Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Мой 0Word.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Письменные задания для проверки знаний, умений и навыков учащихся предусматривают конструированный или выборочный тип ответа. Одни из них требуют самостоятельного конструирования ответа, а другие - выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Для облегчения выполнения конструированных письменных заданий учитель может давать учащимся определённую помощь: «Продолжите предложение…Вставьте пропущенные слова... Вставьте пропущенные слова и допишите предложение...»

Во время выполнения выборочных письменных заданий правильные ответы подчёркиваются, обозначаются условными обозначениями или выписываются цифры, которыми обозначил их учитель и т. д.

Письменные задания могут побуждать детей к заполнению несложных таблиц, а также к выполнению схематичных рисунков тел и явлений природы. Последние используются при условии, что учитель научил учащихся делать простые схемы. Для таких заданий выбираются объекты, на основе которых формировали основные понятия по природоведению. Они могут быть несложными для изображения. Например, дерево, куст, травянистое растение, гора, возвышенность, овраг, река с притоками и др. («Схематично изобразите гору и подпишите её основные части», «Схематично изобразите дерево (куст). Подпишите его органы».) [11]

Проверка с помощью таких работ позволяет определить качество и уровень осмысления знаний и умений детей моделировать объекты природы в их взаимосвязях. Содержание письменных заданий подаётся не только словесно, а и графически. Это облегчает актуализацию необходимых представлений и понятий, выполнения умственных познавательных действий.

Проверка знаний, умений   и  навыков  учащихся по природоведению с   помощью постановки опытов, выполнения практических  работ называется       практической  (или экспериментальной) [11].

  Опыт служит способом выявления знаний о :

  • признаках и свойствах объектов и явлений природы, условиях их существования;
  • приборах и материалах, которые используются при проведении опыта и их назначении;
  • способе выполнения деятельности: состав и последовательность выполнения действий в опыте.

А также умений:

  • выполнять опыты для выявления конкретных признаков, свойств, условий;
  • пользоваться приборами, которые необходимы для проведения опыта [5].

Практические работы требуют практической деятельности детей с материальными объектами природы (натуральные предметы, гербарии, коллекционные образцы) или их материализованными формами: рисунки, модели, муляжи, схемы.

Практические задания могут быть разными по содержанию и способам выполнения. На уроках природоведения они организуются с помощью заданий:

  • на применении природоведческих знаний, которое осуществляется в практически-действенной      форме.      Например,      определить температуру воздуха, воды с помощью термометра; определить с помощью компаса, в каком направлении от школы находится...; пользуясь масштабом, измерить расстояние от...до...; определить частоту пульса у себя, одноклассника; определить левый и правый берега реки и т. д.;
  • на выполнение умственных действий в материальной или материализованной форме, то есть используя природные объекты или их изображения, схемы, модели: проанализировать; сравнить; классифицировать; выделить общие и отличительные признаки; подвести к понятию - распознать объект среди других по существенным признакам. Например, среди гербарных образцов выберите зерновые растения, назовите их существенные признаки; из коллекции полезных ископаемых выберите торф и каменный уголь, сравните их; рассмотрите растение, покажите и назовите её органы и т.д. [33].

Как одна из форм письменной проверки учебных достижений учащихся по природоведению используется тестирование. Это такая совокупность стандартных заданий, то есть унифицированных по форме предъявления и обработке результатов [11].

Тесты составляются по чётко определённой дидактической цели. Распространёнными в практике работы начальной школы являются такие виды тестов:

  1. тесты с выбором ответа (Найдите правильное определение дикорастущих растений. Ответы: а) растения, у которых несколько крепких древесных тонких стеблей; б) растения, которые никто не высаживает и за которыми не смотрят; в) растения, которые весной прорастают из семени, летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают);
  2. тесты на установление правильности суждения (Растение, у которого один крепкий древесный стебель - это... Ответы: а) травянистое растение, б) дерево; в) куст;
  3. тесты на заполнение пропущенного в правильном суждении (У птиц тело покрыто..., а у зверей -...) [33].

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся схематические рисунки, диаграммы, схемы и т. д. Такие работы могут использоваться на уроках с целью проверки умений учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, кратко обобщать знания [39 ].

Во время проверки можно также использовать перфокарты, сигнальные карточки, парные и групповые ответы, программированный контроль и т. д. Целесообразно проводить упрощённый опрос, когда вместе с индивидуальным учитель применяет выборочный опрос, преимущественно в конце изучения темы, с опорой на индивидуальные карточки, в которых предусмотрен вопрос или практические задания.

Природоведение требует специальных средств контроля и самоконтроля, которые активизируют процесс обучения. Такими средствами являются задания с кодированными графическими и цифровыми ответами. Суть их состоит в изображении слов и предложений условными знаками, отрезками линий, цифрами или буквами.

 

 

    1. Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы

 

Как отмечает В. А. Сластёнин, теорией и практикой  установлены следующие педагогические требования к организации контроля и оценивания учебной деятельности учащихся:

- индивидуальный  характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

- систематичность,  регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

- разнообразие  форм контроля, обеспечивающее выполнение  его обучающей, развивающей и  воспитывающей функций, повышение  интереса учащихся к его проведению и результатам;

- всесторонность, заключающаяся в том, что контроль  должен охватывать все разделы  учебной программы, обеспечивать  проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических  умений и навыков учащихся;

- объективность,  исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

- дифференцированный  подход, учитывающий специфические  особенности каждого учебного  предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

- единство требований  учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой в данном  классе.

Соблюдение  указанных требований обеспечивает надёжность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения [51].

По мнению В. И. Бондаря, контроль и оценивание учебных  достижений учащихся регулируется рядом  принципов, а именно: объективности, систематичности, гласности, дифференцированного индивидуального подхода[13

Объективность контроля зависит от многих условий, существенными среди которых  есть: а) чёткое определение общих  и конкретных целей овладения  учащимися всеми компонентами содержания учебного предмета; б) наличие требований к учебным достижениям учащихся по каждому предмету; в) обоснованное выделение объектов контроля (проверки и оценивания); г) адекватность целей, содержания и способов проверки требованиям учебных программ и методик; д) применение научно обоснованных критериев оценивания учебных достижений [33].

Успешность  каждого ученика должна быть оценена  с максимальной точностью и объективностью. Учитель должен дать справедливую оценку достижениям каждого ученика  по той или иной части выученной  программы. Оценка в глазах ученика должна быть справедливой и убедительной. С этой целью необходимо исключить случаи субъективных ошибочных суждений, которые перекручивают действительную успешность учащегося и тем самым снижают воспитательное значение оценивания. Субъективное отношение к учащемуся может найти проявление: в чрезмерной суровости или либерализме, симпатии или антипатии к ученику (нельзя иметь «любимчиков», необходимо быть объективным к отличнику и неуспевающего).

Таким образом, определение уровня учебных достижений не может быть случайным, его нужно обеспечить данными для оценивания, объективность которого содержится в научно обоснованном содержании вопросов, заданий, требований, не предвзятом отношении учителя к учащимся, следования критериям оценивания учебных достижений по конкретному предмету.

Психологами доказано, что сам факт контроля как особого  вида деятельности, которая требует  самостоятельности учащихся и оценивания их достижений, нарушает «психическое равновесие» детей, возбуждая или  угнетая их. В таких условиях определить настоящий уровень учебных достижений достаточно сложно. Индивидуальный подход в процессе проверки упреждает психологическое напряжение детей, создаёт условия для полного выявления их индивидуальных возможностей и объективного оценивания учителем с учётом общих требований, отражённых в программе [33].

Поэтому необходимо учитывать уровень знаний каждого  отдельного ученика, его достижения и трудности в работе, что позволяет  выявить фактическое состояние  знаний и умений учащегося, а также характер индивидуальной помощи, которая должна быть ему предоставлена.

Дифференциация  оценивания предусматривает учёт специфики  программного материала, предмета, индивидуальных особенностей учащихся (боязнь, заикание). В зависимости от особенностей школьников, их нервной системы, состояния здоровья во время контроля можно дать учащимся возможность заранее подумать возле доски перед ответом, сделать рисунки, воспользоваться наглядностью, планом ответа, который был составлен в школе или дома, вовремя поддержать, задать дополнительный вопрос. Иногда можно отложить выставление конкретного балла, если учитель видит желание ученика улучшить своё обучение, то есть учитель должен учитывать, что перед ним личность с её особенностями, которые нужно учитывать, но при этом придерживаться объективности, требовательности, которая стимулирует активность учащихся. Ученики должны знать, что для всех них всегда открыта дорога к успеху [39 ].

Дифференциация  и индивидуальный подход требуют  по-разному ( с учётом максимальных возможностей каждого ученика) подходить к выбору контрольных заданий по их сложности, помня, что оценка имеет большое воспитательное значение, выполняя стимулирующую функцию. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: их характер, способности, интересы, особенности мышления и речи, памяти, внимания, воображения, эмоций и т. д.

Гласность оценивания состоит в привлечении к нему учащихся с целью выработки у них умения придерживаться единых требований и критериев оценивания знаний и умений, формирования у них опыта само оценивания, информировании класса о соответствии оценки установленным критериям оценивания результатов учебной деятельности [13 ].

В процессе проверки и оценивания необходимо достигать систематичности определения уровня учебных достижений учащихся по основным требованиям соответственно конкретным целям и индивидуальным особенностям развития познавательных способностей, речи, темпа работы и др.

Систематичность состоит в необходимости осуществлять педагогический анализ и оценивание в рамках полного дидактического цикла - от первичного восприятия до практического применения знаний по каждой учебной теме[13 ].

Систематичность обусловлена, во-первых, дидактической целесообразностью осуществления контроля на всех этапах процесса обучения, во-вторых, необходимостью контроля за каждым учащимся на каждом уроке, в связи с психологическими особенностями развития познавательных процессов у младших школьников и овладением ими учебно-познавательной деятельностью, как ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте  [49 ].

Всесторонность оценивания состоит в том, что оно должно охватывать все разделы программы, чтобы не перекрывать позитивной оценкой по одному разделу программы неудовлетворительную - по другому, что, в конце концов, порождает пробелы в знаниях учащихся. Важно оценивать всесторонне знания и умения школьников по разным разделам программы как в теоретическом плане, тек и в плане применения приобретённых знаний на практике, овладения навыками самостоятельной работы, что нашло отражение в документе «Критерии оценивания учебных достижений учащихся» [33 ].

Этичность педагога влияет на общую атмосферу взаимоуважения, на воспитание нравственного поведения учащихся в обществе, способствует повышению авторитета школьника среди товарищей, в семье.

Важным требованием является подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля знаний, что предусматривает обучение учащихся приёмам работы с учебниками, пособиями во время повторения, обобщения учебного материала (определение главного; ведение записей: опор, цифр, схем, графиков; и т.д.)[39].

Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"