Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 03:03, реферат
Краткое описание
Определение особенностей процесса словообразования и характера его сформированности у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня, прежде всего, необходимо для того, чтобы разработать теоретическое обоснование введения в логопедическую работу новых разделов, которые направлены на развитие навыков использования новых слов. А также знание данных особенностей позволит создать необходимые условия для пополнения словарного запаса детей, посредством производных слов, что также является одним из приоритетных направлений логопедической коррекции общего недоразвития речи
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 1.1Общая характеристика ОНР III уровня............................................................6 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня…………………………………………………………………………………….14 1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................................20 1.4.Характеристика процесса словообразования у детей с ОНР……………………… ………………………………………………………29 ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАВЗИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 2. 1.Цели и задачи исследования........................................................................36 2.2. Организация экспериментального исследования.......................................36 2.3. Изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .................................................................................................................................39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....47
Ограниченность речевого общения
ребёнка во многом способствует развитию
отрицательных качеств характера: застенчивости,
нерешительности, негативизму, замкнутости,
заниженной, самооценке, агрессивности.
Как следствие затрудняются не только
процесс межличностного взаимодействия
детей, но и создаются серьезные проблемы,
которые сказываются при развитии и обучении.
[25]
Вывод: дети старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи третьего
уровня имеют ряд особенностей, таких
как неустойчивое внимание, со сниженным
объемом и ограниченными возможностями
распределения; нарушенное восприятие,
что проявляется в нарушении пространственной
ориентировки и ориентировки в собственном
теле; снижение вербальной памяти; недостаточный
уровень развития творческого воображения;
отставание в развитии словесно-логического
мышления; эмоционально-волевая незрелость.
1.3.Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного
возраста.
Познавательная деятельность
— это сознательная деятельность, направленная
на познание окружающей действительности
с помощью таких психических процессов,
как восприятие, мышление, память, внимание,
речь. [31]
Старший дошкольный возраст
очень важен для психического развития,
так как на первое место выходит целенаправленная
познавательная деятельность, в процессе
которой происходят существенные изменения
в психической сфере. Постепенно ведущее
место в структуре познавательных процессов
начинает занимать мышление.
Основная линия развития мышления
— переход от наглядно-действенного к
наглядно-образному и в конце периода
к словесному мышлению. Словесно-логические
операции определяют содержательную характеристику
интеллектуальной деятельности. [27]
Развитие представлений во
многом характеризует процесс формирования
мышления, становление которого в этом
возрасте в значительной степени связано
с совершенствованием возможности оперирован,
представлениями па произвольном уровне.
[6]
Детей старшего дошкольного
возраста отличает планомерность анализа,
дифференцированность обобщений, способность
к абстрагированию и обобщению. Структура
мыслительной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста содержит следующие
компоненты:
1) Мотивационный компонент,
проявляющийся в разных видах
активности.
2) Регуляционный компонент,
проявляющийся в умении планировать,
программировать и контролировать
психическую деятельность.
3) Операционный компонент,
то есть наличие сформированных
операций анализа и синтеза.
Развитие мышления оказывает
позитивное влияние на развитие смысловой
стороны речевой деятельности дошкольника.
Речевая деятельность совершенствуется
в количественном и качественном отношении.
В старшем дошкольном возрасте наступает
новый этап освоения речи:
речь
из ситуативной становится контекстной;
развивается
регулирующая функция речи, которая помогает
регулировать деятельность и поведение;
складываются
планирующая и инструктивные функции
речи, проявляющиеся сначала в игровой,
а затем и в учебной деятельности;
совершенствуется
звуковая сторона речевой деятельности:
преодолеваются дефекты звукопроизношения,
ребёнок различает сходные звуки на слух
и в собственной речи, происходит овладение
звуковым анализом слов;
совершенствуется
смысловая сторона речевой деятельности:
обогащается словарный запас, появляется
лексическая вариативность, формируется
связность речи, дети овладевают монологом.
В активный словарь детей данного
периода развития входят 2500—3000 слов. В
речь ребенка все активнее включаются
прилагательные, наречия, существительные
с обобщенным значением (животные, одежда,
транспорт и др.).
Развитие речи тесно связано
с развитием словесно-логических операций.
Дети старшего дошкольного возраста приобретают
значительный запас производных слов.
На основе понимания и активного использования
этого словарного запаса формируется
способность к обобщению, классификации
предметов, обозначаемых существительными:
животные делятся на диких и домашних,
птицы — на зимующих и перелётных.
