0

0

Всего:

8

3

1

2

1

0

0

Всего (в %):

64

23

23

18

9,1

0

0

Всего(в %):

37

14

4,5

9,1

4,5

0

0


 

Как показывают данные таблицы 7, наибольшую трудность у детей по-прежнему вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов. Замечено, что в контрольном классе количество речевых ошибок осталось прежним: 30 ошибок, а в экспериментальном классе таких ошибок стало меньше: 17 ошибок.

Согласно таблицы 8 данную ошибку в контрольном классе допустили 73% учащихся, в экспериментальном  – 37%. Замечено, что такие виды ошибок как смешение видо-временных форм глагола и нелепые суждения не допустил ни один ученик как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 4 (см. Приложение 5).

Отметим, что  количество учащихся экспериментального класса, допускающих ошибки в построении предложений уменьшилось с 54,5% до 23%; допускающих повторы одних и тех же слов в рамках небольшого контекста уменьшилось с 81,8% до 37%. Результаты сопоставительного анализа представлены на рис. 5, 6 (см. Приложение 5).

В контрольной  группе по данным среза установлено, что количество учащихся, допускающих  ошибки в построении предложений, увеличилось с 45,5% до 50%, допускающих повторы уменьшилось 82% до 73%.

Таким образом, предположение о том, что комплекс специальных упражнений способствует исправлению и предупреждению речевых  ошибок, подтвердилось.

Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.

1.Систематичность  – упражнения на редактирование  текста проводить на каждом  уроке русского языка.

2. Предлагать  детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора.

3.Очередность  – чередование различных типов  упражнений на редактирование  текста.

 

 

 

 

 

 

Выводы  по главе 3.

В ходе экспериментального обучения детям был предложен для выполнения комплекс упражнений, который составлен на основе ошибок, допущенных детьми в изложениях, и дополнен другими примерами.

Результаты  экспериментального обучения показали, что:

ошибки в  построении предложений допустили  в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном – 18%;

повторы одних  и тех же слов в контрольном  классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном  – 37%;

количество  ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

Кроме того, экспериментальное  обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых  ошибок необходимо соблюдать следующие  условия.

1.Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка.

2. Предлагать  детям не более одного упражнения  на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания  для разбора.

3.Очередность  – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Анализ методической, лингвистической педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления  и исправления речевых ошибок актуальна в начальной школе. Именно в это период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Констатирующий  срез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:

ошибки в  построении предложений;

повторы одних  и тех же слов.

На основе данных ошибок был составлен комплекс упражнений, предложенный детям в процессе экспериментального обучения.

Итоговый срез показал:

 ошибки в  построении предложений допустили  в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном – 18%;

повторы одних  и тех же слов в контрольном  классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном  – 37%;

количество  ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

Таким образом, гипотеза о том, что комплекс специальных  упражнений способствует исправлению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников, подтвердилась.

Кроме того, экспериментальное  обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых  ошибок необходимо соблюдать следующие  условия.

1.Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка.

2. Предлагать  детям не более одного упражнения  на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания  для разбора.

3.Очередность  – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в  школе. – 1998. – №3. – С.8 – 12.

Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10.

Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. –  Л.: Просвещение, 1971. – 264с.

Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие  для учителя. – Киев: Рад. шк., 1989. – 156с.

Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1989. – 145с.

Егармина Т. Г. Предупреждение речевых  недочетов у второклассников// Начальная  школа. – 1979. – №6. – С. 12 – 15.

Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов. – Известия АПН РСФСР – М.: 1956, вып. 78. – С. 34 – 42.

Закожурникова М. Л. и др. Русский  язык: Учебник для 1 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1990. – 128с.: ил. 

Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 2 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1989. – 208с.: ил.

Закожурникова М. Л. и др. Русский  язык: Учебник для 3 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1987. – 206с.: ил.

Капинос В. И. Об оценке речевых навыков  учащихся// Русский язык в школе. – 1973. – №6. – С. 17 – 19.

Карманова Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением// Начальная школа. – 1997. – №1. – С. 29 – 31.

Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// Начальная школа. – 1981. – №1. – С. 27 – 31.

Косериу Э. Синхрония, диахрония и  история. – М.: Прогресс, 1963, вып. 3. –  С. 224 – 273.

Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1993. – 740с.

Крючкова Л. Ю. Речь – канал развития интеллекта// Начальная школа. – 1997. – №7. – С. 68 –70.

Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям// Начальная  школа. – 1984. – №3. – С. 32 – 35.

Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 170с.

Львов М. Р. Основы развития младших  школьников// Начальная школа. – 1981. – №7. – С. 8 – 13.

Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995. – 192с.

Информация о работе Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления