Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать основополагающее значение специально организованных педагогических условий, направленных на формирование трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в теории и практике работы дошкольных заведений.
2. Определить особенности и выявить педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста и определить их уровни.
4. Определить и экспериментально апробировать эффективные педагогические условия формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике………………………………………
1.2. Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….
1.3. Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста…………………………………..
Выводы к 1 главе………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1 Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения…………………………...
2.2. Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста……………………………………………………………………...
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………… 49
Литература………………………………………………………………………. 51
Приложения……………………………………………………………………… 55

Вложенные файлы: 1 файл

формир труд умений выполнения поруч ср дошк.doc

— 693.00 Кб (Скачать файл)

Впервые в истории  Р.Оуэн пытался осуществить на практике идею соединения обучения с производительным трудом, организовать учебную работу с трудом детей на фабрике, в сельском хозяйстве; подчеркивал зависимость содержания и форм труда от воспитательных задач.

Стремление разрабатывать  и реализовывать на практике идеи трудового воспитания имели место  в первой половине XIX века также у представителей прогрессивной зарубежной буржуазно-демократической педагогики.

И.Г. Песталоцци - выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист, его мировоззрение складывалось в период начала промышленного развития в Швейцарии и обнищания в этот период крестьян. Помочь последним он наивно считал возможным только путем просвещения; всю свою жизнь он отдал воспитанию и обучению детей своего народа. Песталоцци пытался создать «азбуку умений» - руководство, в котором бы основные производственные процессы расчленялись на  элементы, с подобранными     физическими упражнениями. Но эта задача не была доведена им до конца. Ценна мысль Песталоцци также и о том, что трудовое воспитание не должно сводиться только к ремесленной подготовке детей, необходимо формирование правильных качеств - трудолюбия, добросовестности, настойчивости в труде и др. Песталоцци поставил опыт соединения производственного (ремесленного) труда с обучением, играми, гимнастикой. Но этот опыт оказался не состоятельным, так как связь умственного образования и труда Песталоцци представлял неправильно как одновременное механическое проведение их (дети вяжут, шьют, обучаясь в то же время речи и счету («Лингард и Гертруда») [17].

Известное развитие и  претворение идеи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно найти в трудах Фридриха Фребеля, одного из крупнейших представителей немецкой буржуазной педагогики создателя оригинальной системы общественного воспитания - детского сада.

Целью воспитания он считал развитие природных способностей ребенка на основе его деятельности. Хотя в содержание воспитания Ф. Фребель как бы не вводит специальный термин - трудовое воспитание, - он, тем не менее, придавал большое значение воспитанию трудовой направленности детей, естественному участию ребенка в труде близких, а также организации в детском саду труда, посильного детям. В своих детских садах Фребель ввёл работу детей в природе (детский огород и цветник), ручной труд из разнообразных материалов (из бумаги, картона, ткани и др.). В помощь воспитателю Ф. Фребель разработал ценные методические указания по руководству всеми видами труда.

Большой вклад в развитие идеи трудового воспитания внесла русская  прогрессивная педагогическая мысль XIX в. Особенно важно назвать имена революционеров-демократов 60-70-х годов - Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Они признавали огромную воспитательную роль труда. Так, Н.Г. Чернышевский категорически отрицал буржуазные взгляды на то, что якобы у бедняков имеется прирожденная склонность к лени, а у буржуазии - к работе; указывал на невыносимые условия для труда широких масс, ограбление их; на то, что обстоятельства отбивают охоту к труду, а не природа человека.

Чернышевский утверждал  то, что труд без знаний бесплоден, знания и труд совместно помогают освобождению народа, улучшают его труд.

Ценны до настоящего времени  идеи о труде, высказанные великим  русским педагогом К.Д.Ушинским. Он был сторонник воспитательного  значения труда в обучении и воспитании. Труд велик, по его мнению, не только созданием материальных ценностей, он велик силой своего влияния на моральный облик человека, на его психическую жизнь, физическое состояние. Труд нужен человеку для поддержания в нем человеческого достоинства. Отказ от труда приводит к физической и умственной деградации людей; человек неработающий теряет свои лучшие человеческие качества. Семьи, оберегающие детей от физического труда, развращают их, делают несчастными. Это суждение относится и к тем родителям, которые сами много работали, накопили средства, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться.

Эти суждения Ушинского  близки нам, но они не могут быть понятным приняты тем обществом, в котором он жил и работал; их признавали только передовые люди того времени.