Постепенный рост состава речи
ребенка является следствием расширения
жизненного опыта, усложнением его деятельности
и общения со взрослыми. По мере развития
лексико-грамматического строя речи становятся
возможными такие интеллектуальные операции,
как сравнение, обобщение, классификация.
Именно в дошкольном возрасте складываются
три функции речи, которые имеют важное
значение в формировании интеллекта:
1. Коммуникативная. Влияет на
интеллектуальное и эмоциональное развитие
детей. В процессе общения ребенок усваивает
новые понятия.
2. Познавательная. Играет большую
роль в развитии восприятия, придавая
сенсорным функциям поисковый характер,
в развитии вербальной памяти, что важно
для формирования обобщенного мышления.
3. Регулирующая. Формирование
данной функции речи связано с развитием
возможностей планирования интеллектуальной
деятельности.
Главной особенностью данного
периода развития является совершенствование
речевой функции в процессе вербального
взаимодействия, отвлечённого от конкретной
ситуации, что предопределяет появление
сложных языковых форм.
По мнению А. В. Запорожца, период
дошкольного детства наиболее сенситивен
для развития восприятия, так как под влиянием
продуктивной творческой деятельности
у ребёнка складываются сложные виды перцептивных
и интеллектуальных действий по анализу
воспринимаемых объектов. Восприятие
детей становится осмысленным и дифференцированным.
В процессе восприятия старших дошкольников
усиливается роль зрительного сравнения,
переработка вербального материала. Адекватное
восприятие сенсорных событий имеет решающее
значение для развития операций мыслительной
деятельности.
Восприятие становится осмысленным,
интеллектуальным процессом, позволяет
глубже проникнуть в окружающее и познать
более сложные стороны действительности.
От восприятия ребенка в первую очередь
зависит развитие памяти, главным видом
которой в дошкольном возрасте является
образная.
Развитие памяти в дошкольном
возрасте характеризуется постепенным
переходом от непроизвольного к произвольному
запоминанию, которое заключается в формировании
регулятивных компонентов психической
деятельности и приёмах запоминания вербального
материала в соответствии с операциями
мыслительной деятельности. [27]
Важной особенностью этого
возраста является то обстоятельство,
что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена
цель, направленная па запоминание определенного
материала. Наличие такой возможности
связано с тем, что ребенок начинает использовать
различные приемы специально предназначенные
для повышения эффективности запоминания:
повторение, смысловое и ассоциативное
связывание материала. [3]
Характерной особенностью внимания
детей дошкольного возраста является
доминирование непроизвольности, низкой
сосредоточенности и концентрации на
внешних объектах вербального плана. В
старшем дошкольном возрасте идёт процесс
совершенствования внимания: значительно
возрастает объём и устойчивость, появляются
элементы произвольности. [10]
Говоря о развитии внимания
детей старшего дошкольного возраста,
следует отметить, что изменения касаются
всех его свойств: объем (способность одновременно
сосредоточиваться на восприятии 3—4 объектов);
распределение (в связи с автоматизацией
ребенка); устойчивость (способность удерживать
внимание на одном объекте 10—15 минут).
[27]
К концу дошкольного возраста
у детей способность к произвольному вниманию
начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем
произвольное внимание становится непременным
условием организации учебной деятельности
в школе. [20]
Развитие произвольного внимания
старшего дошкольника связано с развитием
всех сторон речевой деятельности, пониманием
значения предстоящей деятельности, осознанием
ее цели, появлением произвольного поведения.
Воображение претерпевает качественные
изменения, приобретая произвольный характер,
что предполагает планирование и программирование
деятельности.
Особую роль в психологическом
развитии детей старшего дошкольного
возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной
сферы.
В дошкольный период происходит
становление способности детей к произвольной
регуляции эмоций, которая в сравнении
с движением еще менее развита: им трудно
скрыть радость, огорчение, удивление,
подавить страх и тревогу. Пока эмоции
детей еще непосредственны, не подчинены
давлению социального окружения — самое
удобное время учить понимать их, принимать
и полноценно выражать.
Можно выделить основные направления
эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста: усложнение эмоциональных
проявлений и их регулирования в деятельности
и поведении; формирование моральных и
социальных эмоций, происходит становление
эмоционального фона психического развития
детей; дети овладевают навыками эмоциональной
регуляции, что позволяет им сдерживать
резкие выражения чувств и перепадов настроения.
