1.4.Особенности словообразования
у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Сегодня в исследованиях разных
авторов достаточно полно представлен
количественный и качественный анализ
особенностей овладения лексическим и
грамматическим компонентами оформления
высказывания при общем недоразвитии
речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных
путей преодоления данного нарушения
делает необходимым тщательный анализ
механизмов становления данных языковых
операций. [14]
Важность изучения словообразовательных
процессов подтверждается тем, что они
являются одним из главных показателей
нормального развития речи ребенка. Словообразование
вместе со словоизменением, по мнению
ряда исследователей, признаётся «… мощнейшим
стимулом, основной «пружиной» развития
речи» (Богоявленский Д.Н. 1986, Эльконин
Д.Б. 1980 и др.). [9]
Словообразование в русском
языке происходит несколькими способами.
1. Лексико-семантическим, когда
разные значения слова превращаются
в отдельные слова, осознающиеся
как этимологически самостоятельные и
независимые, или же за ним закрепляется
значение, никак не связанное с ранее ему
свойственным. Иначе говоря, слово, уже
существующее в языке, приобретает новое
смысловое значение, как бы расщепляется
на два и более омонима.
Например, слово «завод» (машиностроительный)
возникло на основе часового «завода».
В первом случае слово имеет непроизводную
основу, а исходное делится на приставку
— «за» и корень — «вод». Слова «мир» (вселенная)
и «мир» (понятие, противоположное войне)
появились на базе существительного «мир»
в значении «общество, люди», и все три
слова осознаются как разные и отличаются
грамматически. Например, у синонима «вселенной»
есть множественное число, а у «противоположности
войне» — нет.
2. Морфолого-синтаксическим,
который представляет собой образование
новых лексических единиц в результате
перехода слов одного грамматического
класса в другой.
Например, наречие «прямиком»
появилось на базе формы творительного
падежа единственного числа ныне утраченного
существительного «прямик». Прилагательные
«запятая», «булочная», «лесничий», а также
причастие «заведующий» перешли в категорию
существительных и т.д.
3. Лексико-синтаксическим, при
котором две или более сопоставимые лексические
единицы в процессе употребления их в
языке сращиваются в одну. Таким образом,
при этом способе новые слова представляют
собой слияние в словесное целое.
Например, слово «тяжелораненый»
появилось на базе двух слов — «тяжело»
и «раненый»; слово «сумасшедший» возникло
отелов — «с» «ума» «сшедший»; «наконец»
— образовалось из «на» и «конец» и т.д.
4. Морфологическим, заключающимся
в образовании новых слов, существующих
в языке основ и словообразовательных
элементов по правилам их соединения в
самостоятельные единицы. Иначе говоря,
здесь возникают только новые комбинации
и формы на базе имеющегося строительного
материала. Основные виды морфологического
словообразования, действующие в современном
русском языке, — это сложение, безаффиксный
способ словообразования и аффиксация. [2]
Достаточно низкий уровень
словообразования является одной из причин,
как количественной обедненности словарного
запаса, так и неправильного употребления
многих слов. Дети затрудняются распознавать
семантику слова по его словообразовательной
структуре. Встречающиеся замены в той
или иной степени близки по смыслу тем
словам, взамен которых они употребляются,
поэтому они не создают серьезного препятствия
для общения, а значит с трудом преодолеваются
в процессе совершенствования речевой
практики детей.
Дети с ОНР не знают значений
многих слов и, следовательно затрудняются
в образовании новых форм от исходных
слов с помощью суффиксов, префиксов. [29]
Процесс словообразования у
детей с общим недоразвитием формируются
в той последовательности, что и у детей
с нормой речевого развития, но задерживаются
в развитии и медленно усваиваются.
У детей с ОНР встречается большое
количество ошибок при образовании всех
частей речи. Дети хорошо понимают и образуют
лишь те слова, которые встречаются в речевой
практике. Среди ошибок можно выделить
следующие: неправильный выбор основы
мотивирующего слова; замена, перебор
суффиксов, приставок; замена частей речи;
лексические замены; упрощение звуко -
слоговой структуры слов; нарушение акцентуации;
нарушение согласования слов. В речи таких
ребят встречается большое количество
аграмматизмов, фонетико - фонематических
ошибок.