Во второй половине XIX века идея трудового воспитания нашла заметное отражение также во взглядах и практической деятельности у известных русских прогрессивных представителей дошкольной педагогики. Полезно обратиться в связи с этим к трудам Е.Н.Водовозовой - ученицы и последовательницы К.Д.Ушинского. Идея трудового воспитания освещалась ею в книге «Умственное и нравственное развитие детей».

Детский труд, по мнению Водовозовой, любимое занятие для  ребенка, самое действенное средство против различных детских пороков. Е.Н.Водовозова определила виды труда, допустимые детям дошкольного возраста: выращивание и уход за растениями и животными, хозяйственный труд; раскрыла их содержание, сезонный характер труда; подчеркивала значение физического труда для умственного развития. В этих идеях ею был разработан ряд наблюдений и опытов (с растениями и неживой природой), которые должны будить детскую мысль, стремление экспериментировать в труде; рекомендовалось устройство уголков природы («естественно - исторический кабинет»).

Очень важным Водовозова считала ознакомление детей с трудом людей в городских и сельских условиях. Она разработала тематику экскурсий по данному вопросу. Указанные мысли оказали несомненное влияние на развитие дошкольной педагогики в последующий период [].

Современница Е.Н.Водовозой  Е.И.Конради говорила, что дети с ранних лет должны приучаться уважать труд и трудящегося человека. Воспитание не может называться нравственным, если оно не ввело уважение к труду в плоть и кровь ребенка. У детей много задатков, при умелом использовании которых можно заложить прочные основы уважения к труду. Дети любят участвовать в труде взрослых, слушать рассказы о разных производствах, разговаривать с трудовыми людьми. Таким путем завязывается здоровое полезное общение, ребенок выносит конкретные представления о труде, у него появляется симпатия к людям труда. Ценно, что Конради особенно выделяла роль труда в нравственном воспитании детей.

Дальнейшее развитие идея трудового воспитания и её осуществление  находят в деятельности таких  видных представителей общественного дошкольного воспитания начала XX века, как Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеева.

Л.К. Шлегер свои взгляды  и педагогическую деятельность изложила в книге «Практическая работа в детском саду». Этот документ говорит  нам о понимании сущности воспитания, о роли основных видов детской деятельности, о том, что наряду с игрой Л.К. Шлегер придавала важное воспитательно-образовательное значение детскому труду.

Особенно выделяла она  ручной труд, работу детей по дереву, так как ручной труд развивает  мускулы рук; разнообразные материалы способствуют сенсорному развитию. Неважно, что вещь, сделанная ребенком неизящна, иногда не закончена;   важно   его   настроение,   работа   его   мысли,   его   фантазия,   его удовлетворение.

Ручной труд, по мнению Шлегер, способствует воспитанию у ребенка воли, выдержки, самодисциплины. В атмосфере детского труда в группе создается общее настроение, общие интересы. Но ручной труд может оказаться и опасным орудием, если в дошкольном возрасте свести его к выработке только технических навыков, надо избегать механической работы.

Е.И.Тихеева, талантливый педагог и деятель, активно участвовавшая в разработке теории дошкольной педагогики, рассматривает труд как одно из средств воспитания («Современный детский сад», 1914 г.). Тихеева широко привлекала детей в посильное участие в различных видах труда.

Основная  задача детского сада, по её мнению, дать детям возможность действовать, занять их работой, которую бы они любили, пользу и значение которой понимали и чувствовали. Дети должны производить реальную, нужную, полезную работу (самообслуживание, соблюдение порядка в игрушках, уход за растениями и животными, посильное участие в стряпне). Попутно пойдет и расширение их знаний, представлений, упражнения в суждении, мышлении, речи. Все посильные работы ребенок должен приучаться выполнять самостоятельно, не рассчитывая на помощь и не пользуясь трудом других [].

Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеева  были сторонниками выявления детского творчества в ручном труде. Ведущая роль воспитателя в этом вопросе не была ими достаточно сформулирована.

Большой вклад  в развитие теории и методики трудового  воспитания детей внесли Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Н.К. Крупская сыграла большую роль в определении  цели, задач, путей трудового воспитания детей дошкольного возраста, своеобразия их труда, содержания и форм организации. В своих работах Крупская указывала на необходимость и возможность вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет. Труд в детском саду Н.К. Крупская рассматривала с воспитательной точки зрения. Она подчеркивала, что воспитательным средством труд будет только при определенных условиях: 1) интерес ребенка к труду; 2) организация труда таким образом, чтобы ребенок смог применять приобретенные знания и умения; 3) ребенку должен быть виден и понятен результат труда; 4) труд должен применяться и в повседневной жизни ребенка, чтобы ребенок чувствовал себя с самых ранних лет полезным членом общества.

