Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – разработать методику обучения письменному изложению в 4 классе.
Задачи:
1) изучить и оценить разработанность данной проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;
2) уточнить понятие «изложение» для учащихся начальных классов;
3) разработать методику обучения изложению младших школьников.
Объект исследования: развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка при написании изложений.
В тридцатые годы ХХ века
отношение к изложению
Методические особенности работы над различными типами изложений в начальной школе.
Методика работы над выборочным изложением.
Выборочное изложение предполагает отбор материала, относящегося к определённой теме, персонажу или явлению. Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей и пересказать тем или иным способом (подробно или кратко, художественно или по-деловому). Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. На 1 этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать тему, реализовывать основную мысль высказывания. Тексты следует выбирать небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание младших школьников на различного рода описаниях: цветка, дерева, животного…
Одновременно на уроках чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным произведениям. Выборочный рассказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.
Памятка “Как подготовиться к выборочному изложению”:
1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.
2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.
3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.
4. Подбери к ним заглавия.
5. Просмотри ещё раз
отмеченный текст, проверив, соответствуют
ли заголовки содержанию
6. Расскажи о герое, пользуясь планом.
Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при изложении не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного изложения материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так:
- Учитель (или школьник,
подготовленный заранее)
- Беседа по содержанию.
Определение жанра отрывка,
- Выделение объектов описания.
- Повторное чтение с
установкой на изучающее
- Анализ каждого выбранного детьми предложения с точки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.
- Беседа о форме нового
текста на основе выбранного
материала: с чего начать
Методика работы над сжатым изложением
Сжатое изложение текста
– это краткий его пересказ.
В основе лежит “свёртывание”
или сжатие информации. Прежде чем
записать текст, ребёнок должен его
обработать, но не просто отбросить
ненужную информацию и за этот счёт
сократить текст, а так, чтобы
через достаточно длительный промежуток
времени можно было вновь развернуть
текст без существенной её утраты.
Процесс написания сжатого
1 этап. Аудирование – организация учителем восприятия текста (лучше зрительно) с установкой на ознакомительное чтение.
2 этап. Выделение главных
смысловых частей плана, т.е.
составление плана, которое
3 этап. Учитель начинает обучение переформулированию каждой части и выбору наиболее удачных формулировок в соответствии с основной мыслью части. Критерий отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.
В качестве примера рассмотрим урок, посвящённый обучению учащихся приёмам сжатого изложения, проведённый в 4 классе.
Тема: Сжатое изложение по тексту “Кот в сапогах”.
Цель: Научить детей приёмам сжатого изложения.
Кот в сапогах
Корабль шёл в открытом море. Вдруг моряки увидели в волнах корыто. А в корыте рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли кота, накормили, назвали Тёмкой.
Все полюбили Тёмку. Он был ласковый, общительный. От него пахло домом, берегом. Каждая кошка напоминает семью, детство.
Но вскоре заметили, что Тёмка боится ступить на палубу. Похудел он, есть стал плохо. Электрики объяснили, что на нежные подушечки кошачьих лап действует электрический ток. Ведь железный пол палубы пронизан электрическим током.
Очень хотелось всем, начиная с командира, сберечь Тёмку. Не для того же спасали, чтобы погубить! И вот матрос Ожегов попросил у командира разрешение сшить коту сапоги. Сапожник снял с кота мерку, придумал фасон, выбрал мягкую красную кожу. Матросы и офицеры приходили смотреть на его работу. Все давали советы. Наконец кота обули. Сапоги были на шнурках с завязочками. Сначала Тёмка не хотел становиться на ноги, пытался сбросить сапоги. Да куда там… Вечером кота разували, утром обували. Привык он к сапогам. Смело бегал по палубе. Скоро у Тёмки появился аппетит, он прибавил в весе.
Забыли однажды обуть кота. Он терпеливо сидел в кубрике. Но вот по радио объявили команду на обед. И тут раздался дикий рёв. Это Тёмка требовал, чтобы его обули. Не хотел идти на палубу босым.
