Письменные изложения в 4 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – разработать методику обучения письменному изложению в 4 классе.
Задачи:
1) изучить и оценить разработанность данной проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;
2) уточнить понятие «изложение» для учащихся начальных классов;
3) разработать методику обучения изложению младших школьников.
Объект исследования: развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка при написании изложений.

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 87.95 Кб (Скачать файл)

  Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.

Сколько деревьев уничтожит  он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного  зверя защищает она его острыми  копытами сильных ног. Против огня она  бессильна. А какое жуткое, тоскливое  зрелище – выгоревшие участки! Много  лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.

Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:

 Беседа с учащимися.

-Какое настроение вызвал  текст? Почему? (Настроение текста  выражается в словах автора: «жуткое,  тоскливое зрелище – выгоревшие  участки)

 — Каково ваше отношение  к происходящему? (Дети высказывают  первые впечатления об услышанном.)

-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли  тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)

 — Почему рассказ  назван «Пожары в лесу»? Какие  ещё названия вы могли бы  предложить? («К чему приводят  лесные пожары?»; «Берегите лес  от пожаров!»)

-Какова основная мысль  рассказа? (Лес нужно беречь от  огня).

-Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, вызванные зрелищем лесного пожара: «жуткое, тоскливое зрелище», эмоции, которые передаются в восклицательных предложениях, оценивает последствия того, что произошло: «много лет пройдет, пока снова вырастит живой лес». Выразительными средства языка являются эпитеты, метафоры, олицетворения. Например, огонек лизнул ветку, бушует пламя, дым ползет в небо, живой лес.)

4. Композиционно-типологический  анализ текста. Составление плана.

 — К какому типу  относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)

 — На сколько частей  можно разделить текст? (Текст  можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть  (доказательства); 3 – заключение (вывод)).

 — На какой вопрос  отвечает текст? (Почему возникают  лесные пожары?) В какой части  текста содержится ответ на  этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети  читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который  мы и должны доказать.

 — Определите тему  первой части, озаглавьте ее. (Причины  пожаров)

 — Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.

 — На сколько частей, по количеству приведенных автором  фактов, аргументов, доказательств  можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить  на 4 части) 

 — К какому типу  речи относится вторая часть?  (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).

 — О чем говорится  в первой части основной части  рассказа, определите ее тему  и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть — «Начало пожара».)

 — О чем говорится  во второй части основной части  рассказа? Определите его тему  и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть — «Гибель растений и животных.».)

 — К каким еще  последствиям приводят лесные  пожары? Прочитайте третий аргумент  автора. Определите его тему и  озаглавьте третью часть основной  части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище») 

 — Прочитайте четвертый  аргумент автора. Определите его  тему и озаглавьте третью часть  основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.)

 — К какому выводу  приходим, когда читаем рассказ?  Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.) 

 — Озаглавьте заключительную  часть. (Берегите лес.)

 На доске в процессе  работы появляется следующий  план:

1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)

2. Основная часть: (доказательства, аргументы)

 а.) Начался пожар.

 б.) Гибель растений и животных. 

 в.) Жуткое зрелище!

 г.) Много лет пройдет,  пока вырастет живой лес.

3. Заключение. Берегите лес! (вывод)

5. Языковой анализ текста.

 — Языковой анализ  текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.

 — Прочитайте первое  предложение. О чем узнали из  этого предложения? На что указывает  слово «лесные», в словосочетании  «лесные пожары»? (Из предложения мы узнали о причине возникновения пожаров. Слово «лесные» указывает на то, что пожары возникают в лесу.)

 — С какой целью  дано второе предложение в  этом же абзаце? (Оно поясняет, уточняет, объясняет первое предложение:  что значит «небрежное обращение  с огнём».)

 — Замените слово  «небрежный» синонимами (пользуемся  словарем синонимов). (Небрежный  – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый,  нерачительный, наплевательский,  халатный.) Слова записаны на доске.  Какие синонимы к слову «небрежный» относятся к словосочетанию «небрежное отношение»? (наплевательский, халатный, несерьезный) Как эти синонимы поясняют, дополняют, объясняют то, о чем говорится в первом абзаце? (Люди часто не задумываются о последствиях своих действий и поступков.)

 — Прочитайте второй  абзац. Какие метафоры использует  автор? Для чего автор использует  метафоры? (Ветерок набежал, раздул; огонёк лизнул, зажег, бежит; дым ползет. Автор использует метафоры для того, чтобы мы могли ярче, нагляднее представить лесной пожар.)

 — Что значит «набежал»? (Набежал – появился внезапно, неожиданно, когда этого никто  не ожидал.) Это еще раз подтверждает  то, что пожар возникает не  по умыслу или желанию человека, а в силу сложившихся обстоятельств,  например, когда «набежал ветер», но вина человека очевидна, ведь  он оставил источник пожара, например, окурок.

