Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.
ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57
На основе данных табл. 6 мы
вычислили среднее
Таблица 7. Результаты контрольных работ в %
Уровни учебных достижений учеников |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Высокий |
13,6 % |
27,2 % |
Достаточный |
43,8 % |
52,2 % |
Средний |
32,3 % |
17,4 % |
Низкий |
10,4 % |
3,4 % |
Чтобы проследить повышение уровня
учебных достижений младших школьников,
мы сравнили результаты предыдущего контроля,
проведенного перед началом формирующего
эксперимента (см. табл. 5), и результаты,
полученные в конце экспериментальной
учебы (см. табл. 7). Сопоставив эти результаты
(см. рис. 2 и рис. 3), мы пришли к заключению,
что в экспериментальном классе на 5,5 %
увеличились количество учеников с высоким
уровнем сформированности естественных
знаний и на 26,1 % -с достаточным уровнем.
Количество учеников со средним и низким уровнями сформированности естественных знаний уменьшились на 17,4 % и 14,0 % соответственно. В контрольном классе тоже состоялись определенные изменения, однако они незначительны. В частности, количество учеников, которые достигли высокого уровня сформированности естественных знаний уменьшилась на 7,2 %; достаточного уровня - увеличилась на 10,5 %; количество учеников со средним уровнем сформированности естественных знаний выросли на 3,1 %, а учеников с низким уровнем уменьшилась на 6,3 %.0.
Рис. 2. Соотношение уровней сформированности естественных знаний у учеников экспериментального класса
Рис. 3. Соотношение уровней сформированности естественных знаний у учеников контрольного класса.
Результаты экспериментального исследования подтвердили, что систематический и глубокий контроль за качеством успешности учеников влияет в общем на уровень их учебных достижений в конце учебного года.
Рассмотрим фрагменты уроков природоведения в 3 классе, на которых мы использовали разнообразные виды, методы и формы контроля и оценивания учебных достижений учеников.
На разных этапах
учебы контроль и оценивание знаний
учеников имеет разное целевое назначение.
Важнейшей будет
Одним из самых распространенных методов, что используется учителями во время проверки и оценивания знаний учеников есть устный опрос. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит ученикам вопроса по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, обнаруживая таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос проводится по принципу "вопроса - ответ", то его еще иногда называют беседой.
Устная проверка знаний учеников может применяться на разных этапах урока, в том числе и при проверке усвоения домашнего задания. При устном опросе учитель разделяет материал, который изучается, на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает ученикам вопроса.
При индивидуальной устной проверке в течение определенного времени опрашивается только один ученик. Во время опроса могут быть проверены точно знания данного ученика из всех точек зрения : полноты, глубины, осмысленности и прочности, умения и правильности выразить их в устном вещании и т. др.
Приведем примеры заданий для индивидуального устного опроса, которые можно использовались в экспериментальном исследовании.(см. приложения Ж).
Достаточно важно в ходе индивидуального опроса не допустить бездеятельности других учеников. Они должны внимательно слушать ответы своих товарищей, следить за правильностью изложения материала, полнотой ответа и быть готовыми при потребности дополнить или исправить ошибки, неточности.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценивания знаний учеников, устный индивидуальный опрос имеет, однако, и свои недостатки. С его помощью на уроке можно проверить знание не больше 3-5 учеников. Поэтому во время экспериментального исследования на уроках природоведения мы использовали разные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотняющий опрос, а также "поурочный балл".
Сущность фронтального опроса заключается в том, что учитель разделяет выучиваемый материал на относительно более мелкие части для того, чтобы таким образом проверить знание большего количества учеников. Этот вид проверки знаний учеников может также применяться на разных этапах урока, но лучше его применять для активизации познавательной деятельности учеников, мобилизации их умственных и волевых усилий на овладение учебным материалом в процессе его изложения.
Характерным для фронтальной устной проверки знаний является то, что вопросы, как правило, относятся ко всему классу. В привычных условиях на эти вопросы отвечает кто-то один, однако применение разных средств обратной связи, например: «перфокарт» а в некоторых школах возможно и использование оборудования компьютерных классов, дает возможность учителю воспринять ответы всех учеников одновременно.
Приведем примеры вопросов для фронтального опроса, которые использовались в экспериментальном исследовании (см.приложения З).
Однако при фронтальном опросе, его также называют «беглым», не всегда легко выставлять ученикам оценки, поскольку ответ на 1-2 небольших вопрос не дает возможность определить ни объем, ни глубину усвоения пройденного материала.
Сущность уплотняющего опроса заключается в том, что учитель 3-5 ученикам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках), а остальные ученики привлекаются к устному фронтальному опросу. Этот опрос называется уплотняющим потому, что учитель вместо прослушивания устных ответов пересматривает (проверяет) письменные ответы учеников и выставляет за них оценки, кое-что "уплотняет", то есть экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Приведем примеры
вопросов и заданий для уплотняющего
опроса, которые мы использовали
в экспериментальном
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным ученикам так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знание, какие отдельные ученики проявляют в течение всего урока.
