Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.
ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57
Каждый тест состоит из вопросов и ответов, подобранных и построенных в соответствии с определенными принципами. Характер вопросов в значительной степени определяется спецификой и логикой того учебного предмета, для проверки которого данный тест предназначается. Задания тестов, что целесообразно использовать на уроках природоведения, сводятся к двум основным типам:
1) те, которые базируются на узнавании;
2) те, которые базируются на припоминании и дополнении.
Альтернативные тесты сводятся к тому, что ученик должен ответить на предложенный вопрос "да" или нет". Они используются реже других разновидностей выборочных тестов.
Тесты множественного выбора, как правило, предусматривают выбор одного ответа из числа нескольких предложенных. Тесты перекрестного выбора или тесты на сопоставления, предназначенные для установления ответов к ним, записанных в произвольном порядке. Сюда же можно отнести и тесты на систематизацию, которые используются для определения умения упорядочить те или другие понятия по определенному признаку и т. др.
Тесты на припоминание и дополнение, то есть тесты второго типа строятся преимущественно так: ученику предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные слова или словосочетания, он должен заполнить пропуски. Вместо оформления полного ответа ученик ограничивается здесь только вписываниям высказываний, которые несут основную информационную нагрузку, чем достигается экономия времени и учеников, и учителя.
Приведем несколько примеров заданий разных типов для тестовой проверки, которые позволят сформировать представление об особенностях этого метода контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы из природоведения (см. приложение Б)
Однако этот метод тестирования также имеет свои недостатки. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения учениками изученного материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод обнаружить не позволяет.
Поскольку основной целью изучения природоведения в начальной школе, рядом с формированием системы представлений и понятий о телах и явлениях окружающего мира, есть формирования предметных умений и умений применять специальные методы познания природы (опыт, практическая работа), то необходимо использовать практические методы контроля и проверки учебных достижений учеников.
Выполнение опытов можно использовать для того, чтобы обнаружить знание учеников о: признаки и свойства тел и явлений природы; оборудование, которое используется для проведения опытов и его назначения; способ выполнения деятельности (последовательность выполнения действий в опыте). Кроме того, проверяли сформированность у учеников умения выполнять опыты для выявления конкретных признаков, свойств объектов и умения пользоваться приборами, которые необходимы для проведения опытов.
Практические работы проверяющего характера нужно проводить такие, которые требуют практической деятельности учеников с материальными телами природы (натуральные объекты, гербарии, коллекции) или с их материализованными формами (рисунки, модели, муляжи, схемы).
Они организуются
с помощью заданий на применение
естественных знаний, которое осуществляется
в практически-действенной
Рассмотрим
примеры заданий для
Тема. Термометр.
- Произведите
практическую работу с
- Опустите термометр в холодную воду. Запишите температуру воды.
- Долейте теплой воды. Запишите показы.
- Вычислите,
на сколько градусов
- Определите
температуру воздуха в классе
и на улице с помощью
Тема. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.
- Какие свойства воздуха можно обнаружить с помощью опытов? Опишите их.
Тема. Вода. Свойства воды-жидкости.
- О каких свойствах воды вы узнали из опытов, которые проводились на уроке, когда изучали тему "Термометр"?
- Расскажите, с помощью какого опыта можно доказать, что водяной пар при охлаждении превращается в воду в жидком состоянии.
- С помощью
опыта докажите, что вода прозрачна
(не имеет собственной формы,
текучая). Свои действия
- Обнаружьте, какое из двух веществ растворимая, а какая нерастворимая. (Детям предлагаются вещества незнакомые, которые не использовались на уроке в процессе усвоения понятий "растворимые" и "нерастворимые" вещества).
Тема. Почва. Состав почвы.
- Выберите те
приборы, которые необходимы
Тема. Способы питания животных. Цепи питания.
- Описать животного по плану, поданным в учебнике на с. 140. (Учитель предлагает ученикам, на свой выбор, иллюстрации с изображением животных).
Тема. Размножение животных в природе.
- Устно описать
животного по плану, поданным
в учебнике (учитель дает ученикам
иллюстрации с изображением
Кроме текущей проверки состояния успешности учеников, на протяжении учебного года мы использовали также другие виды контроля учебных достижений учеников из природоведения, а именно: предыдущий и тематический. Эти виды контроля осуществляются с помощью контрольных работ. Это достаточно эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учеников, а также их творческих способностей.
Сущность этого метода заключается в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы, а также в конце семестра и учебного года по всему материалу, который был проработан за данный период времени, учитель проводит в письменной форме контроль и оценивание учебных достижений учеников. Результаты этих работ являются для учителя ориентиром в организации дальнейшей учебы учеников.
Кроме того, контрольные письменные работы полезны тем, которые дают возможность проверить и оценить одновременно знание всех учеников класса, но они требуют много времени и потому не могут проводиться часто. Согласно рекомендациям Министерства образования и науки Украины по природоведению в 3 классе проводится 4 контрольных работы (по 2 на семестр) в конце изучения программной темы (разделу).
