Особенности строение речи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить направления речевого развития дошкольника, этапы речевой деятельности, особенности развития речи дошкольника: развитие его словаря, связной речи, грамматического строя. Опираясь на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка попытаться найти наиболее эффективные методы устранения недостатков, подобрать соответствующий практический материал, чтобы в своей деятельности суметь сформировать у обучаемых мной детей качественную сторону речевой деятельности.
Методы: изучение литературы по теме; использование экспериментальных методик «Расскажи по картинке», «Назови слова»; статистическая обработка результатов.

Содержание

Введение стр. 3-4.
Глава I Теоретические основы изучения речи детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет).
1.1. Речь и её функции. стр. 5-9.
1.2. Периодизация развития речи. стр. 10-12.
1.3. Становление речи у дошкольников. стр. 13-30.
Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
2.1. Методы обследования речи. стр. 31-33.
2.2. Анализ речи детей. стр. 34-40.
Рекомендации стр. 41.
Заключение стр. 42-43.
Список использованной литературы. стр. 44.
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности разития речи дошкольников.docx

— 89.06 Кб (Скачать файл)

Сравнивая использование различных частей речи мальчиками и девочками, мы пришли к выводу, что существенных различий между ними нет (таблица №1).

 

 

Таблица №1. Процентное соотношение различных  частей речи в словаре мальчиков  и девочек.

Части речи

мальчики

девочки

Существительные

Глаголы

Наречия

Прилагательные

Местоимения

25,5

36,2

6,2

0,3

12

28,6

34,3

6,6

0,2

8,5




 

Примеры полученных результатов фрагментов речи, фиксируемых  в процессе исследования.

 

Сигай Андрей                                                   Невмержицкая Евгения

 

Существительные

Глаголы

Прилагательные 

Наречие

Местоимения

Союзы

Предлоги

10

29

1

3

4

6

3

17,8 %

51,8 %

1,7 %

5,3 %

7,1 %

10,7 %

5,3 %

Существительные

Глаголы

Прилагательные 

Наречие

Местоимения

Союзы

Предлоги

14

16

1

7

5

4

4

29,7 %

34 %

2,1 %

14,8 %

10,6 %

8,5 %

8,5 %


 

Мы видим, что части речи в словаре детей  пятилетнего возраста представлены неодинаково. По данным нашего исследования, существительные составляют - 27%, глаголы - 35%, местоимения - 10%, наречия - 6,4%, прилагательные – лишь 0.25%, союзы – 12.2%, предлоги – 8%, сложные предложения – 3.2%. Все  эти данные можно представить  в  виде диаграммы (Диаграмма №2).

 

 

Диаграмма №2. Процентное  соотношение фрагментов речи  в активном словаре пятилетнего  возраста.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В числе  характерных особенностей речи пятилетнего  возраста нами отмечена её «глагольность». Наиболее часто детьми используются глаголы, связанные с движением (идёт, лежит) и деятельностью (играет).

В результате проведённого эксперимента мы пришли к выводу, что детьми этого возраста всё сильнее овладевает познавательная потребность. Они всё более настойчиво, особенно на пятом году жизни, стремятся  получить ответ на свои «что?», «где?», «когда?», «почему?»,  «как?». Частично эта потребность удовлетворяется  в общении с окружающими (прежде всего со взрослыми). В процессе познавательно-практической деятельности «почемучки» исследуют  окружающую среду. Шаги в этот новый  мир подобны путешествию первооткрывателя в мир птиц, зверей, насекомых, растений, человека…

С одной  стороны расширяется объём и  углубляются точные, ясные знания об окружающем мире. Вместе с тем  в процессе познавательной, мыслительной деятельности возникает и вторая группа знаний, ещё не совсем ясных, незавершённых, гипотетических. Это  можно было проследить, проводя исследования по методикам «Назови слова» и  «Расскажи по картинке». Поэтому, одной  из важнейших задач воспитателя  является поддержка и стимуляция познавательных мотивов ребёнка, его  самостоятельности, активного отношения  к окружающей действительности и  способов её изучения. Для этого  необходимо создание благоприятных  условий для активной познавательной деятельности (экспериментирования  и др.). Только у ребёнка, обладающего  богатым словарным запасом, может  сформироваться правильная грамматическая речь. Задача воспитателя максимально  оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Заключение

Развитие  речи и словаря детей, овладение  богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей  национальной культуры, тесно связано  с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в  языковом воспитании и обучении дошкольников. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются  у человека в детстве. И немалую  роль в становлении личности играет речь. Овладение родным языком как  средством и способом общения  и познания является одним из важнейших  приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство  особенно сензитивно: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам то этот путь, как правило, не может быть успешно  пройден на более поздних возрастных этапах.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и  поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

Изучив  литературу по теме и проведя некоторые  исследования, мы пришли к выводу, что  на четвёртом году жизни у детей  отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно  называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды и  мебели. Шире начинает пользоваться, кроме  существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Проявляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространённые предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые  предложения дети употребляют, но очень  редко. Инициатива к общению всё  чаще и чаще исходит от ребёнка. Четырёхлетние  дети не могут самостоятельно вычленить  в слове звуки, но они легко  подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в  основном носит ситуативный характер, она чаще недостаточна в словарном  и совершенно в грамматическом отношении, со стороны произношения ещё недостаточно чиста и правильна.

К пяти годам  отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства  из них заканчивается процесс  овладения звуками. Речь в целом  становится чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей, они всё  чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

Рост  активного словаря, употребления предложений  более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

К концу  шестого года ребёнок достигает  довольно высокого уровня в речевом  развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо  и ясно воспроизводит слова, имеет  необходимый для свободного общения  словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами  и категориями, содержательней, выразительней  и точнее становятся его высказывания.

Подводя итог всему сказанному, мы выделили основные особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается  от конкретной ситуации, теряет  ситуативность, превращаясь в  универсальное средство общения;

- проявляются  связные формы речи, возрастает  её выразительность;

- ребёнок  постигает законы родного языка  в процессе действий со словом;

- ребёнок  учится излагать свои мысли  связно, логично, рассуждения превращаются  в способ решения интеллектуальных  задач, а речь становится орудием  мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных  процессов;

- развивается  регулирующая функция речи, которая  выражается в понимании литературных  произведений, подчинении инструкции  взрослого;

- складывается  планирующая функция речи, когда  она начинает предварять решение  практических и интеллектуальных  задач;

- возникает  звуковая функция речи, выделение  слова как абстрактной единицы,  возможность сделать слово объектом  познания и освоить письменную  речь;

- складывается  понимание форм языковой деятельности;

- речь становится  особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение  к ней;

- речь превращается  в особую деятельность, имеющую  свои формы: слушание, беседу, рассуждения  и рассказы;

- завершается  процесс фонематического развития: ребёнок правильно слышит и  произносит звуки;

- возникают  предпосылки для освоения грамоты.

К моменту  поступления ребёнка в школу  он овладевает правильным звуковым оформлением  слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции  предложения, согласовывает слова  в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления  окружающей действительности. Всё это  даёт возможность ребёнку при  поступлении в школу успешно  овладевать программным материалом.

В дошкольном возрасте, естественно, не заканчивается  для ребёнка процесс овладения  речи. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически  правильной речи, совершенствования  умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного  произведения будет продолжаться в  школьные годы, на протяжении всей жизни.

 

 

 

 

 

 

Рекомендации.

Речь  – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, чёткой речи. Поэтому к речи окружающих предъявляются следующие культурные и методические требования:

1. Речь воспитывающих  лиц должна быть абсолютно  грамотна, литературна.  Следует  прежде всего разбираться в  особенностях своей речи, учитывать  её ошибки и погрешности, бороться  с ними путём постоянного самоконтроля  и совершенствование своего языка.  Этому способствует общение с  людьми, владеющими совершенной  речью, слушание художественного  чтения в исполнении мастеров  художественного слова и самостоятельное  внимательное чтение художественной  литературы.

2. Особого  внимания к себе требует культура  речи, её этика. Речь воспитателя  по форме и тону должна всегда  быть культурной, безупречно вежливой.

3. Структуру  речи следует согласовать с  возрастом детей. Чем моложе  ребёнок, тем проще  должна  быть синтаксическая структура  обращённой к нему речи: предложения  должны быть короткими простыми. При длинных сложных предложениях  дети не улавливают основного  смысла.

4. Содержание  речи должно строго соответствовать  развитию, запасу представлений  и интересам детей, опираться  на их опыт.

5. Особого  внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи. От точности  речи зависит точность восприятия, отчётливость понимания, а стало  быть и мышления. В этом смысле  язык людей изобилует погрешностями.  Мы часто употребляем слова  не по назначению: называли детское  кресло стульчиком, форточку окном,  кирпичик кубиком, предлагаем  детям одевать туфли или шапки,  а их надо надевать и т.п.  Это вредит вниманию детей,  точности и ясности их восприятий, обедняет словарь и извращает  язык.

Включать  в свою речь детские словечки, подчас столь милые и забавные, недопустимо. Этим замедляется процесс овладения  ребёнком правильной речью.

6. Необходимо  регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком  быстрой речи трудно даже взрослому,  а ребёнок на это совершенно  не способен. Не понимая смысла  льющихся потоков слов, он просто  перестаёт слушать. Недопустима,  конечно, и слишком медленная,  растянутая речь, она надоедает,  нервирует.

7. Следует  регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или  тихо, насколько этого требуют  условия момента и содержание  речи. Тихую, переходящую в шёпот  речь дети не слышат, не улавливают  её содержания. Прислушиваться они  не способны. Громкую же речь, переходящую в крик, дети перенимают  как манеру речи необыкновенно  быстро. Что же получается? Кричат  дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме  тону слова и их содержание.

Информация о работе Особенности строение речи дошкольника