Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать основополагающее значение специально организованных педагогических условий, направленных на формирование трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в теории и практике работы дошкольных заведений.
2. Определить особенности и выявить педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста и определить их уровни.
4. Определить и экспериментально апробировать эффективные педагогические условия формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике………………………………………
1.2. Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….
1.3. Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста…………………………………..
Выводы к 1 главе………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1 Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения…………………………...
2.2. Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста……………………………………………………………………...
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………… 49
Литература………………………………………………………………………. 51
Приложения……………………………………………………………………… 55

Вложенные файлы: 1 файл

формир труд умений выполнения поруч ср дошк.doc

— 693.00 Кб (Скачать файл)

В результате этого исследования можно диагностировать уровень  сформированности трудовых умений ребенка.

Педагогом-исследователем М. Крулехт разработана методика обучения детей навыкам хозяйственного бытового труда. Им выделено и классифицировано две группы умений: общетрудовые и  специальные.

Общетрудовые необходимы для осуществления любого трудового процесса: это умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты; проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов.

Специальные трудовые умения позволяют выполнить конкретный трудовой процесс с его набором трудовых действий: умение намыливать, споласкивать, тереть ткань о ткань при стирке и т.д [19].

Таким образом, рассмотренные  концепции и исследования современных  педагогов, психологов позволяют сделать вывод, что трудовое обучение дошкольников как средство трудового воспитания находится в развитии и исследуется в педагогических и психологических аспектах. Поэтому на данном этапе перед педагогом-исследователем стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка. Именно этими вопросами наука всегда занималась и на сегодняшний день дала ответы на многие из них.

 

1.2. Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

 

Главная задача трудового  воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Стремление к самостоятельности  и активности детей среднего дошкольного  возраста позволяет не только развивать  у них чувство уверенности в своих силах при выполнении простейших процессов самообслуживания, но и включать в несложный хозяйственно-бытовой труд семьи и детского сада.

Формируя  у детей трудовые умения, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Как же формируется  целенаправленная деятельность детей  в труде, каковы педагогические условия, способствующие воспитанию у ребенка умения сознательно ставить цель, каковы методические приемы развития у него способности планировать работу и достигать результата?

Рассмотрим все эти  компоненты, составляющие сущность трудовой деятельности детей, организованной в дошкольном учреждении.

Цель перед  ребенком вначале ставиться педагогом  и должна быть рассчитана на возможность её осуществления. Формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. Если же ребенок по своей инициативе берет сложную работу, ему надо дать возможность попытаться собственными силами её выполнить. И лишь тогда, когда педагог заметит, что ребенок испытывает затруднение, которое он сам не может преодолеть, оказать ему помощь[23].

Не следует  идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать: обладают определенными трудовыми умениями, не отвлекаются от выполняемого дела, доводят его до конца, умеют действовать совместно. При таком подходе нельзя у всех детей развить умения и воспитать интерес к труду, желание трудиться. Необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

Рассматривая труд как  целенаправленную деятельность, важно  развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять её. Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навык выполнения той или иной работы, но не всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев навыком выполнения того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилия, и он спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый.

Дети среднего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду и многое другое. Педагог, направляя внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. Однако не следует переоценивать возможности детей сознательно ставить перед собой цель. Опыт свидетельствует о том, что ребенок пятого года жизни ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать. Педагогу следует это учесть.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и  желании трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы [39].

Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности,  практических  умений и навыков работы. Можно выделить несколько видов мотивов:

1)     деятельность   ребенка   обуславливается   требованием   взрослого   (что-то принести, подать, привести в порядок игрушки) - этот мотив чаще связан с поручениями. Здесь деятельность носит кратковременный характер, однако позволяет ребенку активно проявлять себя, почувствовать удовлетворение при положительной оценке его труда взрослым;

  1. готовность принять участие в труде взрослых, протекающем на глазах ребенка: приведение в порядок групповой комнаты, уход за растениями в уголке природы - это желание ребенка воспитатель должен заметить и, поощряя его усилия, указать, что и как он может делать;
  2. общественные мотивы труда, которые выступают у детей среднего дошкольного возраста в стремлении принести пользу окружающим.

