Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить направления речевого развития дошкольника, этапы речевой деятельности, особенности развития речи дошкольника: развитие его словаря, связной речи, грамматического строя. Опираясь на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка попытаться найти наиболее эффективные методы устранения недостатков, подобрать соответствующий практический материал, чтобы в своей деятельности суметь сформировать у обучаемых мной детей качественную сторону речевой деятельности.
Методы: изучение литературы по теме; использование экспериментальных методик «Расскажи по картинке», «Назови слова»; статистическая обработка результатов.
Введение стр. 3-4.
Глава I Теоретические основы изучения речи детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет).
1.1. Речь и её функции. стр. 5-9.
1.2. Периодизация развития речи. стр. 10-12.
1.3. Становление речи у дошкольников. стр. 13-30.
Глава II Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
2.1. Методы обследования речи. стр. 31-33.
2.2. Анализ речи детей. стр. 34-40.
Рекомендации стр. 41.
Заключение стр. 42-43.
Список использованной литературы. стр. 44.
Приложение
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
2.2. Анализ речи детей.
Цель исследования – изучение лексической стороны речи детей дошкольного возраста 5 лет.
Задачи:
- обследование
состояния пассивного и
- изучение связной речи;
- исследование
умения правильно
Объект исследования – воспитанники д/с № 9 «Лесовичок» ОАО «Мозырьдрев» в возрасте пяти лет.
Группа состоит из 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек. Обучение в этой группе осуществляется по программе «Пралеска» с использованием элементов методик по экологическому образованию. Дети в группе коммуникабельные, с интересом и большим желанием отнеслись к просьбе помочь нам. Дети рассказали нам о своей группе, о комнатных растениях, за которыми они ухаживают, о том, чем занимаются они в группе. При обследовании речи этих детей мы применяли следующие методики: «Назови слова» и «Расскажи по картинке». Суть методики «Назови слова» заключается в следующем: мы называли ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просили его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания – 160 секунд.
Если ребёнок сам затруднялся начать перечисление нужных слов, то мы помогали ему, называя первое слово из данной группы, и просили ребёнка продолжить перечисление.
По первой группе слов (животные) из 20 опрошенных детей 17 (85%) назвали медведя, 16 (80%) лису, 13 (65%) – волка, кота, 12 (60%) – собаку, 8 (40%) – белку, 11 (55%) – зайчика, 5 (25%) – свинку, 3 (15%) – оленя, козу, петуха, льва, коня, зубра. Крот, тигр – 2 (10%). Остальные животные (мышка, носорог, слон, ёжик, лось, рыба, черепаха, овца, дятел, крокодил) – всего 5%. Это объясняется следующим: уже в группе «Малыши» (3-4 года) дети знакомятся с животными ближайшего окружения: домашние (кот, корова, собака) и дикими (лиса, медведь, волк, зайчик, белка). В группе «Почемучки» (4-5 год жизни) расширяются знания детей о природных сообществах (лес, луг, водоём) (дети должны знать 3-4-х типичных обитателей). Дети уточняют и обогащают свои представления о том, кто живёт в холодных и жарких краях. Вот почему в речи детей по данной группе (животные) есть слова: слон, носорог, обезьяна, тигр, лев, крокодил, черепаха, змея, зубр). Педагог помогает обогатить знания детей о том, кто живёт в лесах, лугах, водоёмах Беларуси, используя для этого «Зоологическое лото», кубики «Животный мир Земли».
В понятие «Растения» (вторая группа) дети включали следующие подгруппы: деревья, кустарники, травы; цветы; овощи, фрукты, ягоды. В этой группе дети чаще всего называли берёзу – 10 (50%), сливу – 10 (50%), яблоню грушу вишню – по 7 (35%); среди цветов: розу – 8 (40%), ромашку – 7 (35%), одуванчик – 6 (30%); банан апельсин – 2 (10%), колокольчик, астру, клубнику – 1 (5%).
По третьей группе (цвета предметов) дети в основном называли основные цвета: красный – 19 человек (95%), жёлтый – 18 (90%), синий, зелёный – 15 (75%); контрастные цвета: белый – 15 человек (75%), чёрный – 13 (65%). Называли дети близкие по тональности цвета: голубой – 10 человек (15%), оранжевый – 11 человек (55%). Называли дети образные названия цветов: вишнёвый – 1 (5%), салатовый – 1 (5%), розовый – 4 (20%), сиреневый – 1 (5%), бордовый – 3 (15%).
По четвёртой
группе (формы предметов) все дети
назвали плоскостные
По пятой группе (другие признаки предметов, кроме формы и цвета) дети в активном словаре чаще всего использовали следующие признаки предметов: величину, размер (низкий – 8 человек (40%), высокий – 7 (35%), широкий – 8 (40%), узкий – 8 (40%)); материал: деревянный – 5 человек (25%), резиновый – 4 (20%). Реже используются детьми другие признаки предметов: мягкий, твёрдый – 1 человек (5%), прочный – 1 (5%). Однако в пассивном словаре при рассмотрении книжки «Свойства предметов» дети называли следующие свойства: хрупкий – прочный, мягкий – жёсткий, полный – худой, жарко – холодно, громко – тихо и т.д.
