Письменные изложения в 4 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – разработать методику обучения письменному изложению в 4 классе.
Задачи:
1) изучить и оценить разработанность данной проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;
2) уточнить понятие «изложение» для учащихся начальных классов;
3) разработать методику обучения изложению младших школьников.
Объект исследования: развитие связной речи младших школьников на уроках русского языка при написании изложений.

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 87.95 Кб (Скачать файл)

–письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);

–перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения);

–различные виды драматизации, устного рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;

–письменное изложения (разнообразных типов).

Среди видов упражнений значительное место занимают изложения, относящиеся к числу творческих приемов развития письменной связной речи обучающихся. Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик рассматривают изложение как сочинение репродуктивного характера, отмечают некоторые особенности, связанные с выбором текста для различных видов изложений, языковым оформлением, его оценкой, а также с ходом проведения уроков обучения изложению. По мнению Т. Г. Рамзаевой, значимость работы над изложением становится как упражнения, приобщающие детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье[13].

Изложения – это пересказы  прочитанного. Они, как и сочинения, формируют и совершенствуют связную  речь учащихся. Изложение образцовых текстов приучает детей логически  мыслить, четко и ясно передавать содержание по плану, т.е. отбирать и  располагать материал в соответствии со своим замыслом. Изложение позволяет  ознакомить школьников с особенностями  описания, повествования и рассуждения, дает образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Многие умения, связанные  с написанием сочинений, дети приобретают  в работе над изложением.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь писать подробные изложения текста-повествования по данному плану, а обучающие изложения по коллективно составленному плану.

К концу четвертого года обучения ученики пишут обучающие  подробные изложения текста-повествования  и текста-описания.[24]

Изложения бывают разные по объему: от 10 – 15 минутных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-1,5 – 2 часовых  обучающих и проверочных изложений.

Весь процесс составления  детьми текстов изложений и их написания должен быть целенаправленным, чтобы каждая новая работа, предлагаемая учащимся, способствовала их умственному и речевому развитию.

Творческий метод обучения изложениям, заложенный в современной системе обучения, вобрал в себя все наиболее ценное из опыта дореволюционной и советской методики, начиная от К.Д. Ушинского. Система изложений основана на творческом методе. Ее целью является развитие у детей самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе – точной и выразительной связной речи.

Система должна охватывать все доступные детям этого  возраста виды изложений и других речевых упражнений. Это позволит разносторонне развивать мышление и речь учащихся, т.к. каждый вид изложения активизирует свои особые мыслительные операции, необходимые для работы над данным видом изложения.

Особое место в методике занимает системный подход Т. Г. Рамзаевой, в основе которого лежит комплекс речевых умений.

В процессе обучения изложениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи:

– умение понять и раскрыть тему,

– подчинить свое изложение определенной мысли;

– собирать материал, его  систематизировать, располагать;

– составлять план и писать по плану;

– использовать средства языка  в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

– совершенствовать написанное.

Перспективность системы  – это умение заглянуть вперед, это знание тех трудностей, которые  встретятся учащимся в их дальнейшем обучении, и умение предусмотреть  подготовку к преодолению этих трудностей в работе.

 

 

    1. Изложения, их цель и виды.

 

Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором  учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.[17]

В начальных классах дети пишут изложения следующих типов: подробные, близкие к тексту; сжатые, сокращённые; с творческими и  грамматическими заданиями.

Все изложения можно разделить  на следующие виды:

-  по отношению к объёму исходного текста различают подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо. Это требует умения отобрать в исходном тексте основное, существенное. При этом степень сжатия текста может быть различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т.д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это не обязательно.

- по осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Среди этих заданий можно выделить два типа:

- предлагается изменить  форму лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного  текста в форме не прошедшего  времени, а настоящего;

- предлагается употребить  в изложении определённые слова,  словосочетания, предложения, имеющиеся  в исходном тексте. Такие языковые  средства отличаются в тексте, выделяются, выписываются и т.д.

-  по восприятию исходного текста различаются изложения

- прочитанного, воспринятого  зрительно текста;

- услышанного, воспринятого  на слух текста;

- текста, воспринятого на  слух и зрительно. 

Эти виды изложений учитывают  целесообразность развития разных особенностей учащихся к восприятию текста.

Так же выделяют изложения:

- по степени знакомства с исходным текстом различают изложения незнакомого и знакомого, т.е. воспринятого ранее, известного учащимся текста.