Определяя, какие трудовые навыки должны получить дети в детском  саду. Н.К. Крупская в то же время  предостерегала, что нельзя сводить трудовое воспитание только к приобретению навыков, это будет, по её мнению, рабское понимание труда. За такую позицию она резко критиковала ученых, педагогов, а также программы детского сада (1932, 1934 г.г.), в которых трудовое воспитание сводилось лишь к формированию трудовых навыков.

Н.К. Крупская придавала  особое значение коллективному труду. Она считала, что такая форма  организации труда способствует тому, что каждый ребенок выполняет  свою, хотя бы самую маленькую часть  работы. Считала, что необходимо поддерживать и развивать трудовые объединения детей, возникающие по их инициативе.

Основные положения  Н.К. Крупской служат основой для  разработки проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста в  многочисленных исследованиях нашего времени, где находят свое дальнейшее развитие [17].

Одной из главных задач  трудового воспитания А.С. Макаренко  считал формирование у детей творческого  отношения к труду. По его мнению, единственный способ борьбы с ленью - это постепенное втягивание детей в труд, пробуждение трудового интереса. Именно в семье должно начинаться трудовое воспитание.

А.С. Макаренко предложил  использовать разнообразные приемы руководства трудом детей, учитывая их возрастные возможности. Так. В «первом  детстве» ребенку нужно показывать и подсказывать какую работу и как он может выполнить, постепенно его приучают самостоятельно видеть, что необходимо сделать, и выбирать способы выполнения работы. Взрослый последовательно подводит ребенка к тому, что любую работу, даже самую неприятную, если она необходима, надо выполнять старательно и хорошо. Эти указания А.С. Макаренко к руководству трудом детей широко используются в современной практике.

Изучив и проанализировав  идеи, теории и взгляды педагогов, философов, просвещенных людей своего времени, можно сделать вывод, что проблема трудового воспитания детей присутствовала еще задолго до зарождения педагогики как самостоятельной науки.

На наш взгляд, современные  дошкольные педагоги, психологи, используя  основные аспекты теорий, идей, взглядов педагогов более раннего периода развития педагогики, создают свои концепции по проблеме трудового воспитания. И это естественно, т.к. педагогика, как и любая наука, находится в постоянном движении и развитии. Этот факт доказывает актуальность проблемы и в наши дни.

Ю.К. Бабанский, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева выделили классификацию  трудового воспитания, на основании  которой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении  трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение сознательного опыта взаимодействия) [9].

В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич -исследователи в области видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд.

В науке разработаны  и в практику внедрены разные формы  организации труда детей дошкольного  возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Исследованию такой  формы организации труда, как  поручения были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974 г.).

Дежурства как форма  организации труда детей впервые  была исследована З.Н. Борисовой (1953 г.). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година [5].

Более сложную форму  организации труда - общий, совместный, коллективный труд - исследовали Р.С. Буре, Д.В. Сергеева, В.Ф. Кущина, С.А. Козлова, Л.В. Крайнова ими были разработаны методики руководства. Р.С. Буре, например, предлагал при совместном труде распределять детей на звенья. Каждое звено должно иметь свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой». Качество и скорость работы одного ребенка влияет на те же показатели работы другого. По мнению педагога-исследователя, при такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.

Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина в  своих исследованиях, трудовую деятельность детей рассмотрели с психологической  точки зрения.

Психологами-исследователями  были разработаны серии экспериментов  по следующим направлениям: как складываются представления дошкольников о труде  и профессиях взрослых; как формируются  отдельные трудовые умения и навыки; как усваивают дети мотивы выполнения трудовых поручений; как развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности; как формируются личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности (трудолюбие, настойчивость, целенаправленность и т.д.) [40].

В частности, формирование трудовых навыков, Г.А. Урунтаева и  Ю.А. Афонькина предложили проводить  в IV этапа:

  1. этап - этап ориентировки: показ и объяснение воспитателем трудового действия в целом и пооперационно, создание положительной мотивации.
  2. этап - этап сопряженных действий: выполнение воспитателем трудовых действий вместе с ребенком с опорой на серию картинок.
  3. этап - этап отраженных действий: рассказ ребенка с опорой на картинки, что и как он будет делать, что для этого ему будет нужно и зачем; в процессе выполнения работы ребенок использует картинки.
  4. этап -этап самостоятельных действий: выполнение ребенком без наглядной опоры, взрослый контролирует только конечный результат.

Информация о работе Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений