Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – разработать методику обучения письменному изложению в 4 классе.
Задачи:
1) изучить и оценить разработанность данной проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;
2) уточнить понятие «изложение» для учащихся начальных классов;
3) разработать методику обучения изложению младших школьников.
Объект исследования: развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка при написании изложений.
ВВЕДЕНИЕ
Редкий урок проходит без пересказа, поэтому опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида варьирование подготовки к пересказу, оживляет уроки, придает им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.
Изложения - это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования – и к содержанию, и к логике, и к композиции, и к языку. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть осмысленны, тщательно проверены.
Письменные изложения отличаются от устного пересказа возможностью осмыслить каждую фразу, без большой спешки подбирать слова, тщательно выверять строй предложений. Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к устному пересказу.
В сущности, любой вариант
устного пересказа может
Учитель должен учитывать и трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Некоторые методисты признавали, что в изложении школьник вступает в непосильную для него борьбу с высокохудожественным текстом писателя-мастера. В связи с этим облегчается задача ученикам при знакомстве с текстами. Тексты, предназначенные для изложений, подбираются интересные, понятные, близкие к жизненному опыту детей.
Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста и в процессе составления собственного текста ученик не испытывает затруднений, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложение относят к числу творческих приемов развития речи учащихся.
Таким образом, тема нашей курсовой работы: «Письменные изложения и методика их проведения в 4 классе» актуальна в начальной школе.
Цель данной курсовой работы – разработать методику обучения письменному изложению в 4 классе.
Задачи:
1) изучить и оценить
разработанность данной
2) уточнить понятие «изложение» для учащихся начальных классов;
3) разработать методику обучения изложению младших школьников.
Объект исследования: развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка при написании изложений.
Предмет исследования: процесс обучения младших школьников письменным изложениям.
Гипотеза исследования: обучение письменным изложениям будет эффективным при условии, если:
-определить теоретические
основы развития связной речи
обучающихся (изучать
-овладеть эффективными приемами применения методик по обучению письменным изложениям.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнение, обобщение.
База исследования: «СОШ№1» г. Чашники, Витебской области, учащиеся 4 «А» класса в количестве 17 человек (из них 10 девочек, 7 мальчиков).
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения письменным изложениям в четвертом классе
Письменное развитие речи младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект письменного речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.
Положения педагогической психологии П.Я. Гальперина, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии об особенностях обучения детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах, являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников. Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой по развитию связной письменной речи для современных школ. [21]
Во-первых, ими определено, что речь – это деятельность, совокупность практических умений школьника, формирующихся в процессе общения и письма. Язык же – это средство общения, знаковая система, используемая в речи для общения.
Во-вторых, в методике была осознана коммуникативная функция языка: речевые упражнения не сами по себе, а для целей общения, коммуникаций.
В-третьих, развитие письменной речи в школе приобрело целенаправленность, стало обучением конкретному предмету, умению: построения текста, составлению описания и т.д.
В-четвертых, были определены конкретные умения учащихся, над которыми работают и учитель, и учащиеся, что позволило сделать всю работу по развитию письменной речи целенаправленной, более конкретной, дало основание говорить о системе в развитии речи.
До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона письменной речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. С.П. Редозубов, М.Л. Закожурникова, И.С. Рождественский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин отмечают низкий уровень речевого развития, отсутствие системы работы по ее совершенствованию.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Речь появляется еще в раннем детстве и постепенно обогащается, усложняется. В толковых словарях сущность понятия «речь» раскрывается, как способность «говорить, говорение; звучащий язык; разновидность или стиль языка». Психологи утверждают, что речь для младшего школьника является средством активной деятельности и успешного бучения.
Методические исследования В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова, Н.И. Политовой по развитию письменной речи учащихся начальных классов направлены на обеспечение преемственности и непрерывности в развитии речи школьников на последующих этапах обучения.
Развитие письменной речи школьников нами осуществляется на уроках обучения грамоте, в беседах, а также на уроках математики, окружающего мира, музыки и ИЗО, на внеклассных мероприятиях, ведь речь – это не только предмет обучения, но и инструмент познания мира, средство общения, средство социальной жизни человека. Письменная речь представляет собой реальность мысли, позволяет делать свою мысль доступной для других людей.