В передовом педагогическом опыте и в научных исследованиях  отмечается, что у дошкольников устанавливается непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности. Для ребенка важно видеть связь между мотивом и продуктом деятельности, связь между тем, что делать, и тем, для чего делать. Необходимо, чтобы эта связь нашла опору в жизненном опыте ребенка.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет  его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

В среднем дошкольном возрасте дети уже могут выполнять  элементарное планирование. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. Если же деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата. При отсутствии навыков планирования ребенок становиться на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом [42].

Умение планировать  работу наиболее успешно формируется  в трудовом процессе. Для этого  педагог должен дать ребенку пример. Важно упражнять его в предварительном  обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Что тебе для этого необходимо?»

Обязательно детей следует  ставить в условия необходимости  предварительно обдумать процесс деятельности. Если трудовая задача ясна, дети среднего дошкольного возраста уже могут  выполнить работу самостоятельно и успешно. Когда некоторые звенья трудового процесса детям неизвестны, они находят решение в ходе работы - осваивают новые операции, применяют разный инструмент, продумывают, какой материал нужен для этой работы и как его использовать. Поэтому важно выяснить характер побуждений детей и при необходимости оказывать помощь, направляя их к дальнейшим поискам успешного завершения работы.

Перед детьми стоят задачи как сходные с теми, которые  давались ранее с пояснениями  педагога, так и новые, решая которые ребенок может опереться на имеющийся у него опыт [33].

Так в специальных  трудовых процессах дети учатся планировать  работу. Совершенствование умения планировать  деятельность происходит в ежедневной работе (сервировка стола, мытье стульчиков, игрушек, стирка кукольного белья, уборка в групповой комнате). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не хаотично, а продумывали последовательность операций. Существенную помощь при этом также могут оказать картинки, изображающие последовательность операций. Детям предлагается составить маленький рассказ по картинке. При накапливании опыта планирования конкретной работы дети среднего дошкольного возраста с подобными заданиями легко справляются.

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. Труд требует определенной затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных усилий, так и от уровня владения умениями.

В труде результат - обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно (или, наоборот, беспомощность, неспособность преодолеть малейшее затруднение).

Большое педагогическое значение в воспитании у детей  интереса к труду имеет сравнение  результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и  плохое. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха [23].

Способность правильно  оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и  анализа результатов деятельности. Большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата.

По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать, они заметны педагогу и в большей ловкости, и в быстроте движений ребенка в процессе работы и в способности не отвлекаясь, без напоминаний довести дело до конца, и в более высоком качестве результата.

Достижения детей в  труде должны быть справедливо оценены  педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной. Если ребенку не удается что-то сделать, важно поддержать в нем уверенность в том, что не удается лишь временно, если он постарается, у него все получится. Наряду с этим следует использовать разные ситуации, чтобы поупражнять ребенка в том умении, которым он плохо владеет.

Таким образом, овладение  навыками трудовой деятельности следует  рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания  и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой  для воспитания у детей привычки к трудовому усилию, желанию трудиться. От педагога требуется четкое знание того, какими умениями должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения [29].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что задача педагога – учить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), осваивать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто и т.д.). Именно целостное освоение трудового процесса (способность получить результат) дает возможность ребенку стать действенным субъектом посильной ему трудовой деятельности, почувствовать свою умелость, самоутвердиться, вызывает желание взять на себя повседневные трудовые обязанности, освобождая от них взрослых (уборка игрового уголка, дежурство по столовой и пр.). Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становления отношений со взрослыми и сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств [42].

 

1.3. Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

 

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников.

Поручения имеют свои особенности:

  1. всегда исходят от взрослого;
  2. в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;
  3. предоставляют   широкие   возможности   для   индивидуальной   работы   с детьми;

Информация о работе Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения поручений