Во время контроля и оценивания качества учебных достижений учеников по природоведению мы считали необходимым уделять внимание тому, как решаются основные задания учебы, то есть в какой мере ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также способами учебной деятельности. Поэтому рядом с рассмотренными методами и формами контроля необходимо использовать ежедневные наблюдения за учебной работой учеников.
Этот метод дает возможность учителю сложить представление о том, как ведут себя ученики на занятиях, как они воспринимают и осмысливают новый материал, какой у них уровень психофизического и умственного развития, в какой мере у них производятся практические умения и навыки.
Если из всех этих вопросов у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, то это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оцениванию знаний учеников, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения не успешности.
Следует отметить, что свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов контроля и оценивания учебных достижений учеников. Отсюда выплывает вывод: в системе учебной работы должны находить свое приложение все предложенные и рассмотренные выше виды, формы и методы контроля и оценивания знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля над качеством успешности учеников.
2.4 Выводы по 2 разделу
Контроль учебных достижений учеников имеет важное значение и для учителя. Анализ результатов оценивания дает учителю возможность обнаружить сильные и слабые стороны в работе. Часто результаты контроля сигнализируют учителю об определенных недостатках в его собственной работе. Соответственно по результатам проверки знаний и умений учитель может делать выводы об эффективности методов своей работы и вносить коррективы в учебный процесс. Выявление причин неуспешности является одним из заданий контроля.
По нашему мнению, если учитель будет систематически, всесторонне использовать разные виды, методы и формы контроля учебных достижений учеников, то будет повышаться заинтересованность младших школьников в изучении предмета, а следовательно, будет повышаться и качество учебы в целом.
Данное предположение мы проверяли в процессе экспериментального исследования на материале курса "Я и Украина. Природоведение" в 3 классе. На протяжении учебного года в экспериментальном классе на уроках природоведения систематически использовались в совокупности разные виды, методы и формы контроля и оценивания учебных достижений учеников. Для этого мы разработали задание для разных видов контроля знаний, умений и навыков учеников.
Результаты формировочного эксперимента определялись путем сопоставления уровней сформированности соответствующих знаний у учеников контрольного и экспериментального классов, которых они достигли в конце изучения каждого программного раздела. На основе анализа контрольных работ из природоведения, какие ученики выполняли на протяжении учебного года, мы определили уровни сформированности учебных достижений младших школьников.
Сравнив результаты предыдущего контроля, проведенного перед началом формировочного эксперимента и результаты, полученные на протяжении экспериментальной учебы, мы пришли к заключению, что в экспериментальном классе увеличились количество учеников с высоким и достаточным уровнями сформированности естественных знаний и уменьшились количество учеников со средним и низким уровнями. В контрольном классе тоже состоялись определенные изменения, однако они незначительны.
Таким образом, систематическое использование разных видов, методов и форм контроля знаний, умений и навыков учеников из природоведения положительно влияет на повышение уровня учебных достижений младших школьников.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Включенный в школьную программу материал младшие школьники должны крепко усвоить, потому что знание основ природоведения, приобретенные в начальной школе, - это фундамент для восприятия географии и биологических дисциплин в дальнейшей учебе. Поэтому учителю надо не только объяснять учебный материал, но и способствовать его систематическому повторению, осуществлять контроль, чтобы обеспечить запоминание ранее усвоенного программного материала.
Контроль учебных достижений учеников является необходимой составной частью процесса учебы курса "Я и Украина" в начальной школе. На современном этапе апробация содержания начального образования определила его педагогическое и методическое соответствие новым заданием школы и в то же время потребность усовершенствования результативного компоненту. В частности, усиление практической направленности учебы, привлечения личного опыта школьников, овладения умениями применять знание в новых ситуациях и тому подобное.
Решение этих заданий обусловило доработку содержания на принципах компетентностного подхода, который предусматривает измерение результатов учебы каждого ученика, который повышает его заинтересованность и ответственность. В соответствии с этим изменяется и процесс контроля и оценивания результатов учебной деятельности школьников.
Министерством образования и науки Украины, Институтом педагогики АПН Украины разработаны критерии оценивания учебных достижений учеников в системе среднего общего образования, определенно уровни учебных достижений: низкий, средний, достаточный, высокий.
Методика контроля и оценивания знаний и умений младших школьников является системой, элементами которой являются цели, содержание, формы, объекты, функции, методы, приемы проверки и анализ ее результатов.
Образовательное значение контроля заключается в том, что он является средством повторения, углубления и закрепления знаний и умений. Контроль приучает учеников систематически работать, способствует воспитанию таких качеств личности, как целенаправленность, старательность, настойчивость, критическое отношение к своему труду, умению преодолевать трудности и тому подобное.
Таким образом, основная цель контроля - выявление состояния знаний и умений учеников, что необходимо для правильной организации деятельности и учителя, и учеников.
Вместе с тем, в практике работы современной начальной школы некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого, для соотношения результатов с запланированными целями учебы. Однако проверка знаний учеников должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой : или отвечает форма действия данному этапу усвоения.
Правильно организованный контроль учебной деятельности учеников позволяет учителю оценивать полученные ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей учебы. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учеников и активизации их самостоятельной работы.
Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"