Познавательная активность как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективным, если будут созданы педагогические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

171364 Курсовая с практикой.docx

— 368.04 Кб (Скачать файл)

Познавательное развитие предполагает развитие всей совокупности психических процессов, а показателем развития ребенка является уровень владения разнообразными видами деятельности. Отличительными характеристиками деятельности являются степень ее освоения как способ передачи собственного видения ребенком окружающей действительности и уровень освоения необходимых для этого навыков.

Предпосылками развития познавательной активности детей является учебно-познавательная задача как целостный процесс познавательной деятельности. Согласно Д.Б. Эльконину, развитие познавательной активности осуществляется в процессе приобретения положительного познавательного опыта ребенком [45].

В соответствии с позициями ученого, игра имеет ведущее значение для формирования психических функций детей. Уровень развития игры служит важным показателем формирования характеристик познавательного развития ребенка. Дидактические игры являются эффективными методами для стимуляции познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, поскольку служат мощным стимулом и мотивационным фактором при обучении детей. Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Помимо игры, познавательная активность ребенка формируется и в продуктивных видах деятельности: конструировании, рисовании [9, с. 59].

С возрастом у ребенка вырабатывается пытливое отношение к действительности, детерминированное положительным отношением взрослых к вопросам детей. В результате и у ребенка формируется вопросительное отношение к окружающему миру, которое необходимо всячески поддерживать и стимулировать путем направления активности детей на решение возникающих задач. Это способствует формированию любознательности, пытливости и наблюдательности, как качеств, придающих активности ребенка познавательную направленность [12, с. 90].

Возникновение у ребенка интереса к предметам и явлениям действительности обусловлено накопленным опытом и способами открытия нового в знании о предмете и явлении (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская) [44]. М.И. Лисиной подчеркивается, что в раннем детстве уровень познавательной активности опосредован пережитым влиянием среды, общением с окружающими, предопределяющими последующие взаимодействия с миром [31]. Именно взрослый становится для ребенка посредником в отношениях с миром, под руководством которого происходит овладение новыми видами деятельности, а также приобретение умений и навыков. Активность самого ребенка обусловлена активностью взрослого (педагога), который должен обладать соответствующими личностными качествами и творческим потенциалом.

В условиях «разновекторности» современного дошкольного образования наметились тенденции к осуществлению единого стандартного направления деятельности данной системы. И связано это с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155), представляющий собой совокупность требований к дошкольному образованию, реализует принципы дошкольного образования в рамках исследуемой проблемы: формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; соответствие условий, требований и методов дошкольного образования возрасту и особенностям развития детей [1].

В рамках формирования готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками в ДОУ необходимо создавать условия развития возможностей детей для их социализации, личностного развития, развития инициативы и творчества с учетом возрастного развития.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [1].

Для формирования познавательной активности ребенку необходимо обладать способностями формулировки различных альтернатив, умениями вникать в суть проблемы, представлять знакомый объект в новом контексте; способностями к ассоциациям; обобщению, креативностью. С точки зрения Е.А. Панько, положительное отношение к познанию достигается созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком, в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности [38, с. 134]. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития, поэтому нельзя сравнивать результаты деятельности одного ребенка с другим и негативно оценивать результаты его работы. Неуспех в познавательной деятельности может вызвать отрицательное отношение к познанию всего нового, поэтому грамотное нивелирование недостатков необходимо компенсировать похвалой, выделяя позитивные моменты. Это будет способствовать сохранению самооценки ребенка, а также поддержанию положительного отношения и активности к процессу познания. Педагог является основным побудителем познавательной активности детей, который способен вызывать мотивированные реакции на побудительные действия познавательной активности, включенные в познавательную деятельность [20].

 

 

1.2. Содержание, этапы, условия развития познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста

 

Первоосновы для развития личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, необходимо закладывать уже в дошкольном детстве. В результате формирования у ребенка познавательного интереса вырабатывается специфическое отношение к миру, реализуемое посредством познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Наличие интереса стимулирует познавательную деятельность, процесс познания становится увлекательным занятием. Для формирования познавательной активности необходимо в первую очередь развивать познавательный интерес, как важнейшее личностное новообразование, формируемое в процессе социального взаимодействия. Познавательный интерес трактуется с позиций избирательной направленности человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира. Подобная направленность активизирует познавательные возможности ребенка, поскольку познавательный интерес выступает в качестве средства привлечения внимания к обучению и мотива учебной деятельности.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста формируется под воздействием ряда факторов, ведущими из которых являются следующие:

- создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;

- обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;

- стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);

- включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые) [25 с. 33-46].