В частности, поурочный балл выставлялся ученикам, которые систематически дополняли, уточняли или углубляли ответы товарищей, которые отвечали устно, приводили примеры и участвовали в ответах на вопрос учителя во время изложения нового материала, проявляли активность на этапе закреплении знаний, демонстрируя, таким образом, хорошее усвоение темы, которая изучается.
Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и непроизвольное внимание учеников, способствует выработке осмысленного отношения к регулярному труду, а также делает более систематической проверку их знаний.
Для проверки и оценивания успешности учеников большое значение имеет также систематическая проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учеников к учебной работе, качество усвоения изученного материала, наличие недостатков в знаниях, а также уровень самостоятельности во время выполнения домашних заданий. Проверка домашних работ в той или другой форме осуществлялась в экспериментальном классе на каждом уроке.
В частности, можно проверить выполнение учениками домашних заданий такого типа:
Тема. Тела. Вещества. Молекулы.
Подобрать загадки о телах природы и тела, сделанных человеком. Посоревнуемся, какая команда подобрала больше загадок.
Тема. Солнечный свет и тепло, его значение в природе.
Сложить фантастический рассказ о том, которое случилось бы на Земле, если бы Солнце начало угасать.
Тема. Горные породы. Полезные ископаемые.
Подготовить сообщение об использовании одного из полезных ископаемых, которое добывают в родном крае.
Тема. Значение растений в природе. Виды растений.
Определить, сколько видов комнатных растений есть у вас дома.
Тема. Окружающая среда растений. Охрана растений.
Нарисовать рисунок на тему "Растения в опасности".
Тема. Виды животных. Животные - живые организмы.
Посчитать, сколько видов животных вы встретили дорогой от школы к дому.
Тема. Способы питания животных.
Узнать, какие еще животные принадлежат к хищным, растениеядным и всеядным.
Тема. Грибы. Дробянки.
Вылеплять из пластилина один из ядовитых грибов, правильно отобразив его существенные признаки.
Тема. Организм человек. Кожа - защитник организма. Гигиена кожи.
Сложить достопримечательность о правилах личной гигиены.
Тема. Скелет и мышцы. Осанка. Укрепление скелета и мышц.
Сложить правила относительно предотвращения искривления хребта.
Тема. Органы пищеварения. Уход за зубами. Гигиена питания.
Сложить достопримечательность о правилах присмотра за зубами. Кроме того, учитель регулярно собирал тетради с печатной основой с работами учеников для специального пересмотра и проверки.
Еще одним средством оперативного контроля и проверки учебных достижений учеников на уроках природоведения являются кратковременные письменные самостоятельные работы. Применение этого вида проверки дает возможность учителю получить значительную информацию об успешности и уровне усвоения материала каждым учеником на данный момент времени. Такие работы лучше проводить за несколькими вариантами, которые составляются заранее, варианты раздаются всем ученикам в классе. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценить знание всех учеников.
Это важна позитивная сторона данного метода. Такие работы могут проводится в начале урока - для мобилизации внимания и привлечения знаний учеников к восприятию нового материала, но лучше проводить их в конце урока - на этапе закрепления изученного материала.
При подборе вопросов и заданий для письменной проверки следует учитывать уровень развития каждого ученика; вопрос формулировать так, чтобы на них ребенок мог дать ответ конкретно. Данный метод дает возможность осуществлять дифференцированный подход к оцениванию учебных достижений учеников.
Рассмотрим
примеры заданий для
Выше представленные задания, которые можно использовать для письменной проверки имеют выборочный или конструируемый тип ответа. Одни из них требуют самостоятельного конструирования ответа, а другие - выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Для облегчения выполнения конструируемых письменных заданий учитель может оказать ученикам определенную помощь: «Продолжите предложения. Вставьте пропущенные слова». Во время выполнения выборочных письменных заданий правильные ответы ученики могут подчеркивать, помечать условными обозначениями, нумеровать цифрами и т. др.
Также ученикам
можно предложить заполнение несложных
таблиц, схем, а также выполнения
несложных схематических
Проверка с помощью таких работ позволяет определить качество и уровень осмысления знаний учеников и их умения моделировать объекты природы в их взаимосвязях.
Кроме того, содержание письменных заданий подается не только словесно, но и графически. Это облегчает актуализацию необходимых представлений и понятий и выполнения умственных действий.
Еще одним методом контроля и оценивания учебных достижений учеников, который на современном этапе приобретает достаточно широкого использования в школе, есть тестирование. Слово "тест" (из англ. test - экзамен, проверка, испытание) в педагогической литературе, как правило, употребляется в значении: "кратковременное испытание, комплекс заданий, которое проводится в ровных для всех условиях и имеет вид задания, решение которого поддается количественному учету и обеспечивают выявление степени овладения учебным материалом того, кто проходит испытание" [38].
Проведение предварительно проверенных, тщательным образом составленных тестов исключает влияние учителя, которое проводит тестирование, на оценивание успешности ученика. Результаты тестирование лучшее поддаются статистической обработке, чем оценки в баллах; а качество самих тестов также может быть проверено математически-статистическими методами.
Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"