По шестой группе (действия человека) дети называли самые распространённые действия, производимые ими и людьми их ближайшего окружения (родителями, воспитателями): спит – 12 человек (60%), сидит – 11 (55%), гуляет – 10 (50%), смотрит (телевизор) – 10 (50%), бежит – 6 (30%), работает, кричит, варит – 4 (20%), лежит – 8 (40%), кушает – 7 (35%), читает – 5 (25%). Появляются у детей наиболее отвлечённые понятия: заниматься – 3 (15%), дышать – 1 (5%), отдыхает – 1 (5%), считать – 1 (5%), смеётся – 1 (5%).
По седьмой группе (способы выполнения человеком действий) дети называли следующие способы выполнения человеком действий: быстро – 10 человек (50%), медленно – 8 человек (40%). Другими, более отвлечёнными понятиями дети не оперировали.
По восьмой группе (качество выполнения действий) детьми были названы следующие качества: аккуратно – 10 человек (50%), хорошо, красиво, чисто – по 2 человека (10%), грязно, плохо – 1 человек (5%).
В результате
исследования, проведённого нами, было
установлено, что дети хорошо ориентируются
в понятиях животные, растения, цвета,
формы предметов, действия человека.
Затруднения у детей вызвало
названия таких групп слов как: другие
признаки предметов, кроме формы
и цвета, способы выполнения человеком
действий, качество выполняемых человеком
действий. Это объясняется наглядно-
Очень высокий и высокий уровни развития речи у детей получаются в результате большого объёма знаний по группам животные, растения, цвета и формы предметов, действия человека.
В результате проведённого исследования мы получили следующие результаты, представленные в диаграмме №1.
Диаграмма №1. Процентное соотношение уровня развития речи детей пятилетнего возраста.
1 – очень высокий
2 – высокий
3 – средний
4 – низкий
5 – очень низкий
Рассмотрев приведенную выше диаграмму можно сделать вывод, что 50% детей группы имеют высокий и очень высокий уровни развития по данной методике. Из 35% детей среднего уровня развития 2 человека (10%) приближаются к высокому уровню развития. С детьми очень низкого и низкого уровня развития проводится индивидуально коррекционная работа, которая отражается в перспективных планах воспитательно-образовательной работы и тетради учёта данных.
Суть методики «Расскажи по картинке» заключается в следующем: мы предлагали ребёнку рассмотреть серию картинок, представленных на рис. 29. Далее ребёнку давали 2 мин. для того, чтобы он внимательно рассмотрел эту картинку. После того, как ребёнок рассмотрел картинку, предлагали рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по картинке отводилось ещё по 2 мин.
Вопрос
«О чём эта картинка?»
Ниже приведём несколько примеров составленных детьми рассказов.
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. |
Частота употребления |
1 2 3
4
5
6 7 8 9 10 |
Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в Прилагательные в превосходной степени Наречие Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции |
14 16
1
-
- 7 5 4 4
2 |
Невмержицкая Евгения
Наступил вечер. Мальчик играл с кубиками. Потом мама сказала: «Сынок, пошли спать». Мама взяла его на руки и понесла в кровать. Он сильно громко плакал, и мама села рядом с ним и читала ему сказку. Маленький мальчик закрыл глаза. Мама легла рядом с ним. Мама сразу уснула. Мальчик тихонько встал и пошёл играть.
Буренок Валерия
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. |
Частота употребления |
1 2 3
4
5
6 7 8 9 10 |
Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в Прилагательные в превосходной степени Наречие Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции |
13 20
-
-
- 1 5 7 5
1 |
Было 7 часов. Мама пришла к сыну: «Сынок, идём ложиться спать». А он спать не хотел. Мама взяла его на руки, понесла в комнату и положила в кроватку. Он плакал. Мама пришла и прочитала ему сказку. Читала-читала, прилегла рядом да и сама уснула. А малыш вылез с кроватки и играет, а мама спит.
Сигай Андрей
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. |
Частота употребления |
1 2 3
4
5
6 7 8 9 10 |
Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в Прилагательные в превосходной степени Наречие Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции |
10 19
1
-
- 3 4 6 3
1 |
Ребёнок играл с кубиками. Мама пришла и сказала: «Пора уже ложиться спать». Взяла его на ручки и понесла спать. Малыш сидел в кроватке и очень громко плакать. Решила мама ему интересную сказку почитать. Она читала-читала, устала и сама уснула. Малыш тихонько вылез и пошёл гулять. А мама спала.
Колосова Маша
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования. |
Частота употребления |
1 2 3
4
5
6 7 8 9 10 |
Существительные Глаголы Прилагательные в обычной форме Прилагательные в Прилагательные в превосходной степени Наречие Местоимения Союзы Предлоги Сложные предложения и конструкции |
14 14
-
-
- 4 3 5 5
3 |
Мальчик играл. Пришла мама: «Уже ночь». И мама взяла его на руки и положила спать. А он плакал, спать не хотел. Потом мама почитала сказку. Мама легла в кроватку рядом с мальчиком. Она уснула, а мальчик тихонько вылез с кроватки. Мама спала, а мальчик играл с кубиками.
Восприятие
серии сюжетных картинок было полным,
так как детям был близок и
понятен сюжет. Из приведённых выше
рассказов видно, что дети могут
составить небольшие по содержанию
рассказы по серии сюжетных заданий.
Мы видим, что в этом уже возрасте
дети способны самостоятельно раскрыть
содержание картинки, если на ней изображены
предметы, которые ему хорошо знакомы.
Но при составлении рассказа по картинке
дети ещё часто концентрируют
своё внимание главным образом на
основных деталях, второстепенные, менее
важные часто опускают. Чаще всего
дети выражают свои мысли простыми
распространёнными