Развитие познавательной активности взаимосвязано с наличием в дошкольных образовательных учреждениях развивающей среды. Известно, что внешняя пассивность окружающих предметов обладает способностью активно воздействовать на детей. Взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира помогает детям узнать о назначении, свойствах предметов, сравнить их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Развивающая среда формирует и стимулирует познавательную активность детей, воздействует на эмоциональное состояние ребенка, содействует развитию фантазии и мышления.

В группах детского сада необходимо создание условий, которые позволяли бы любому ребенку преобразовывать окружающее пространство в соответствии с собственными запросами и потребностями. Кроме того, должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно - ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой.

Познавательная активность ребенка подкрепляется в том случае, если ребенок увлечен изучаемым материалом, предметом или явлением; стремится выполнить разные по степени сложности задания; проявляет автономность при выборе способов действий; систематические задает вопросы, направленные на достижение результата [27,28].

Этапы развития познавательной активности старших дошкольников представлены следующими: мотивационным, обучающим и деятельностно-реализующим.

  1. Мотивационный этап предполагает активизацию стремления ребенка узнать о прошлом предмета, побуждение к поиску информации об истории предмета, используя различные источники, в проектной деятельности.

В процессе реализации этапа необходимо решать множество задач.

1) обогащение эмоционально-чувственной  сферы ребенка яркими впечатлениями  о прошлом предметного мира;

2) развитие умения ориентироваться  в прошлом предметного мира;

3) расширение представления  о целесообразности создания  и преобразования предметов;

4) обучение способам действий  с предметами прошлого;

5) стимулирование проявления  стремления к участию в проектной  деятельности;

6) показ способов решения  проблемы и планирования последовательности  их использования;

7) показ способов оформления  и презентации продукта проекта.

Воспитатель является в данном случае носителем опыта организации деятельности, осуществляемой посредством создания проблемных ситуаций. Включение детей в познавательную деятельность развивает познавательную активность, развивает ориентировку в событиях, формирует умение выстраивать ретроспективный и ассоциативный ряд предметов; умение устанавливать взаимосвязи между предметами. Процесс познания должен быть привлекательным для детей.

  1. Обучающий этап предполагает совместное взаимодействие взрослого с ребенком и преследует решение таких задач, как:

1) стимулирование потребности  в самостоятельном познании и  осуществлении действий практического  и мыслительного характера;

2) побуждение к деятельности;

3) развитие умения понимать  проблемную ситуацию;

4) развитие умения самостоятельно  осуществлять выбор способов  решения проблемных ситуаций  из числа, предложенных взрослым  и планировать последовательность их использования.

Познавательную активность дошкольников необходимо обеспечивать посредством предъявления заданий проблемного характера. В процессе данного этапа ребенок учится самостоятельно выбирать способы решения проблемных ситуаций; учится общению на познавательные темы, добивается конечного результата.

  1. Деятельностно-реализующий этап ориентирован на последующую организацию самостоятельности детей при решении познавательных задач. В рамках данного этапа решаются следующие задачи:

1) поощрение активности  детей в проявлении познавательного  интереса в самостоятельной деятельности;

2) оказание помощи при  выделении и формулировке проблемы;

3) координация самостоятельной  деятельности детей [32].

Данный этап формирует познавательную активность дошкольников на основе выработки потребности в самостоятельной деятельности, реализации накопленных знаний в самостоятельном решении задач; получении значимого конечного результата, что является показателем развития познавательной активности.

Множеством ученых подчеркивается важность учета собственной активности ребенка при организации учебно-воспитательного процесса в условиях детского сада. Развитие ребенка происходит в ходе включения в различные виды познавательной деятельности, посредством которой формируется и развивается познавательная активность, столь необходимая для познания окружающего мира.

Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является организация элементарных опытов, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предметах окружающего мира. В результате происходит обогащение познавательной активности ребенка качественно новыми исследовательскими умениями и познавательными мотивами с упорядочиванием отдельных представлений об устройстве жизни. Ребенок посредством экспериментирования с предметами привлекает и вербальные исследования путем задаваемых взрослым вопросов [37, с. 46-48].

С позиций личностного развития старшего дошкольника определяются этапы познания ребенком окружающей действительности.

Первый этап  характеризуется проявлением любопытства. В ходе восприятия окружающего мира дошкольником происходит организация психических функций, активное исследование социального окружения, накопление впечатлений, что служит предпосылками для дальнейшего развития.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Детям уже становится недостаточно просто воспринимать окружающий мир, они стараются выделять особо значимые объекты, часто вызывающие интерес из-за несовпадения с прежними представлениями об их сущности. Это провоцирует развитие любознательности, активности, мышления.

Информация о работе Познавательная активность как предмет научного анализа