Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать основополагающее значение специально организованных педагогических условий, направленных на формирование трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в теории и практике работы дошкольных заведений.
2. Определить особенности и выявить педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста и определить их уровни.
4. Определить и экспериментально апробировать эффективные педагогические условия формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике………………………………………
1.2. Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….
1.3. Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста…………………………………..
Выводы к 1 главе………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1 Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения…………………………...
2.2. Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста……………………………………………………………………...
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………… 49
Литература………………………………………………………………………. 51
Приложения……………………………………………………………………… 55
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике……………………………………… 1.2. Педагогические
условия формирования трудовой
деятельности детей среднего
дошкольного возраста………………………… 1.3. Поручения как ведущая
форма организации трудовой Выводы к 1 главе………………………………………………………………. |
7
18
24 28 |
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. 2.1 Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения…………………………... 2.2. Апробация эффективности
выявленных педагогических условий в
формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего
возраста………………………………………………………… 2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы……….. Выводы ко 2 главе………………………………………………………………. |
30
35 43 47 |
Заключение…………………………………………………… |
49 |
Литература…………………………………………………… |
51 |
Приложения…………………………………………………… |
55 |
ВВЕДЕНИЕ
В законе Украины «О дошкольном
образовании» указано, что содержание дошкольного образования опреде
Основными задачами трудового воспитания детей являются развитие личности ребенка в труде и овладение ребенком трудовой деятельностью. В связи с этим, Базовый компонент предполагает формирование у детей умения «самостоятельно поставить перед собой близкую цель, спланировать действия; проявить целенаправленность, стремление достичь конечной цели, соотносить личные возможности с желаниями».
Проблема трудового воспитания детей возникла в ХIV-ХVI вв. Т.Мор впервые выдвинул идеи трудового воспитания в книге «Утопия». Т.Кампанелли изучал связь труда с умственным и нравственным развитием, уделил внимание дошкольному возрасту. В XIX веке вопросы о привитии детям трудовых навыков в процессе воспитания рассматривали Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуен, И.Г. Песталоцци.
В XX веке теоретические исследование трудового воспитания стали оформляться в методические пособия, так, например, Л.К. Шлегер издала книгу «Практическая работа в детском саду», Е.И. Тихеева издала книгу - руководство по трудовому воспитанию «Современный детский сад» (1914 г).
Большой вклад в развитие трудового воспитания внесли Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. На современном этапе: В.Г. Нечаева, Т.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич проводили исследования в области видов детского труда.
Ю.К. Бабанский, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева выделили классификацию трудового воспитания, на основании которой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение сознательного опыта взаимодействия). В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич - исследователи в области видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд.
В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Исследованию такой формы организации труда, как поручения были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974г.). Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой (1953 г.). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Г. А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина разработали поэтапное формирование трудовых умений детей. М. Крулехт на основе проводимых исследований классифицировала трудовые умения дошкольников [19].
В практике воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (2-3 дня) отвечает за какое-то дело. Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становления отношений со взрослыми и сверстниками, воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств.
Анализ психолого-
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать основополагающее значение специально организованных педагогических условий, направленных на формирование трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- теоретический
анализ психолого-педагогическо
- изучение
педагогической документации с
целью определения содержания
педагогической работы по
- наблюдение за детьми в процессе их повседневной жизни с целью выявления наличия трудовых умений и навыков;
- проективные ситуации с целью диагностики определения уровня общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: педагогический эксперимент проводился на базе дошкольного учебного заведения № 50 г.Симферополя. В эксперименте принимали участие 36 детей среднего дошкольного возраста (16 человек – экспериментальная группа, и 20 человек в контрольной группе), а также 2 воспитателя.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
в педагогической теории и практике.
Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и пролетариата. К представителям последней можно отнести ранних социалистов - утопистов - Т.Мора и Т.Кампанеллу.
Т.Мор, выдающийся английский мыслитель, гуманист. Выразитель наиболее прогрессивных педагогических идей, жил в период развития капитализма в Англии, когда происходило обнищание крестьян и ремесленников. Впервые в истории он выдвинул идеи трудового воспитания, связь обучения с участием детей в производительном труде. Мысли по этому вопросу изложены в его книге «Утопия», где в противовес строю, основанному на социальной несправедливости, рисуется утопическая картина идеального коммунистического общественного строя трудящихся, не знающего нищеты. В «Утопии» все живут своим трудом, нет тунеядцев, образование доступно всем - мужчинам и женщинам.
Близки к сказанному мысли о трудовом воспитании итальянского социалиста-утописта Т.Кампанеллы. В романе «Город Солнца» он рисует государство тружеников, где нет частной собственности. Здесь все трудятся и труд почетен. Дети воспитываются в общественных учреждениях, где особое внимание уделено заботе об их физическом развитии.
Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с трудом взрослых в различных мастерских - пекарне, кузнице, столярных, живописных и др. На восьмом году дети изучают естественные науки, наблюдая окружающую природу и общественно-полезный сельскохозяйственный труд. Воспитание на основе труда, по мнению Кампанеллы, избавит общество от праздности и тунеядства.
Ценна мысль социалистов-утопистов - связь труда с умственным и нравственным развитием, внимание к дошкольному возрасту. Но их идеи остались утопией, в практике они нашли ограниченное применение, так как гуманистическая педагогика была мало связана с борьбой за интересы широких народных масс.
Дальнейшее развитие идея трудового воспитания получила при развитии капиталистического строя у социалистов-утопистов XIX века. Сен-Симон и Шарль Фурье (Франция) и Роберт Оуэн (Англия) вели пропаганду трудового воспитания.
Будущий общественный строй
- «Гармония» рисуется Фурье как
объединение сельскохозяйственн
В трудовых процессах, по мнению, Фурье, дети должны получать сенсорное и умственное развитие, новые сведения и знания. Ценны его указания об использовании детской активности, подражательности. Важны методические советы - рекомендации трудового характера для младшего возраста, принцип коллективности в труде старших.
Таким образом, важно отметить стремление Фурье по-новому организовать воспитание детей в социалистическом обществе, воспитать всесторонне развитое, честное, трудолюбивое поколение. Но вместе с тем следует иметь в виду и ограниченность его взглядов - переоценку сил маленьких детей, тенденцию слишком раннего вовлечения их в производительный труд.
Роберт Оуэн - английский
современник французских
Трудовое воспитание начиналось в его детских учреждениях с дошкольного возраста. Детей до десяти лет Оуэн делит на две группы: первая до пяти лет, вторая пять-десять лет. Основная деятельность детей - игра. Но примерно с четырех лет ребенка следует знакомить с трудом взрослых. Трудовое воспитание в большей мере должны получить дети второй группы, они посильно участвуют в доступных делах своей общины (коммуны) - в садоводстве, огородничестве, домашнем хозяйстве [17].