Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 03:03, реферат

Краткое описание

Определение особенностей процесса словообразования и характера его сформированности у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня, прежде всего, необходимо для того, чтобы разработать теоретическое обоснование введения в логопедическую работу новых разделов, которые направлены на развитие навыков использования новых слов. А также знание данных особенностей позволит создать необходимые условия для пополнения словарного запаса детей, посредством производных слов, что также является одним из приоритетных направлений логопедической коррекции общего недоразвития речи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
1.1Общая характеристика ОНР III уровня............................................................6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня…………………………………………………………………………………….14
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................20
1.4.Характеристика процесса словообразования у детей с ОНР……………………… ………………………………………………………29
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАВЗИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
2. 1.Цели и задачи исследования........................................................................36
2.2. Организация экспериментального исследования.......................................36
2.3. Изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .................................................................................................................................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....47

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ ПО ЛОГОПЕДИ!!!окончательный вариант.docx

— 120.99 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

 

 

 

Факультет  психологии  и  педагогики

Кафедра  специальной  педагогики  и психологии

Специальность 050715.65 Логопедия

 

 

 

Реферат

на тему:  Особенности словообразования  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

 

 

СТУДЕНТ(КА)        _____________________               Яна Александровна Чернеева

                                             (личная подпись)                                                              (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ   _____________________               к.пс.н., доцент Е.В. Жулина

                                                           (личная подпись)                                   (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород – 2014 г.

 

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. ТеорЕтический  анализ  особенностей словообразования у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи третьего уровня

1.1Общая характеристика ОНР III уровня............................................................6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня …………………………………………………………………………………….14

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................20

1.4. Характеристика процесса словообразования у детей с ОНР……………………… ………………………………………………………29

Глава 2. Экспериментальная  работа по выявлению особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоравзитием речи третьего уровня

2. 1.Цели и  задачи исследования........................................................................36

2.2. Организация экспериментального исследования.......................................36

2.3. Изучение особенностей словообразования у детей старшего   дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .................................................................................................................................39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение  и коррекция общего недоразвития речи третьего уровня является одной из наиболее актуальных проблем современной логопедической науки, в связи с тем, что количество детей с данным речевым нарушением устойчиво возрастает. Общее недоразвитие речи  характеризуется нарушением  в развитии компонентов и звуковой, и смысловой стороны речи.  Одним из таких нарушенных компонентов является грамматический строй речи, включающий в себя процессы словообразования и словоизменения.  Под словообразованием в науке понимается особый вид речемыслительной деятельности, включающий ряд базовых операций, к которым относят:  операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова.

Становление процесса словообразования описано в работах целого ряда авторов:   С.Н. Цейтлина, К.И.Чуковского, А.Н Гвоздева, Т.Н Ушаковой, А.М. Шахнаровича и др.

Определение особенностей процесса словообразования и характера его сформированности у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня, прежде всего, необходимо для того, чтобы разработать теоретическое обоснование введения в логопедическую работу новых разделов, которые направлены  на развитие навыков использования новых слов. А также знание данных особенностей позволит создать необходимые условия для пополнения словарного запаса детей, посредством производных слов, что также является одним из приоритетных направлений логопедической коррекции общего недоразвития речи. Таким образом, данные факторы определяют актуальность заданной проблемы

Вопросом изучения особенностей процесса словообразования  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева,  Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, С.Н. Шаховская, Л. Ф. Ковшиков,  Е. Ф.  Спирова и др.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования. [18] В дошкольном возрасте происходит овладение двумя сложнейшими процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразовательного уровня языковой деятельности: процессами вычленения и семантического синтеза. В старшем дошкольном возрасте проявление недостатков  словообразовательного навыка носит стойкий характер и в первую очередь находит отражение в устной речи, а затем как следствие при начале школьного обучения может отразиться и в письменной речи, что негативно скажется на успеваемости ребёнка. Таким образом,  своевременное выявление и устранение особенностей процесса словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня поможет предупредить появление трудностей в письменной речи. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения процессом словообразования не только для общего психического развития ребенка, но и для разработки новых коррекционно-логопедических методов и приемов обучения связной речи.

