Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.
ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57
В связи с тем, что эффективность процесса учебы зависит от частоты и оперативности, с которой учитель контролирует ход и уровень усвоения учениками учебного материала, следует значительное внимание уделять усовершенствованию форм и методов контроля. Ведь без хорошо настроенной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности учебы.
Список использованной литературы
Приложение А
Задание для опроса учеников 3 класса в начале учебного года
Вариант 1
1. Соедини стрелками.
Живая природа |
• |
солнце |
• |
Неживая природа | ||
• |
грунт |
• | ||||
• |
человек |
• | ||||
• |
береза |
• | ||||
• |
волк |
• | ||||
• |
воздух |
• |
2. Составь цепь
питания между гусеницей,
3. Впиши в таблицу названия растений.
Деревья |
Кусты |
Травянистые растения |
4. Вставь пропущенные слова.
С приходом осени
в природе становится ______________, потому
что Солнце стоит ____________ и греет
________________. День становится _____________. Небо
часто покрыто ______________________________
Ранней осени
на деревьях и кустах листьев _________________.
Когда становится холоднее, начинается
________________________. Зеленеют осенью только
______________________________
Готовятся до зимы животные. Прячутся
в щели, под кору деревьев _________________. Залегают
в спячку _____________________. Улетают в теплые
края ______________________________
Вариант 2
1. Составь цепь питания между дятлом, сосной и жуком-короедом.
2. Впиши в таблицу названия животных.
Насекомые |
Птицы |
Звери |
3. Вставь пропущенные слова.
Зимой __________________, чем осенью. Солнце стоит ________ и греет .
Деревья и кусты
стоят __________________________. Под снегом с
зелеными листками зимуют ______________________________
В берлогах зимуют
________________. В зимней спячке находятся
______________________________
Приложение Б
Первый тип. Тесты множественного выбора :
Тема. Горные породы. Полезные ископаемые.
1. Большинство горных пород есть:
а) твердыми; б) жидкими; в) газообразными.
2. Горные породы - это:
а) тела живой природы; б) тела неживой природы;
в) вещи, изготовленные человеком.
3. Полезные ископаемые разделяются на:
а) горючие и жидкие; б) нерудные и рудные;
в) горючие, рудные и нерудные.
4. Место, где
залегает много полезных
а) торфяником; б) месторождением; в) пластами.
5. Полезные ископаемые, из которых выплавляют металлы, называются:
а) горючими; б) рудными; в) нерудными.
6. Кухонная соль, глина, песок, мел, гипс, сера, графит, гранит, мрамор - это:
а) нерудные полезные ископаемые; б) рудные полезные ископаемые;
в) горючие полезные ископаемые.
7. Полезные ископаемые, которые используют без переработки, называются:
а) рудными; б) горючими; в) нерудными.
8. Горные породы состоят из:
а) камней; б) минералов; в) кристалликов.
9. К горючим
полезным ископаемым
а) мел; б) торф; в) железная руда.
10. Гранит - это горная порода, которая находится в, :
а) жидком состоянии; б) твердом состоянии; в) газообразном состоянии.
11. Полезные ископаемые - это:
а) тела, из которых состоит поверхность Земли; б) горные породы, какие люди добывают в природе и используют для своих потребностей;
в) естественные тела, которые находятся на поверхности Земли или в ее глубинах.
Первый тип. Альтернативные тесты:
Тема. Окружающая среда животных. Приспособление животных к разным условиям существования. Охрана животных.
Обозначьте в кружочках красным цветом то, что пагубно влияет на животных, а зеленым - то, которое есть для них полезным.
|
Вырубывание лесов . |
|
Создание Красной книги Украины. |
|
Бережливое отношение к животным. |
|
Загрязнение водоемов. |
|
Осушение болот. |
|
Подкормка животных. |
|
Создание заповедников. |
|
Чрезмерная охота. |
|
Запрет охоты на редких животных. |
|
Применение ядохимикатов. |
|
Охрана редких и исчезающих животных. |
Тема. Разнообразие
живых организмов. Значение растений
в природе и жизни людей. Виды
растений.
1. Соедините стрелками, которые изготовляют
из растений.
Сосна |
Масло | ||
Картошка |
Ткань | ||
Лен |
Бумага | ||
Подсолнух |
Мука | ||
Пшеница |
Крахмал |
2. На рисунке изображено 10 растений. Запишите в кружочках номера, которые отвечают названиям этих растений.
|
1. Мак. 6. Суница. |
Тема. Органы пищеварения.
Уход за зубами. Гигиена питания.
Впишите в кружочки цифры, которые помечают
органы пищеварения человека в той последовательности,
как ими проходит еда.
1) желудок; 2) пищевод; 3) ротовая полость;
4) прямая кишка; 5) тонкая кишка; 6) толстая кишка.
Второй тип. Тесты на припоминание и дополнение :
Тема. Строение растений. Растения - живые организмы.
1. Используя слова для справок, дополните предложение.
В листках на свете из _____________ и ___________________ образуется ______________ и ______________, а в воздух выделяется ________________.
Во время дыхания растения вбирают __________________________, а выделяют - _______________.
Слова для справок: вода, углекислый газ, кислород, сахар, крахмал.
2. Вставьте в предложение пропущенные слова.
С помощью корня
растение _______________________ в почве и
всасывает из него ______________________________
Тема. Размножение животных в природе.
Заполните пропуски в схемах развития животных.
Яйцо ® личинка ® _________________ ® муха.
Яйцо ® ____________________ ® конек зелен.
Икра ® мальки ® ___________________________.
Икра ® _______________________ ® лягушка озерная.
Тема. Органы кровообращения. Укрепление сердца.
1. Дополните предложение.
Кровь приносит ко всем органам тела ___________ и ________________, а забирает ______________ и ____________. Кровь двигается по ____________, благодаря работе ___________. Когда сердце сокращается, оно __________ кровь.
Тема. Нервная система. Укрепление нервной системы.
Дополните предложение.
Нервная система человека состоит из ___________. Головной мозг находится в _______. Спинной мозг содержится в _________. От головного и спинного мозга отходят __________. Они имеют вид _________.
Приложение В
Контрольная работа с раздела "Неживая природа"
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Вода в газообразном состоянии - это: а) лед; б) роса; в) водяной пар. 2. Чернозем - это почва, которая содержит много, : а) глины; б) перегною; в) песку. 3. Гранит - это горная порода, которая находится в, : а) жидком состоянии; б) твердом состоянии; в) газообразном состоянии. 4. Подчеркни названия горючих полезных ископаемых. Торф, глина, железная руда, каменный уголь, мел, природный газ, кухонная соль, нефть. |
1. Горные породы состоят из: а) камней; б) минералов; в) кристалликов. 2. Темной расцветки почвы предоставляет: а) перегной; б) глина; в) корни растений. 3. Нефть - это горная порода, которая находится в : а) жидком состоянии; б) твердом состоянии; в) газообразном состоянии. 4. Подчеркни названия рудных полезных ископаемых. Нефть, железная руда, песок, медная руда, мрамор, кухонная соль, алюминиевая руда, гранит. |
5. Вставь в предложение пропущенное слово | |
Чем высшее Солнце на небосклоне, тем тень от гномона ______________, чем низшее Солнце, тем тень от гномона _______________. |
На протяжении дня длина тени от гномона наименьшая _______________, потому что в это время Солнце находится ____________________ на небосклоне. |
6.Допиши предложения | |
В состав воздуха входят такие газообразные вещества: ...................... Воздух загрязняют: ............................. |
Вода в природе
бывает в таких состояниях: .............................. Вода в газообразном
состоянии это: .............................. |
7. Объясни, чем живая природа отличается от неживой. |
Поясни, почему без Солнца не было бы жизни на Земле. |
Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"