Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – разработать методику обучения письменному изложению в 4 классе.
Задачи:
1) изучить и оценить разработанность данной проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;
2) уточнить понятие «изложение» для учащихся начальных классов;
3) разработать методику обучения изложению младших школьников.
Объект исследования: развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка при написании изложений.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:
Беседа с учащимися.
-Какое настроение вызвал
текст? Почему? (Настроение текста
выражается в словах автора: «жуткое,
тоскливое зрелище –
— Каково ваше отношение
к происходящему? (Дети высказывают
первые впечатления об
-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)
— Почему рассказ
назван «Пожары в лесу»? Какие
ещё названия вы могли бы
предложить? («К чему приводят
лесные пожары?»; «Берегите
-Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня).
-Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, вызванные зрелищем лесного пожара: «жуткое, тоскливое зрелище», эмоции, которые передаются в восклицательных предложениях, оценивает последствия того, что произошло: «много лет пройдет, пока снова вырастит живой лес». Выразительными средства языка являются эпитеты, метафоры, олицетворения. Например, огонек лизнул ветку, бушует пламя, дым ползет в небо, живой лес.)
4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.
— К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)
— На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).
— На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.
— Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров)
— Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.
— На сколько частей,
по количеству приведенных
— К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).
— О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть — «Начало пожара».)
— О чем говорится
во второй части основной
— К каким еще
последствиям приводят лесные
пожары? Прочитайте третий аргумент
автора. Определите его тему и
озаглавьте третью часть
— Прочитайте четвертый
аргумент автора. Определите его
тему и озаглавьте третью
— К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.)
— Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.)
На доске в процессе работы появляется следующий план:
1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а.) Начался пожар.
б.) Гибель растений и животных.
в.) Жуткое зрелище!
г.) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.
3. Заключение. Берегите лес! (вывод)
5. Языковой анализ текста.
— Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.
— Прочитайте первое
предложение. О чем узнали из
этого предложения? На что
— С какой целью
дано второе предложение в
этом же абзаце? (Оно поясняет,
уточняет, объясняет первое предложение:
что значит «небрежное
— Замените слово
«небрежный» синонимами (пользуемся
словарем синонимов). (Небрежный
– несерьёзный, неаккуратный, неряшливый,
невнимательный, недобросовестный, нерадивый,
нерачительный,
— Прочитайте второй
абзац. Какие метафоры
— Что значит «набежал»?
(Набежал – появился внезапно,
неожиданно, когда этого никто
не ожидал.) Это еще раз подтверждает
то, что пожар возникает не
по умыслу или желанию
— Какое слово в тексте говорит о силе лесного пожара? Как вы понимаете значение этого слова? («пламя бушует»; бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими силами)
— Как вы понимаете слово «занялись»? Замените синонимами. (Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.)
— Прочитайте третий абзац. О чем в нем говорится?
— Прочитайте восклицательные
предложения. Для чего
— Какие слова показывают
бедственное положение
— Какие слова показывают то, что происходит с деревьями в лесу? («выгоревшие участки леса», «тоскливое зрелище»)
— Автор противопоставляет в конце рассказа выгоревшие участки леса живому лесу. Как вы понимаете выражение «живой лес»? (Живой лес – лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных. Сейчас ничего этого нет: выгоревший лес – мертвый лес.)
Определение способов и средств связи предложений в тексте.
— Какой тип связи
предложений используется в
— Назовите средства связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами).
Наблюдение за временным планом текста:
— Соблюдается ли
в тексте единый временной
план? (В первой части используются
глаголы настоящего времени;
— Как вы думаете, для чего автор использует настоящее время в тезисе и прошедшее и будущее в последующих частях. Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. (Возможно, автор использует настоящее время потому, что хотел бы показать факты из жизни, которые происходят сейчас и ежедневно; прошедшее время используется, чтобы показать, что происходит в лесу после того, как человек ушел и леса и забыл потушить костер, а будущее время используется для того, чтобы показать последствия лесных пожаров). Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.
Анализ орфографии и пунктуации текста.
— Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.
Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.
Л.знул меч.тся хищ.ный
Л.сёнок горящ.ю лист.ями
Н.б.жал защ.щ.ет занялис.
Л.сные уч.стки дерев.я
В.зн.кают ж.вой скол.ко
Бл.жайш.й сил.ный
Ог.нёк
— По какому принципу
слова с пропущенными
— В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов. (возникает, ближайший, защищает)
— Назовите слово
с непроизносимой согласной,
— Назовите слово
с соединительной гласной.
— В каком слове
есть удвоенная согласная?
— Прочитайте предложения
с однородными членами. (Дети читают
предложения второго абзаца.) Что
передают однородные сказуемые
в предложении? (Однородные сказуемые
передают, каким образом происходит
распространение пожара в лесу.
Самостоятельное написание изложения. Редактирование текста.
Подведение итогов урока.
— Что, как вам
кажется, получилось и что не
получилось при написании
Чтение нескольких
изложений вслух, при
— Объясните, почему лес – наше богатство. Какие бы еще вы могли бы дать советы о бережном отношении к лесу.
Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы. Называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как духовного. Так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения. К концу ХIХ века такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной.