Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить направления речевого развития дошкольника, этапы речевой деятельности, особенности развития речи дошкольника: развитие его словаря, связной речи, грамматического строя. Опираясь на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка попытаться найти наиболее эффективные методы устранения недостатков, подобрать соответствующий практический материал, чтобы в своей деятельности суметь сформировать у обучаемых мной детей качественную сторону речевой деятельности.
Методы: изучение литературы по теме; использование экспериментальных методик «Расскажи по картинке», «Назови слова»; статистическая обработка результатов.
Введение стр. 3-4.
Глава I Теоретические основы изучения речи детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет).
1.1. Речь и её функции. стр. 5-9.
1.2. Периодизация развития речи. стр. 10-12.
1.3. Становление речи у дошкольников. стр. 13-30.
Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
2.1. Методы обследования речи. стр. 31-33.
2.2. Анализ речи детей. стр. 34-40.
Рекомендации стр. 41.
Заключение стр. 42-43.
Список использованной литературы. стр. 44.
Приложение
Понятия выступают и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придаёт всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.
Из множества
качеств и признаков предмета
или явления, заключённых в слове-понятии,
ребёнок поначалу усваивает лишь
те, которые непосредственно
Процесс формирования понятия начинается у ребёнка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребёнок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.
Речь
человека может быть сокращённой
и развёрнутой как с
Сокращённое
речевое высказывание достаточно для
понимания среди хорошо знакомых
людей и в знакомой обстановке.
Однако оно затрудняет выражение
и восприятие более сложных, абстрактных
мыслей, связанных с тонкими
Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребёнка имеется врождённая потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем её основным элементам.
Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребёнок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребёнка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.
Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребёнка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.
Автором
следующей теории речевого развития
является Н.Хомский. Он утверждает, что
в организме и мозге человека
с рождения имеются некоторые специфически
Ещё одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж.Пиаже). Установлено – и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребёнка.
Развитие
речи можно рассмотреть и с
психолингвистических позиций (рис. 55)
в плане становления всё более
совершённой структуры речи. Под
этим углом зрения процесс речевого
развития представляет собой непрерывно
и циклически повторяющиеся переходы
от мысли к слову и от слова
к мысли, которые становятся всё
более осознанными и
Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируются связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мыслей в слово идёт в обратном направлении.
МЫСЛЬ |
||
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ |
||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ФРАЗЫ |
||
МОРФЕМЫ И СЛОВА |
||
ФОНЕМЫ |
||
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ |
1.2. Периодизация развития речи (нормативы речевого развития).
Речь в своём развитии
К концу первого месяца отчётли
В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребёнок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. Постепенно становятся не только разнообразными интонации, но и усложняются сами звуки, появляется гуление. К концу 4-го месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которые не встречаются не в одном языке. В этот период развития у ребёнка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
Основания для беспокойства: не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, недостаточно интонационная выразительность, немодулированность крика, нет подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха, не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 месяцев. Вторая половина младенчества - это изменение отношения ребёнка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Ребёнок теперь не только общается со взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы. В процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка начинают формироваться предметно-действенные средства общения. В лепете ребёнка 6-7 месяцев уже проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дя-дя, а-тять и т.д. Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развиваются способности не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, то в которые ему показывают.
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отражённого лепета), не выполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 месяцев. К концу первого года жизни ребёнок в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би и т.д. Причём одинаковыми по звучанию словами ребёнок обозначает различные понятия: "дай" - возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.
Основания для беспокойства: не реагирует на своё имя, отсутствие лепетных слов.
После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок произносит всё больше и больше осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов всё ещё варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребёнком эмоций. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в самостоятельной речи ребёнка около 20 слов, в 2 года - 50 слов. В 1,5 - 2 года появляются предложения, состоящие из 2-3 слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме. Малыш понимает и правильно выполняет двух этапную инструкцию ( «пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки,
слушают истории (5-10 минут). У них увеличивается
не только запас общеупотребительных
слов, но и появляется стремление к словотворчеству
- изобретаются новые слова. К 3-м годам
возникает потребность к самостоятельности,
стремление действовать независимо от
взрослых, развивается самооценка. Это
находит отражение в речевом поведении,
в выборе лексических и эмоционально-выразительных
средств. Ребёнок начинает говорить о
себе в первом лице. К этому времени активный
словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо
простой двухсложной фразы он начинает
использовать развёрнутые предложения
из пяти – восьми слов, овладел множественным
числом существительных и глаголов. Ребёнок
называет своё имя, пол, возраст; понимает
значение простых предлогов – выполняет
задания типа «положи кубик под чашку»,
«положи кубик в коробку», употребляет
в предложении простые предлоги и союзы
потому что, если, когда. Малыш понимает
прочитанные короткие рассказы и сказки
с опорой на картинки и без неё, может оценить
своё и чужое произношение, задаёт вопросы
о значении слов.
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. При появлении этого явления ребёнок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает, используя аморфные слова. Например: "девочка" - дека, "купи" - пику, "хлеб" - пэха. Из накопленных слов ребёнок не строит предложения. В его речи ещё нет глаголов. Грамматическое оформление предложений грубо искажено, например, вместо "Я не хочу" - Аня хочет нет. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.
В 4 года фразы, произнесённые ребёнком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. Встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, союзы что, куда, сколько. В этом же возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигает к 4-м годам 2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. К 5-ти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами. Запас слов у ребёнка увеличивается до 2500 – 3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используют все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.