Цель  исследования: изучить особенности словообразования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Объект исследования: особенности словообразования  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Предмет исследования: система логопедической диагностики и коррекции словообразования.

Гипотезы исследования: наиболее существенными и выраженными особенностями словообразовательных процессов у этих детей являются нарушения выделения, обобщения и дифференциации значений словообразовательных аффиксов; использование наиболее продуктивных словообразовательных аффиксов, недостаточная сформированность словообразовательных типов-моделей, преимущественное использование суффиксального способа словообразования.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1.Дать общую характеристику  общего недоразвития речи третьего уровня.

2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.

3.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

4.Охарактеризовать особенности словообразования  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

5. Подобрать необходимые диагностические методики для выявления особенностей словообразования.

6.Проанализировать данные об особенностях словообразования, полученные практическим путём.

 

 

Глава 1. ТеорЕтический  анализ  особенностей словообразования у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи третьего уровня

1.1. Общая характеристика ОНР III уровня

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи было сформулировано проф. Р. Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Все многообразие речевого недоразвития было представлено в трех уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной речи; развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

При этом было отмечено, что выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития — от элементарных форм к более сложным. Специфичным для отклоняющегося развития является позднее начало этого пути. При описании характерных черт каждого из выделенных уровней учитывались следующие положения:

  1. степени (уровни) речевого недоразвития не представляют собой застывших образований;
  2. в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней;
  3. в реальной практике редко встречаются четко выраженные уровни, так как новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы;
  4. у детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и еще не изжитые нарушения.

Таким образом, были определены основные тенденции развития речи, определяющие характерные черты каждого уровня, которые нашли широкое отражение в логопедических методиках.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна. [29]

Первый уровень речевого  развития характеризуется  почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием.

У детей, находящихся на  первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных  слов и звуковых  комплексов, уже пассивного словаря. Характерной чертой I уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.

 Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указывает на  возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Характерным остается резко  выраженный  аграмматизм.  На этом  уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко. 

 Словарь на данном  уровне становится  более разнообразным. В спонтанной речи детей отмечаются  различные лексико-грамматические  разряды слов:  существительные,  глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Однако  словарь остается ограниченным  качественно и количественно. Пассивный  словарь на II уровне значительно  увеличивается за счет понимания  грамматической формы числа существительных  и глаголов, падежных окончаний  существительных, некоторых признаков  предметов. Дети могут ориентироваться  на некоторые морфологические  элементы, которые приобретают  для  них  смыслоразличительное значение.

    Звукопроизносительная  сторона речи остается  не сформированной. Одним из распространенных и  специфических дефектов остаются  затруднения в усвоении слоговой  структуры слов: многосложные слова  упрощаются, отмечаются перестановки  слогов, звуков, замены и уподобления  слогов.

    Речевая недостаточность  отчетливо проявляется на уровне  связного высказывания. Дети могут  ответить на вопросы  по картинке, связанные с семьей, знакомыми  явлениями окружающего мира. При  этом они пользуются  простыми  предложениями, состоящими из  2-3, редко 4, слов. [22]

 

 При третьем  уровне речевого развития дети пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложно-сочиненные и сложно-подчиненные конструкции.  [33]

Словарь старших дошкольников, имеющих этот уровень речевого развития, составляет примерно 1,5—2 тысячи слов и наряду с преобладающим количеством существительных содержит достаточное для общения число обиходных глаголов и общеупотребительных прилагательных. [26]

Появляются первые навыки словообразования: (кукойка — куколка; стоик — столик; налил — вылил; пришел — ушел и т.д.). Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Однако, несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи. [33]

 Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным, и ограничено знакомыми ситуациями.

Звукопроизношение на третьем уровне речевого развития характеризуется следующим:

  1. Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров.
  2. Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаше это относится к замене соноров, свистящих и шипящих.
  3. Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится различно.
  4. Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимозаменяет их. Это нередко касается свистящих, шипящих звуков, соноров.

Информация о работе Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня