Особенности строение речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить направления речевого развития дошкольника, этапы речевой деятельности, особенности развития речи дошкольника: развитие его словаря, связной речи, грамматического строя. Опираясь на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка попытаться найти наиболее эффективные методы устранения недостатков, подобрать соответствующий практический материал, чтобы в своей деятельности суметь сформировать у обучаемых мной детей качественную сторону речевой деятельности.
Методы: изучение литературы по теме; использование экспериментальных методик «Расскажи по картинке», «Назови слова»; статистическая обработка результатов.

Содержание

Введение стр. 3-4.
Глава I Теоретические основы изучения речи детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет).
1.1. Речь и её функции. стр. 5-9.
1.2. Периодизация развития речи. стр. 10-12.
1.3. Становление речи у дошкольников. стр. 13-30.
Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
2.1. Методы обследования речи. стр. 31-33.
2.2. Анализ речи детей. стр. 34-40.
Рекомендации стр. 41.
Заключение стр. 42-43.
Список использованной литературы. стр. 44.
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности разития речи дошкольников.docx

— 89.06 Кб (Скачать файл)

     В 4,5 - 5 лет заканчивается формирование  фонетической системы родного  языка, что в значительной мере готовит к овладению письменной речью. К концу 5-го года высказывание ребёнка начинают напоминать по форме короткий рассказ. К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности, снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.

     Основания для беспокойства: ограничен бытовой словарь, не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом, типа овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом, типа собака - пёс, пачкать - грязнить, смотреть - глядеть; подобрать к слову антоним, типа сахар - соль, холодный - горячий, улыбается - хмуриться; не активен в речевом общении и т.д.; ребёнок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, не может связно рассказать о происходящих событиях.

     К 7 годам словарь ребёнка увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребёнок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Становление речи  у дошкольников.

 

    В дошкольном возрасте наступает  качественно новый этап освоения  речи. Мотивом активного овладении  родным языком выступают растущие  потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать  на себя и другого человека. Речь включается во все виды  деятельности, в том числе и  познавательную. Изменение стоящих  перед дошкольником задач, появление  новых видов деятельности, усложнение  общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей  и отношений, в которые включён  ребёнок приводит к интенсивному  развитию, во-первых, всех сторон  речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, её форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной,  планирующей, регулирующей и знаковой).

    Переход от ситуативно-деловой  формы, характерной для преддошкольника,  к внеситуативно-познавательной, а  затем к внеситуативно-личностной  предъявляет определённые требования  к речи детей и стимулирует  их к овладению такими её  сторонами, которые необходимы  и достаточны для решения стоящих  перед ребёнком коммуникативных  задач. Речь дошкольника приобретает  функции установления социальных  контактов и планирования, реализация  которых обеспечивается монологической  контекстной речью и формой  внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение её в орудие мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

 

Раздел 

грамматики

В о з р а с т   д  е т е й

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 - 7 лет

Морфология

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за

Совершенствуется умение правильно использовать  предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать

Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные

Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными

Словообразование

Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детёнышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук)

Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употребляют их им., род. падежах (котята-котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных

Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова (по образцу)

Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных . Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова

Синтаксис

Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении

Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений

Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью

Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений


 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

 

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок

Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы

Совершенствуется диалогическая  и монологическая речь. Поддерживают непринуждённую беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно предсказывать на небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок самостоятельно, выразительно, без повторов передаёт содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  СЛОВАРЯ

 

 

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению  предметы (туфли-ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель

Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует состояние и настроение людей; использует существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги

Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу

Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

   2.1. Методы обследования  речи.

 

Методика  «Расскажи по картинке»

Автор –  Немов Р.С.

Цель: определить активный словарный запас ребёнка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребёнку  показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребёнка  от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображённые на рис.29 и рис. 30. Далее ребёнку  дают 2 мин для того, чтобы он внимательно  рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается  или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагают рассказать о  том, что он видел на ней. На рассказ  по каждой картинке отводится ещё  по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики,  фиксирует  результаты  в  таблице (табл. 1), где отмечают наличие и частоту употребления ребёнком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.  

 

Оценка результатов

 

10 баллов –

в речи ребёнка встречаются все 10 включённых в таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов –

в речи ребёнка встречаются 8-9 из включённых в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов –

в речи ребёнка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

4-5 баллов –

в речи ребёнка имеются только 4-5 из 10 включённых в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла –

в речи ребёнка встречаются 2-3 из включённых в таблицу фрагментов речи.

0-1 балл –

в речи ребёнка имеется не более  одного фрагмента речи из тех, что  включены в таблицу.


 

Выводы  об уровне развития

                     10 баллов          - очень высокий.

                     8-9 баллов        - высокий.

    4-7 баллов        - средний.

                 2-3 балла           - низкий.

          0-1 балл             - очень низкий.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Схема протоколирования результатов исследования  по методике

«Расскажи по картинке».

 

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования.

Частота употребления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Существительные

Глаголы

Прилагательные  в обычной форме

Прилагательные  в сравнительной степени

Прилагательные  в превосходной степени

Наречие

Местоимения

Союзы

Предлоги

Сложные предложения и конструкции

 

 

Методика  «Назови слова».

Автор – Немов Р.С.

Цель: определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка. Экспериментатор называет ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние  каждой из перечисленных ниже групп  слов отводится по 20 секунд, а в  целом на выполнение всего задания  – 160 секунд.

  1. Животные.
  2. Растения.
  3. Цвета предметов.
  4. Формы предметов.
  5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
  6. Действия человека.
  7. Способы выполнения человеком действий.
  8. Качество выполняемых человеком действий.

 Если  ребёнок сам затрудняется начать  перечисление нужных слов, то  взрослый помогает ему, называя  первое слово из данной группы, и просит ребёнка продолжить  перечисление.

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов

 

10 баллов –

ребёнок назвал 40 и более разных слов,                       относящихся ко всем группам.

8-9 баллов –

ребёнок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов –

ребёнок назвал от 30 до 34 различных  слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов –

ребёнок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла –

ребёнок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл –

ребёнок за всё время назвал не более 19 слов.

Информация о работе Особенности строение речи дошкольника