- по отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передаётся полностью. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна тема из “рассыпанных”, находящихся в разных частях тем (микротем) исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходных текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным. Можно выделить две группы заданий к таким изложениям:

- дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст  от имени другого лица и  т.п., ввести в него элементы  описания (внешности героев, времени,  места действия), диалог, рассуждение  по затронутому в тексте вопросу. В этом случае вносятся изменения в исходный текст;

- предлагается ответить  на вопросы, высказать своё  мнение по поводу изложенного в тексте и т.д. В этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений – автор создаёт свой текст, как правило после изложения исходного.

Рассмотрим следующие  виды изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет, проводятся во всех классах. Этот вид изложений развивает умения учащихся  в составлении связного текста. В 3-4 классах учащиеся, работая над подробными изложениями, обращают внимание на  детали, подробности в повествовании и описании, приучаются к точности речи, учатся связывать предложения, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Всё это развивает детей умственно, способствует воспитанию их мышления.

Изложение оценивается целостно. Зрелым считается такое изложение, которое опирается не на серию  вопросов учителя по содержанию текста, а на его внутреннюю логику, на план.[12]

Типичные недостатки пересказа устного и письменного:

-неумение читать;

-подробное начало и  скомканное окончание;

-пропуск чего-то важного;

-обеднение языка. 

Сжатое изложение прочитанного текста  проводится следующим образом: текст прочитывается 1-2 раза, затем в ходе коллективной беседы выявляется главное – что нужно описать при сжатом пересказе, а что можно опустить. В письменном тексте сжатого изложения дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращение будет вестись механическим путём. Необходимо строить анализ текста так, чтобы учащиеся не допустили данной ошибки, сохранили сюжет. В этой логической и одновременно творческой работе состоит главное достоинство и главная трудность сжатых изложений. Оно  имеет много общего с сочинением: учащиеся отбирают материал, по-своему располагают его, самостоятельно подбирают слова и  составляют предложения. Работая над сокращением текста, учащиеся глубже овладевают материалом, учатся не  только сужать его до самого краткого выражения, но и, наоборот, распространять, расширять его.[13]

Творческие изложения занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают творчество детей. Один из интереснейших видов творческого изложения – изложение от лица одного из персонажей. Ученик должен хорошо понять роль этого персонажа, принять во внимание его характер, возраст, взглянуть на события его глазами. Ведь надо передать в тексте лишь то, что ему могло быть интересно, и так, как это могло ему представиться.

В методике русского языка иногда называют и другие основания для выделения видов изложений. Несомненно, при разработке методики проведения изложения необходимо учитывать указанные характеристики исходных текстов, чтобы подобрать текст, который отвечал бы определённым задачам.

Таким образом, в выборе методов  пересказа и изложения методика движется от простого подражания образцам через переходные ступени – к  самостоятельности и творчеству под благотворным влиянием лучших образцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Методика обучения младших школьников письменным изложениям разных видов в 4 классе

 

2.1 Методика обучения  подробному изложению

 

Начинать обучение следует  с повествовательного текста, где  легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в  повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и т.д.), а так же элементы рассуждения.

Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при  том условии, когда ем самому интересно, когда у него есть реальный или  воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая  ситуацию диалога. Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении:

  1. Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.
  2. Чтение текста: учитель -  1-2 раза; учащиеся – один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз.
  3. Беседа – не очень подробная.
  4. План составляется школьниками (готового плана не следует давать).
  5. Языковая подготовка: опорные слова, трудны слова, обороты речи.
  6. Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах.
  7. Самопроверка, саморедактирование (проверяется построение текста, выбор слов, правописание).

К сожалению, в большинстве  случаев изложения пишутся без  черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно[13].

Рассмотрим фрагмент урока.

Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.

Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.

Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Автор работы: учитель начальных  классов, СОШ № 1, города Чашники, Боцева Лариса Николаевна

Ход занятия.

Актуализация  знаний по теме «Пожар»:

  — Что такое пожар?

 — Какие виды пожаров  вы знаете?

 — Каковы причины  пожаров?

 — Чем опасны пожары?

Знакомство с содержанием  текста:

- Учитель читает текст, текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе.

Текст изложения.

Пожары в лесу.

Информация о работе Письменные изложения в 4 классе