 — Какое слово в  тексте говорит о силе лесного  пожара? Как вы понимаете значение  этого слова? («пламя бушует»;  бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими силами)

 — Как вы понимаете  слово «занялись»? Замените синонимами. (Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.)

 — Прочитайте третий  абзац. О чем в нем говорится? 

 — Прочитайте восклицательные  предложения. Для чего использует  автор данные предложения в  рассказе? (Автор с помощью восклицательных предложений передают своё отношение к происходящему. Автор не равнодушен, его волнует происходящее в лесу во время пожара. Его волнует также то, как выглядит лес после пожара.)

 — Какие слова показывают  бедственное положение животных  во время лесного пожара? (мечутся  белки и зайцы; лосёнок прижался  к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна) Какие чувства передает автор в этих словах? (страх, беспомощность, бессилие, тревогу за судьбу зверей, жалость)

 — Какие слова показывают  то, что происходит с деревьями  в лесу? («выгоревшие участки леса»,  «тоскливое зрелище»)

 — Автор противопоставляет  в конце рассказа выгоревшие  участки леса живому лесу. Как  вы понимаете выражение «живой  лес»? (Живой лес – лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных. Сейчас ничего этого нет: выгоревший лес – мертвый лес.)

Определение способов и средств связи предложений в тексте.

  — Какой тип связи  предложений используется в данном  тексте? (Автор использует смешанный тип связи. 1-ый абзац – параллельная связь, но предложения связаны между собой по смыслу. 2-ой абзац — цепная связь: используются синонимы и местоимения: пламя, огонек, пожар, он; однородные члены предложения, которые передают последовательность развития событий. 3-ий абзац – цепная связь: используются синонимы и местоимения: лесные жители — белки и зайцы, мать – она.

 — Назовите средства  связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами). 

Наблюдение за временным  планом текста:

  — Соблюдается ли  в тексте единый временной  план? (В первой части используются  глаголы настоящего времени; во  второй части – прошедшего; в  третьей части – будущего и  настоящего).

 — Как вы думаете,  для чего автор использует  настоящее время в тезисе и  прошедшее и будущее в последующих частях. Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. (Возможно, автор использует настоящее время потому, что хотел бы показать факты из жизни, которые происходят сейчас и ежедневно; прошедшее время используется, чтобы показать, что происходит в лесу после того, как человек ушел и леса и забыл потушить костер, а будущее время используется для того, чтобы показать последствия лесных пожаров). Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.

Анализ орфографии и пунктуации текста.

  — Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

 Слова из текста  выписаны на доске и разбиты  на группы.

 Л.знул меч.тся хищ.ный

 Л.сёнок горящ.ю лист.ями

 Н.б.жал защ.щ.ет занялис.

 Л.сные уч.стки дерев.я

 В.зн.кают ж.вой скол.ко

 Бл.жайш.й сил.ный

 Ог.нёк

 — По какому принципу  слова с пропущенными орфограммами  разбиты на 3 столбика? (В первом  столбике – слова с безударной  гласной, проверяемой ударением,  и с безударной гласной в  приставке, во втором – слова  с гласной после шипящей, в  третьем – слова, в которых  пишется или не пишется мягкий  знак). Объясните написание данных  слов.

 — В каких словах  две орфограммы? Объясните написание  этих слов. (возникает, ближайший, защищает)

 — Назовите слово  с непроизносимой согласной, подберите  проверочное слово для его  проверки. (учасТки – участок)

 — Назовите слово  с соединительной гласной. Объясните  написание слова. (прошлОгодний – соединительная гласная О.)

 — В каком слове  есть удвоенная согласная? Разберите  слово по составу и объясните,  почему в слове необходимо  писать две буквы «с». (бессильный – бес-силь-н-ый; первая согласная является часть приставки, вторая – частью корня «силь» от слова «сила».) 

 — Прочитайте предложения  с однородными членами. (Дети читают  предложения второго абзаца.) Что  передают однородные сказуемые  в предложении? (Однородные сказуемые  передают, каким образом происходит  распространение пожара в лесу.) Вспомните, каким образом обозначаются  однородные члены предложения  в письменной речи. (Однородные  члены предложения в письменной  речи обозначаются запятыми.)

Самостоятельное написание  изложения. Редактирование текста.

Подведение итогов урока.

  — Что, как вам  кажется, получилось и что не  получилось при написании изложения?

 Чтение нескольких  изложений вслух, при необходимости  даются комментарии: что получилось, над чем еще необходимо поработать.

 — Объясните, почему  лес – наше богатство. Какие  бы еще вы могли бы дать  советы о бережном отношении  к лесу.

 

 

    1.  Методика обучения  изложениям отдельных видов

 

Еще в дореволюционной  школе изложение было одним из самых распространенных видов  работы. Называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как духовного. Так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения. К концу ХIХ века такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной.

Информация о работе Письменные изложения в 4 классе