Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:27, курсовая работа
Цель: Выявить и теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирование творческих способностей школьников
Объектом исследования: технологическая подготовка.
Предметом исследования является процесс развития творческих способностей школьников на внеклассных занятиях по Технологии.
Гипотеза исследования– процесс развития творческих способностей школьников на внеклассных занятиях по Технологии будет эффективным, если:
– будут раскрыты психолого-педагогические основы развития творческих способностей школьников;
Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. «Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам». [24, с. 115]
Таблица 1.1. Характеристика основных положений концепций по развитию способностей
Основные положения концепции |
Б.М. Теплов |
С.Л. Рубинштейн |
Р.С. Немов |
В.А. Крутецкий |
И.Ф. Харламов |
1. Определение понятия «Способности» |
Индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. |
Сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых, человек не был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются. |
Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения |
Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. |
Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. |
2. Отличие способностей от знаний, умений, навыков |
Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. С одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей. | ||||
3. Процесс создания и развития способностей |
Способности создаются в деятельности. |
Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Развитие способностей совершается по спирали. |
В процессе развития способностей происходит подготовка анатомо-физиологической основы, идёт становление задатков небиологического плана, складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. |
Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. | |
4. Личностный подход к определению способностей |
Отсутствует |
Личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер деятельности. |
|||
5. Роль задатков в развитии способностей |
Врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, обусловливающие природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. |
Таким образом, практически все концепции, представленные в данной работе обладают сходными положениями. Некоторое отличие присутствует в концепции С.Л. Рубинштейна, где он рассматривает и изучает помимо всего прочего и личностный подход к развитию способностей. Но, не смотря на это, за основу в данной дипломной работе принимается концепция современного ученого И.Ф. Харламова. Такой выбор обусловлен тем, что И.Ф. Харламова в своих исследованиях особое внимание уделяет вопросу активной учебной деятельности учащихся (познавательной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской), которая проводится как в форме классных занятий, так и в форме внеклассной деятельности, в результате чего и происходит развитие способностей.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия, но и внеклассную деятельность учащихся.
Внеклассная деятельность – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка:
во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;
во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;
в-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;
в-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. [24; стр. 181]
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач [24, с. 185]:
1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.
2. Формирование у детей
навыков сотрудничества, коллективного
взаимодействия. Для скорейшей социальной
адаптации ребенок должен
3. Формирование у детей
потребности в продуктивной, социально-одобряемой
деятельности через
4. Формирование нравственного,
эмоционального, волевого компонентов
мировоззрения детей. Во внеклассной
работе дети усваивают
5. Развитие познавательного
интереса. В данной задаче внеклассной
работы отражается
Реализация данных задач, способствует выполнению главных функций внеклассной деятельности. К основным функциям внеклассной работы можно отнести: [24, с. 197]
Развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов, а также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы. Например, ребенку, склонному заниматься конструированием и моделированием, можно предложить самостоятельно разработать оригинальную модель какой-либо техники, инструмента и т.д.
Воспитывающая функция. Данная функция отражает влияние внеклассной работы на воспитание и поведение школьников в обществе, т.е. способствует социализации ребенка, помогает ему находить общий язык с коллективом учащихся.
Обучающая функция. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Развлекательная функция. Сущность данной функции заключается в том, чтобы развлечь ученика, доставить удовольствие от деятельности, воодушевить, пробудить интерес.
Коммуникативная функция. Основное содержание данной функции проявляется в освоении диалектики общения. На внеклассной занятиях, в процессе деятельности происходит общение как между учителем и учеником, так и среди самих детей.
Функция самореализации.Сущностьданной функции состоит в получении ребенком возможности сделать что-то своими руками, проявить себя, т.е. самореализоваться в практической деятельности.
По мнению И.Ф. Харламова, следует различать следующие формы внеклассной учебной работы (рис. 1.1.): предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии и др. [24, с. 201]
Формы внеклассной работы | |
Основные формы |
Сопутствующие формы |
Предметные кружки Научные общества Олимпиады Конкурсы |
Конференции Выставки Массовые праздники Экскурсии |
Рисунок 1.1. Формы внеклассной работы
Основными формами обучения творчеству являются: [24, с. 209]. Предметные кружки. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы, организацию встреч с интересными людьми и т.д.
Научные общества. В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний.
Олимпиады, конкурсы. Действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований, позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Такая форма внеклассной работы заранее планируются, для участия в олимпиаде отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний.
Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии.
Конференции. В процессе подготовки к конференции школьники внимательно знакомятся с художественными произведениями и продумывают свои выступления, при этом активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.
Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.
Экскурсии – форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Таким образом, существует большое разнообразие форм организации внеклассной деятельности учащихся. Для того чтобы иметь более конкретное представление о данных формах, составим сравнительную таблицу (рис. 1.2) самых распространенных форм организации обучения.
Рисунок 1.2. Сравнительная характеристика форм внеклассной деятельности.
Форма внеклассной деятельности |
Особенности и преимущества |
Предметный кружок |
Групповая работа. Углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Развитие творческих способностей каждого отдельного ученика в групповой деятельности. |
Научное общество |
Групповая работа. Координация и проведение школьниками, активно участвующих в школьной жизни, различных школьных интеллектуальных мероприятий. Развитие коммуникации между школьниками, их творческое развитие. |
Информация о работе Педагогические условия формирование творческих способностей школьников