Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать основополагающее значение специально организованных педагогических условий, направленных на формирование трудовых умений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в теории и практике работы дошкольных заведений.
2. Определить особенности и выявить педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста и определить их уровни.
4. Определить и экспериментально апробировать эффективные педагогические условия формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической теории и практике………………………………………
1.2. Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………………………………………….
1.3. Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста…………………………………..
Выводы к 1 главе………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1 Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения…………………………...
2.2. Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста……………………………………………………………………...
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..
Выводы ко 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………… 49
Литература………………………………………………………………………. 51
Приложения……………………………………………………………………… 55
Гриша: (подходит к экспериментатору) Фу, наконец-то протер.
Экспериментатор: Гриша, давай посмотрим, как ты выполнил поручение.
Дает оценку работе ребенка.
На основании результатов эксперимента нами сделаны выводы о количественной и качественной характеристике детей
Качественная характеристика уровня сформированности трудовых умений детей по результатам констатирующего эксперимента.
Контрольная группа.
№ п/п |
Ф.И.О. ребенка |
Виды поручений |
Уровень | ||||
| Протереть пыль |
Стирка кукольного белья |
Сервировка стола |
Мытье кукольной посуды |
Мытье стульчиков |
| |
1 |
Анна Н. |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
2 |
Дина 3. |
- - |
- + |
- - |
- + |
- - |
«н» |
3 |
Карина К. |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
«н» |
4 |
Боря Д. |
- + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
5 |
Виктория М. |
+ + |
+ - |
+ + |
+ + |
+ - |
«в» |
6 |
Галина Н. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
7 |
Григорий Н. |
+ + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
8 |
Дмитрий В. |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
9 |
Жанна К. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
10 |
Евгений В. |
- + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
11 |
Илья Н. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
12 |
Ильия И. |
+ + |
- + |
+ + |
+ + |
- + |
«с» |
13 |
Константин С. |
- + |
- + |
+ + |
+ + |
- + |
«с» |
14 |
Кристина Е. |
+ + |
- + |
- - |
- + |
- + |
«с» |
15 |
Петр А. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
16 |
Павел М. |
+ + |
+ + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
17 |
Семен Е. |
- + |
- - |
- - |
- + |
- + |
«с» |
18 |
Лариса Л. |
+ + |
+ - |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
19 |
Екатерина Д. |
- + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
20 |
Инна Д. |
- + |
- - |
- - |
- + |
- - |
«н» |
«В» уровень - 30%
«С» уровень - 55%
«Н» уровень - 15%
Для примера, в трудовом
поручении мытье кукольной
Качественная характеристика уровня сформированности трудовых умений детей по результатам констатирующего эксперимента.
Экспериментальная группа.
№ п/п |
Ф.И.О. ребенка |
Виды поручений |
Уровень | ||||
| Протереть пыль |
Стирка кукольного белья |
Сервировка стола |
Мытье кукольной посуды |
Мытье стульчиков |
| |
1 |
Анна М. |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
«н» |
2 |
Алие Э. |
+ + |
- + |
- + |
- + |
- + |
«с» |
3 |
Виолетта К. |
- + |
- - |
- + |
- - |
_ - |
«н» |
4 |
Виола В. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
5 |
Дмитрий А. |
- - |
- - |
- + |
+ - |
- + |
«н» |
6 |
Руслан С |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
7 |
Оксана Д. |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
8 |
Григорий А. |
- + |
- + |
- - |
- - |
- - |
«н» |
9 |
Руслан А. |
- + |
- - |
- - |
- - |
- + |
«и» |
10 |
Маргарита Г. |
- + |
- - |
+ + |
- - |
- - |
«н» |
11 |
Павел В. |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
12 |
Иннокентий К. |
- + |
- + |
- |
- + |
- + |
«с» |
13 |
Эдуард Э. |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
14 |
Элла В. |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- - |
«с» |
15 |
Ярослав Н. |
+ + |
+ - |
+ + |
+ + |
+ + |
«в» |
16 |
Яна Л. |
+ + |
- + |
+ + |
- + |
- + |
«с» |
«В» уровень - 19%
«С» уровень - 43%
«Н» уровень - 38%
В экспериментальной группе (мытье кукольной посуды): общие трудовые умения - 25% (8 детей), специальные трудовые умения - 63% (10 детей).
Сравнительный анализ двух групп отражен в диаграмме (Приложение 5). В результате проведения констатирующего эксперимента пришли к выводам:
5. Низкая сформированность рациональных способов организации и осуществления труда.
Наблюдения за воспитательным
процессом в группах на протяжении
2 недель показали, что в трудовой
деятельности не всегда участвуют все
дети, многие не доводят начатое
дело до конца, в процессе выполнения
трудового поручения
2.2. Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста
Для проведения формирующего эксперимента поставим цель: повысить уровень сформированности общих и специальных трудовых умений детей экспериментальной группы. Нами определены педагогические условия:
Для формирования трудовых умений распределили детей по уровню сформированности. Так, объединили детей высшего и среднего уровня развития. Детей с низким уровнем и средним, ближе к низкому выделили в отдельную группу. С ними проводили индивидуальную работу, начиная с простейших поручений. Далее по мере сформированности, используя методику Г.А. Урунтаевой начали формирование более сложных поручений в несколько этапов.