(По Е.Пермяку)
- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказать и кратко, и подробно. Всё зависит от того, где мы общаемся. Иногда надо пересказать большую книгу, а времени мало, тогда мы обращаемся к сжатому пересказу. Умение сжато излагать очень сложное и ему надо учиться. Мы познакомимся с разными приёмами сжатия высказывания. С это целью мы будем писать сжатые изложения. Послушайте текст и попытайтесь ответить на вопросы, о ком или о чём говорится, и что об этом говорится. (Чтение текста). Как можно озаглавить текст? (Записывается на доске). Послушайте текст ещё раз и разбейте его на части (чтение текста). Сколько частей у вас получилось? (Всего 4 части). Работаем над каждой частью в отдельности. Каково основное содержание первой части (прочитать 1 абзац, дети должны изложить основное содержание, исключая подробности). (Вдруг моряки увидели в волнах корыто. А в корыте рыжий кот).
- А как ещё короче выразить основную мысль первой части? Переформулируйте.( Кот на корабле) (Записывается на доске).
- Что происходит с котом дальше? (Кот не может ходить по палубе. На него действует электрический ток)
- Как озаглавим вторую часть? ( Беда кота. Кот в беде. Кот не может ходить). (Записывается на доске).
- Каково содержание третьей части? ( Морякам хотелось спасти кота. Ему сшили сапоги из мягкой кожи. В них кот смело бегал по палубе.)
- Как одним предложением выразить основную мысль третьей части? (Моряки спешат на помощь Тёмке.)
- Как озаглавим? ( Кота обули. Кот в сапогах)
- О чём говорится в четвёртой части? А здесь можно одним предложением выразить основную мысль? ( Нет, здесь все предложения важны.)
- Какие опорные слова возьмём в каждой части? Итак, у нас получился следующий план изложения с такими опорными словами. (Записано на доске).
План
1. Кот на корабле.
2.Тёмка в беде.
3. Кота обули.
4. Тёмка требует сапоги.
Опорные слова
однажды, спасли, Тёмка, полюбили, ласковый
заметили, боится ступить на палубу, аппетит, электрический ток
спасти, сшили, смело бегал
забыли, терпеливо, команда на обед, дикий рёв, Тёмка требовал сапоги
- Перед тем, как приступить записывать рассказ, перескажите текст по плану своими словами, чтобы каждый пункт плана состоял не белее, чем из трёх предложений. (Пересказывают). Запишите сжатый текст.
Таким образом, при проведении
изложений необходимо учитывать
особенности данного типа и знать
методику. Каждый вид изложения преследует
свою цель. При разработке методики
проведения изложения необходимо учитывать
его характеристику. Текст должен
соответствовать требованиям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский язык в начальной школе является важнейшим предметом для развития речи ребёнка. Потому что при написании изложений он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу. Изложение (устное и письменное) формирует умения в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи. Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение) и др.
В настоящее время одной
из важнейших задач в развитии
грамотной личности является раскрытие
коммуникативной функции языка,
т.е. развитие реи каждого школьника,
в том числе и связной
Можно с уверенностью говорить о необходимости проведения целенаправленной, методически грамотной, продуманной работы при подготовке учащихся к написанию изложений. Также надо отметить, что нельзя упускать из вида ни один из этапов этой работы, дабы подготовка велась комплексно и была максимально эффективной. Всё, начиная с подбора текста для предстоящего изложения и заканчивая анализом работ учащихся, должно быть заранее спланировано, каждый этап должен иметь свою цель, чётко сформулированные задачи. Только тогда эта работа приведёт к положительному результату.
Результатом правильной работы
учителя является в конечном итоге
высокий уровень речевой
Совершенствование речевых навыков способствует также повышению успеваемости учащихся по другим предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка изложения, которые могут быть использованы педагогами – практиками.