Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить направления речевого развития дошкольника, этапы речевой деятельности, особенности развития речи дошкольника: развитие его словаря, связной речи, грамматического строя. Опираясь на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка попытаться найти наиболее эффективные методы устранения недостатков, подобрать соответствующий практический материал, чтобы в своей деятельности суметь сформировать у обучаемых мной детей качественную сторону речевой деятельности.
Методы: изучение литературы по теме; использование экспериментальных методик «Расскажи по картинке», «Назови слова»; статистическая обработка результатов.
Введение стр. 3-4.
Глава I Теоретические основы изучения речи детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет).
1.1. Речь и её функции. стр. 5-9.
1.2. Периодизация развития речи. стр. 10-12.
1.3. Становление речи у дошкольников. стр. 13-30.
Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
2.1. Методы обследования речи. стр. 31-33.
2.2. Анализ речи детей. стр. 34-40.
Рекомендации стр. 41.
Заключение стр. 42-43.
Список использованной литературы. стр. 44.
Приложение
В 4,5 - 5 лет заканчивается
Основания для беспокойства: ограничен бытовой словарь, не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом, типа овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом, типа собака - пёс, пачкать - грязнить, смотреть - глядеть; подобрать к слову антоним, типа сахар - соль, холодный - горячий, улыбается - хмуриться; не активен в речевом общении и т.д.; ребёнок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, не может связно рассказать о происходящих событиях.
К 7 годам словарь ребёнка увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребёнок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.
1.3. Становление речи у дошкольников.
В дошкольном возрасте
Переход от ситуативно-деловой
формы, характерной для
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Раздел грамматики |
В о з р а с т д е т е й | |||
3 – 4 года |
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 - 7 лет | |
Морфология |
Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за |
Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать |
Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные |
Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными |
Словообразование |
Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детёнышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук) |
Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употребляют их им., род. падежах (котята-котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных |
Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова (по образцу) |
Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных . Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова |
Синтаксис |
Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении |
Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений |
Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью |
Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений |
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок |
Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы |
Совершенствуется |
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок самостоятельно, выразительно, без повторов передаёт содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки |
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли-ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель |
Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует состояние и настроение людей; использует существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги |
Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу |
Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу |
Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
2.1. Методы обследования речи.
Методика «Расскажи по картинке»
Автор – Немов Р.С.
Цель: определить активный словарный запас ребёнка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребёнку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребёнка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображённые на рис.29 и рис. 30. Далее ребёнку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится ещё по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечают наличие и частоту употребления ребёнком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Оценка результатов
10 баллов – |
в речи ребёнка встречаются все 10 включённых в таблицу фрагментов речи. |
8-9 баллов – |
в речи ребёнка встречаются 8-9 из включённых в таблицу фрагментов речи. |
6-7 баллов – |
в речи ребёнка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи. |
4-5 баллов – |
в речи ребёнка имеются только 4-5 из 10 включённых в таблицу фрагментов речи. |
2-3 балла – |
в речи ребёнка встречаются 2-3 из включённых в таблицу фрагментов речи. |
0-1 балл – |
в речи ребёнка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу. |
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Таблица 1
Схема протоколирования результатов исследования по методике
«Расскажи по картинке».
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. |
Частота употребления |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в сравнительной степени Прилагательные в превосходной степени Наречие Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции |
Методика «Назови слова».
Автор – Немов Р.С.
Цель: определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка. Экспериментатор называет ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания – 160 секунд.
Если
ребёнок сам затрудняется
Оценка результатов
10 баллов – |
ребёнок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. |
8-9 баллов – |
ребёнок назвал от 35 до 39 разных слов,
относящихся к различным |
6-7 баллов – |
ребёнок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. |
4-5 баллов – |
ребёнок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. |
2-3 балла – |
ребёнок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. |
0-1 балл – |
ребёнок за всё время назвал не более 19 слов. |