Наиболее легким и доступным
для дошкольников с ОНР является образование
глаголов (приставочных) и существительных
(с уменьшительно-ласкательным значением
и обозначающих детёнышей животных).
Образование имен прилагательных,
(особенно притяжательных), сопровождается
большим количеством разнообразных ошибок.
Детское словотворчество характеризуется
употреблением регулярных (продуктивных)
словообразовательных моделей. Усвоив
продуктивную словообразовательную модель,
ребенок «генерализует» эту модель (по
Т. Н. Ушаковой), переносит ее по аналогии
на другие случаи словообразования, которые
подчиняются менее продуктивным закономерностям,
что проявляется в разнообразных ненормативных
словообразованиях. Суть «генерализации»,
таким образом, состоит в том, что аналогичные
явления могут быть названы аналогичным
образом (заячий — лисячий, свинячий, ежачий,
белячий, слонячий; снежинки — пуржинки).
Это явление оказывается возможным в связи
с тем, что ребенок, анализируя речь окружающих,
вычленяет из слов определенные морфемы
и соотносит их с определенным значением.
Так, выделив морфему -ниц- из слов мыльница,
конфетница, сахарница, ребенок соотносит
эту морфему со значением посуды, вместилища
чего-либо. И в соответствии с этим значением
ребенок образует слова типа сольница. [13]
Таким образом, на основе вычленения
словообразовательной морфемы из слова
в сознании ребенка закрепляются модели-типы,
в которых определенные значения связываются
с определенной звуковой формой.
В процессе речевого общения
ребенок не просто заимствует слова из
речи окружающих, не просто пассивно закрепляет
слова и словосочетания в своем сознании.
Овладевая речью, ребенок активен: он анализирует
речь окружающих, выделяет морфемы и создает
новые слова, комбинируя морфемы. В процессе
овладения словообразованием, таким образом,
ребенок осуществляет следующие операции:
вычленение морфемы из слов — обобщение
значения и связи этого значения с определенной
формой — синтез морфем при образовании
новых слов.
Чаще всего неологизмы в детской
речи являются следствием того, что ребенок
употребляет словообразовательные морфемы
в соответствии с их точным значением,
однако при словообразовании правильный
корневой элемент комбинируется с чуждыми
этому корню аффиксами (не принятыми в
языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет
синонимичные аффиксы, использует продуктивные
суффиксы вместо непродуктивных (сольница,
матросятя, лисинчик, почтаник, зонтарь,
хворанье, коровний, свинячий, обколючилась,
отпомнил, отсонилась).
Другой механизм словообразования
лежит в основе неологизмов по типу «народной
этимологии» (копать — лопать, лопатка
— копатка, забодаю — зарогаю, сухари
— косари, вазелин — мазелин, компресс
— мокресс, слюнка — плюнка, милиционер
— улиционер).
Неологизмы этого типа образуются
по-иному. Здесь нет неправильности в комбинации
выделенных морфем. Основной особенностью
этих неологизмов является замена одного
звучания слова другим. При этом происходит
изменение этимологии слова, переосмысление
его значения. В этом проявляется стремление
ребенка установить связь непонятного
слова со значением знакомых и понятных.
Этот тип неологизмов свидетельствует
о функционировании в сознании ребенка
системы межсловесных связей, «вербальной
сети» о начале установления словообразовательной
парадигмы. [24]
Характер детских словообразовательных
неологизмов выявляет определенные закономерности
начального этапа словообразования. В
процессе овладения словообразованием
выделяются следующие основные тенденции:
1) тенденция «выравнивания»
основы, сохранение тождества корня
(основы) в производном слове. Эта
тенденция носит многоплановый
характер, что проявляется в том,
что в производных словах часто
не используется чередование, изменение
ударения, консонантизация гласного основы,
супплетивизм;
2) замена продуктивных
словообразовательных аффиксов
непродуктивными;
3) переход от простого к сложному,
как в плане семантики, так и в плане формально-знакового
выражения.