[27]
Особенно показательно для
старших дошкольников появление зачатков
чувства долга по отношению к малышам.
Требования заботливого отношения к маленьким,
как и другие моральные правила поведения,
начинают восприниматься ими как обязанности
старших по отношению к младшим и выполняются
не формально, а с чувством удовлетворения
и ответственности. [35]
О развитии личности ребенка
мы судим по изменениям во всей структуре
психической деятельности, по смене ведущей
деятельности, по изменению активности
и появлению основных новообразований
личности.
Развитие ребенка и его личности,
по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности
и произвольности в процессе взаимодействия
ребенка со взрослыми и со сверстниками.
[12]
Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна из них состоит
в том, что ребенок постепенно начинает
понимать своё место в окружающем мире.
Другая сторона — развитие чувств и воли.
Они обеспечивают соподчинение мотивов,
устойчивость поведения.
У дошкольников развитие личности
прослеживается в формировании самосознания,
которое состоит из знаний ребёнка о себе,
своём месте в реальной жизни и способности
оценить собственные поступки, действия
по сравнению с другими. В старшем дошкольном
возрасте появляется критичность мышления,
складывается адекватная дифференцированная
самооценка. В период дошкольного детства
происходят существенные изменения в
личностном развитии, что отражается:
В перестройке
мотивационной стороны психической деятельности,
проявляющейся в преобладании познавательных
и социальных мотивов.
В формировании
социальной позиции, навыков саморегуляции
и произвольности.
В формировании
самостоятельности в практической и познавательной
деятельности.
В способности
адаптации к изменяющимся условиям. [27]
Основными психологическими
новообразованиями личности детей старшего
дошкольного возраста являются:
1. Произвольность — это
управление своим поведением
в соответствии с определенными
представлениями, правилами, нормами,
одна из форм волевого поведения,
новая качественная характеристика
саморегуляции поведения и деятельности
ребенка.
2. Соподчинение мотивов.
В деятельности ребенка возникает
умение выделять основной мотив
и подчинять ему целую систему
действий, доминирование мотивов
достижения успеха над внешними
ситуативными мотивами.
3. Самостоятельность —
качество личности, своеобразная
форма ее активности, отражающая
актуальный уровень развития
ребенка. Она обеспечивает независимую
постановку и решение проблем,
возникающих перед ребенком в
повседневном поведении и деятельности.
4. Креативность — способность
к творчеству. К показателям креативности
относятся: оригинальность, вариативность,
гибкость мышления. Развитие креативности
зависит от уровня развития
когнитивной сферы (восприятия, мышления,
памяти, воображения), произвольности
деятельности и поведения, а также информированности
ребёнка в окружающей действительности.
5. Изменения в самосознании
и адекватная самооценка. Самосознание
— это интегральное образование
личности, результат развития самостоятельности,
инициативности, произвольности. У
детей в период дошкольного
детства проявляется способность
к конструктивным взаимодействиям
с окружающими, что приводит к
появлению адекватной самооценки
и осознанию своего места в
окружающем мире по отношению
к сверстникам и реальной действительности.
[27]
Таким образом, к концу дошкольного
возраста у детей формируется самооценка,
содержание которой — состояние умений,
связанных с выполнением практической
деятельности, и моральные качества, выражающиеся
в подчинении или неподчинении правилам
поведения, выделенным в данном коллективе.
[35]
К концу дошкольного возраста
мы имеем три линии развития.
линия
формирования произвольного поведения,
линия
овладения средствами и эталонами познавательно
деятельности,
линия
перехода от эгоцентризма к децентрации.
Развитие по этим линиям определяет готовность
ребенка школьному обучению. [21]
Один из важнейших итогов психического
развития в период дошкольного детства
– психологическая готовность ребенка
к школьному обучению. И.Ю. Кулагина выделяет
два аспекта психологической готовности
– личностную (мотивационную) и интеллектуальную
готовность к школе. Оба аспекта важны
как для того, чтобы учебная деятельность
ребенка была успешной, так и для его скорейшей
адаптации к новым условиям, безболезненного
вхождения в новую систему отношений.
[4]
Вывод: таким образом, мы можем сказать
о том, что старший дошкольный возраст
является периодом интенсивного развития
всех познавательных процессов, создавая
условия для успешной школьной адаптации
и смене ведущего типа деятельности-
от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Формируются одни из важнейших новообразований
возраста: произвольность, соподчинение
мотивов.