А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов, М.И. Оморокова, М.С. Соловейчик и другие в своих исследованиях подчеркивали значение письменного речевого общения для усвоения ребенком русского языка. Потребность общения, возникшая у ребенка с момента рождения, оформления и выражения мысли в дальнейшем, остается главным стимулом развития речи детей и в школьном возрасте, и это учитывается в системе обучения. Для овладения ребенком речи очень важно, чтобы он имел правильную и богатую речевую среду. В школе такую среду создает речь учителя, тексты книг и т.п. Однако пассивное восприятие чужой речи само по себе не разовьет речи учащихся; необходима высокая речевая активность, необходимо создание таких условий, при которых школьник имел бы потребность говорить и писать – составлять предложения, связные тексты разного назначения, объема, содержания, стиля и жанра. Необходимо создавать так называемые речевые ситуации, которые были бы естественны, вытекали бы из условий различных видов деятельности школьника.
Несколько примеров ситуаций, стимулирующих речь учащихся:
–наблюдения за явлениями природы;
–экскурсии (во время которых также проводятся беседы), а по результатам их – пересказы, изложения и т.д.
–игры, особенно ролевые, драматизация произведений и т.д.
Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и пр.) [20].
Исследования Н.И. Жинкина посвящены вопросам затруднений, которые испытывают ученики в процессе творческой работы. Особо отмечается, что трудности в самостоятельно формируемом тексте связаны с медленной записью слов, с несовершенной техникой письма. Автор считает, что анализ текста ученических изложений направляется на процесс составления текста. Разбор изложений дает возможность не только установить основные элементы, входящие в состав процесса письменной речи, выяснить соотношение анализа и синтеза этих слов, но и наметить основные линии взаимодействия сил, организующих этот процесс. [6]
Л.В. Занков считает целесообразным работу по развитию речи начинать с первых дней обучения в школе и проводить систематически не только на уроках чтения и русского, но и на других уроках. По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы – изложения. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, но не менее важны и такие показатели качества изложений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Именно это должно быть предметом постоянного внимания учителя.
Идеи Л.В. Занкова получают продолжение в работах Л.И. Айдаровой, в которых предлагаются формы и способы организации развивающего типа обучения. Автор считает, что язык должен быть рассмотрен как один из основных источников психического развития учащихся, причем особое внимание следует уделять семантике. Вопросы развития речи младших школьников находят широкое отражение в трудах М.Р. Львова. Автор рассматривает этапы подготовительной работы над изложением, систематические упражнения на уроках чтения и грамматики. Он подробно описывает различные виды изложений, прослеживает связь изложения с сочинением, разрабатывает последовательность работы над изложением в начальных классах. Большое внимание уделяется предупреждению и исправлению речевых, смысловых и орфографических ошибок.
М.Р. Львов формулирует основные задачи развития связной речи, одной из которых является создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи. В качестве основных требований к хорошей речи, по мнению автора, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие.
Под развитием речи учащихся в практике школы понимают следующие направления работы:
-тренировку произносительного
аппарата школьников, развитие их
артикуляционных умений, устранение
различных недочетов
-постепенное, планомерное
выращивание словарного запаса
школьников, обучение их точному
пониманию значений слов, как
основных, так и дополнительных,
переносных, оттенков значений, эмоциональных
окрасок, понимание уместности
употребления того или иного
слова в том или ином
-усвоение сочетаемости
слов, построение словосочетаний, усвоение
устойчивых сочетаний слов, обучение
грамматически правильному
-активизация языковых
средств, т.е. употребление
-овладение правильным
построением предложений
-овладение механизмами
порождения речи, т.е. достаточно
быстрым и правильным, точным
построением речи –
-усвоение умений и
навыков передачи устной речи,
овладение интонациями,
-усвоение ряда конкретных
умений в области подготовки
и построения связного текста:
понимание темы и ее раскрытие;
Направления работы по развитию речи объединяются в группы в соответствии с уровнями развития речи: фонетический уровень, лексический уровень; синтаксический уровень, уровень текста.
Процесс развития речи основывается и на общедидактических принципах, которые действуют применительно ко всему познавательному процессу: единство образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения, научность содержания и методов обучения; связь с практикой; систематичность и последовательность; доступность; наглядность; сознательность и активность самих учащихся; прочность; рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и на особых методических принципах, существующих только в рамках обучения русскому языку. Развитие письменной речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Это задача решается на каждом уроке и во внеклассной работе. [23]