Последовательность появления
словообразовательных форм в детской
речи определяется их семантикой, функцией
в структуре языка. Поэтому вначале появляются
семантически простые, зрительно воспринимаемые,
хорошо дифференцируемые словообразовательные
формы. Так, например, прежде всего ребенок
овладевает уменьшительно- ласкательными
формами существительных. Значительно
позже в речи появляются названия профессий
людей, дифференциация глаголов с приставками
и другие более сложные по семантике формы.
Таким образом, овладение словообразованием
осуществляется на основе мыслительных
операций анализа, сравнения, синтеза,
обобщения и предполагает достаточно
высокий уровень интеллектуального и
речевого развития.
Вывод: у детей с общим недоразвитием
речи третьего уровня имеются особенности
словообразования различных частей речи:
существительных, глаголов, прилагательных.
Процесс словообразования идёт в той же
последовательности, что и при норме речевого
развития.
Выводы
по 1 Главе:
Общее недоразвитие речи -
системное нарушение речи, характеризующееся
отставанием в развитии всех компонентов
речи и требующее профессиональной логопедической
коррекции, так как самостоятельно не
преодолевается.
По степени тяжести проявления
дефекта условно выделяют четыре уровня
общего недоразвития речи. Первые три
уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной,
четвертый уровень представлен в работах
Т. Б. Филичевой.
Одним из таких нарушенных компонентов
является словообразование. Словообразование
предполагает образование слов от других
слов с помощью определенных операций,
подразумевающих содержательные и формальные
изменения характеристик слова.
При ОНР формирование словообразования
и словоизменения происходит с большими
трудностями. Это связано с тем, что грамматические
значения абстрактны и грамматика организована
на основе большого количества правил.
Отмечаются специфические особенности:
1. Образование неологизмов
с использованием ненормативных
суффиксов.
2. Замена словообразования
словоизменением.
3. Лексические замены.
4. Использование префиксально-суффиксального
способа образования вместо суффиксального.
5. Неправильный выбор основы
мотивирующего слова.
6. Неправильный выбор флексии.
Трудности выработки словообразовательных
навыков у дошкольников необходимо учитывать
в коррекционно-педагогической деятельности
по преодолению общего недоразвития речи.
Глава 2. .ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОНР III УРОВНЯ.
2.1. Цель и задачи
исследования
Исходя из актуальности выбранной
темы, целью нашего исследования
является – изучение особенностей
словообразования у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом,
предметом и гипотезой в исследовании
ставились и решались следующие задачи:
Проанализировать общую и специальную
литературу по проблеме исследования и определить проработанность данного вопроса.
Подобрать и апробировать методики исследования особенностей словообразования детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня.
Выявить особенности словообразования
экспериментальным путем
2.2. Организация
экспериментального исследования.
Для выявления особенностей
было создано две группы
- Экспериментальная группа,
в которую вошли 9 детей с общим недоразвитием
речи.
- Контрольная группа – дети
с нормальным речевым развитием, для сопоставления
результатов 9 человек.
Возрастно-половая
характеристика детей экспериментальной
группы.
Таблица №1.
Экспериментальная группа |
Имя Ф. |
Возраст |
Пол |
Лена С. |
6 лет 3 мес. |
Ж |
Коля М |
6 лет 2 мес. |
М |
Настя П. |
6 лет 3 мес. |
Ж |
Ваня К. |
6 лет 4мес. |
М |
Саша З. |
6 лет 1 мес. |
М |
Люда Р. |
6 лет 2 мес. |
Ж |
Маша Т. |
6 лет 3 мес. |
Ж |
Костя А. |
6 лет 4 мес. |
М |
Вова Ю. |
6лет 1 мес. |
М |
Возрастно-половая
характеристика контрольной группы.