На первом этапе ребенку объяснили, зачем надо выполнить то или иное трудовое действие, создавали положительную мотивацию и показывали действия в целом и пооперационно. При показе комментировали свои действия, обращая внимание на последовательность и назначение отдельных операций. Например, при мытье стульчиков.
Воспитатель: «Я беру тряпочку и мочу ее в воде. Сухой тряпочкой грязь не отмоешь. Я отжимаю тряпочку, чтобы с нее не текла вода. Я расправляю тряпочку на ладони и протираю стул. Я теперь снова намочу тряпочку, чтобы смыть грязь. Посмотри еще раз, как я это делаю».
На втором этапе воспитатель выполнял действия вместе с ребенком с опорой на серию фотографий, на которых последовательно изображены трудовые операции - способы рациональных действий. Фотографии предварительно были рассмотрены вместе с ребенком. Воспитатель объяснил, что фотографии помогут вспомнить, что и как надо правильно делать. По ходу рассматривания воспитатель задавал ребенку вопросы, побуждающие его называть выполняемую операцию, предвосхищать следующую, оценивать свою работу. Например,
Воспитатель: «Что ты сейчас делаешь? Зачем ты это делаешь? Правильно или нет ты это делаешь? Почему ты так делаешь? Проверь себя по фотографии. Что ты будешь делать дальше?»
Выполнив действие, ребенок показывает соответствующую фотографию и говорит, что он уже сделал.
На третьем этапе воспитатель выполнял действие рядом с ребенком. Перед началом работы ребенка просили рассказать с опорой на фотографии, что и как он будет делать, что ему для этого будет нужно и зачем. В процессе работы ребенку разрешали использовать фотографии.
На четвертом этапе ребенок выполнял действия с опорой на фотографии. Воспитатель контролировал выполнение каждой операции. Независимо от этапа при выполнении трудового поручения и после его окончания давали дифференцированную оценку деятельности ребенка, подчеркивая его достижения, указывая на ошибки.
Работа по предложенной методике проходила очень медленно. С ребенком на каждом этапе работали длительное время. Не все дети дошли до четвертого этапа. С ними работа ведется и в настоящее время еще не окончена. Детей, у которых сформированы трудовые умения, подключали к работе с детьми слабой сформированности. Им давали такие задания: «Посмотри, Валентин, правильно ли Кирилл отжимает тряпочку? Покажи ему как надо это делать». Или, «Виола, проверь, хорошо ли Вероника протирает пыль. Подскажи, как правильно это делать».
В ходе такой работы нами было отмечено, что дети низкого уровня сформированности стараются выполнять все правильно, следуя инструкции самих детей. А у детей среднего и высокого уровня одновременно с закреплением знаний и умений формируется такая нравственная черта, как ответственность за выполняемое задание. Кроме того, что особенно важно для этого возраста, дети учатся работать вдвоем, учаться объяснять, договариваться, выслушивать друг друга.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исходя из этого положения, в своей работе сделали акцент на ориентировочно - исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. В связи с этим нами проведено комплексное занятие на тему «Поможем кукле умыться» (Прил. 4), в ходе которого дети экспериментальным путем получали теплую воду, смешивая самостоятельно холодную и горячую воду. Усвоив способ получения теплой воды, ребенок сможет использовать полученные знания в повседневной жизни.
На наш взгляд, эффективным средством в формировании трудовых умений стали специально организованные занятия по трудовому обучению. Проведение занятий мы предусматривали после наблюдения за трудовым процессом у взрослого.
Занятия проводили по подгруппам для среднего и высокого уровня сформированности, с учетом усложнения. В первой части воспитатель с помощью детей организует и осуществляет трудовой процесс до получения результата. Ставился задача - показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля. Поскольку педагог опирается на прочные знания детей данных уровней сформированности, эта часть занятий проходит быстро (5-7 минут).
Начинается занятие с проблемной ситуации для того, чтобы дети сами поставили цель труда и мотивировали его необходимость. Например, куклы собираются на день рождения, а платья грязные; зайчата хотят есть, а стол сервировать не умеют; медвежата пришли в гости к детям, а сесть на стулья не хотят, потому что они испачканы.
Мы считаем, что такая
постановка цели обуславливается реальными
потребностями людей и
На наш взгляд, целесообразно вводить игровые персонажи (куклу Незнайку, неумелых зайчат и др.), так как стремясь научить их сервировать стол, мыть посуду или стирать, дети встают в активную обучающую позицию. Игра создает наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность труда у четырехлетних дошкольников.
Постановка цели требует выбора предметов труда (что нужно мыть, стирать, обтирать от пыли), а это активизирует умственную деятельность детей.