Познавательная активность как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективным, если будут созданы педагогические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

171364 Курсовая с практикой.docx

— 368.04 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Показатели уровня сформированности познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента.

Группа

Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

2

13

1

4

15

1

4

14

2

3

16

1

Контрольная группа

1

16

3

-

13

7

1

14

5

2

15

3


 

В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде таблицы 2.

Таблица 2 - Результаты констатирующего этапа

 

Таблица 3. Сравнительная диагностика КГ и ЭГ

 

 

Группа

компоненты

Когнитивный

Мотивационный

Эмоционально-волевой

Действенно-практический

уровни

уровни

уровни

уровни

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

 

до

ЭГ

10

5

-

7

8

-

9

6

-

6

9

-

%

66,7

33,3

-

46,7

53,3

-

60

40

-

40

60

-

КГ

9

6

-

6

9

-

9

6

-

5

10

-

%

60

40

-

40

60

-

60

40

-

33,3

66,7

-

 

после

ЭГ

-

11

4

-

10

5

-

13

2

-

8

7

%

-

73,3

26,7

-

66,7

33,3

-

86,7

13,3

-

53,3

46,7

КГ

8

7

-

7

8

-

9

6

-

4

11

-

%

53,3

46,7

-

46,7

53,3

-

60

40

-

26,7

73,3

-


 

Результаты сравнительной диагностики, проведенной в начале и в конце исследования, свидетельствуют о позитивной динамике, полученной в результате применяемой программы по развитию познавательной активности старших дошкольников. Результаты контрольной группы, не принимавшей участие в эксперименте, остались практически без существенных изменений. Результаты экспериментальной группы претерпели значительные изменения, поскольку полностью отсутствует низкий уровень развития познавательной активности по всем компонентам. Увеличилось количество детей на среднем уровне и появились дети, результаты которых оценивались на высоком уровне. Рассмотрим динамику развития уровней познавательной активности старших дошкольников на рисунке.

 

 

Рис. 1. Динамика уровней познавательной активности старших дошкольников.

Результаты проведенной диагностики наглядно отражают динамику тестовых показателей. В конце эксперимента зафиксировано отсутствие низкого уровня, который в начале составлял значительное количество процентов на разных уровнях: на когнитивном - 66,7%, на мотивационном - 46,7%, на эмоционально-волевом - 60% и на действенно-практическом - 40%. Количественно изменились и показатели среднего уровня по всем компонентам: на когнитивном с 33,3% до 73,3%; на мотивационном - с 53,3% до 66,7%; на эмоционально-волевом - с 40 до 86,7%; на действенно-практическом - с 60% до 53,3%. Наибольшей положительной динамикой отмечен высокий уровень готовности, отмечавшийся нулевыми результатами в начале эксперимента и достигший 26,7% на когнитивном уровне; 33,3% на мотивационном уровне; 13,3% на эмоционально-волевом уровне и 46,7% на действенно-практическом уровне познавательной активности старших дошкольников.

Дети, отнесенные к высокому и среднему уровню познавательной активности, характеризовались достаточной инициативностью, самостоятельностью, любознательностью при выполнении тестовых заданий. Старались не отвлекаться, увлеченно работали, задавали вопросы, проявляли интерес к конечному результату. Демонстрировали упорство и настойчивость, испытывали чувство удовлетворенности при положительном исходе.

По методике Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Сюжетные картинки" в начале эксперимента у некоторых детей выявлялись неадекватные эмоциональные реакции, дети испытывали сложности в обосновании собственного выбора. В конце эксперимента были зафиксированы адекватные эмоциональные реакции старших дошкольников при раскладывании сюжетных картинок и объяснении положительной и отрицательной модальности нравственных поступков, изображенных на картинках. Большинство детей правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия.

По методике А.Р. Лурии "Заучивание 10 слов" оценивался уровень развития познавательной активности при использовании мнемических способностей. В начале эксперимента количество называемых детьми слов было значительно меньше, чем в конце. Дети часто застревали на лишних словах, что свидетельствовало о неустойчивости внимания, рассеянности, обусловленных низкой познавательной активностью. К концу эксперимента увеличивалось количество слов, которые старшие дошкольники могли удержать и воспроизвести по истечении часа. Это говорило о совершенствовании долговременной памяти, появлении заинтересованности ребенка в познавательной деятельности.

По методике Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Исключение неподходящей картинки" по мере предъявления детям рисунков разной степени сложности оценивался уровень восприятия - аналитико-синтетической деятельности в объектах, воспринимаемых зрительным образом; способность делать обобщения, логически обосновывать, а также четкость представлений. В начале эксперимента зарегистрирован низкий уровень познавательной активности. Дети не проявляли интереса к заданию, отказывались вербально обосновывать свой выбор, несмотря на его правильность. К концу эксперимента дети вербально обосновывали принцип выделения неподходящей картинки.

По методике Л.А. Венгера "Самое непохожее" выявлелся уровень владения ребенком мыслительными операциями: анализом, сравнением и обобщением признаков на основании распределения фигурок разной формы, цвета и величины. В начале исследования зафиксирован низкий познавательный интерес, небольшое количество выделяемых дошкольниками признаков фигур. К концу эксперимента дети лучше ориентировались в выборе и дифференциации фигурного ряда, аргументировали свой ответ. Отмечается преобладание выбора по трем признакам и называние одного-двух; а также преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

По методике В.С. Юркевич "Древо желаний" изучалась познавательная активность на основе словесно  воспроизводимых ребенку ситуаций путем отбора из ответов ребенка ответов только познавательного характера. В начале эксперимента на основании качественного анализа выявлен в основном низкий и средний уровень познавательной активности, выражаемые в наличии потребностей в знаниях, однако поверхностного односложного характера. В конце эксперимента результаты значительно улучшились. У многих детей отмечается стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Применяемые с детьми занятия стимулировали познавательный интерес детей. В рамках проведенных занятий в ходе наблюдения за поведением детей, можно отметить, что в начале исследования дети не проявляли особого интереса к тестовым заданиям, ответы детей отличались краткостью и однообразием. По мере проведения занятий значительно возрастала заинтересованность детей в решении предлагаемых заданий, активизировалось стремление поиска различных способов решения заданий. К концу занятий заинтересованность детей значительно повысилась.

Становится возможным в результате наблюдения за проявлением детской познавательной активности выделить следующие единицы ее проявления: двусторонняя активность и односторонняя активность. Дети, в начале исследования характеризовавшиеся низким уровнем познавательной активности, демонстрировали одностороннюю активность на деятельность воспитателя и решение познавательной задачи. Это проявлялось в отсутствии у ребенка инициативности. Двусторонняя активность отмечалась у всех детей при проведении итоговой диагностики.

В итоге у детей в процессе активной познавательной деятельности вырабатывались формы упорядочения опыта: причинно-следственные, пространственные, временные отношения, способствующие систематизации представлений в единую картину.

В процессе реализованной программы на развитие познавательной активности задания выполнялись детьми гораздо легче и интереснее, если они осуществлялись посредством переведения их в игровую форму. В итоге дети обучаются самостоятельно и с интересом приобретать недостающие знания; обучаются пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. У детей развивалась способность к концентрированию знаний из различных исследуемых областей; выявлялось большое количество оригинальных идей; отмечалась эмоциональная вовлеченность детей в познавательную деятельность.

Применение программы исследования оказало существенное влияние на развитие детской любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, делать определенные умозаключения и выводы); формирование умений выдвигать доказательства своих предположений и отстаивать собственную точку зрения.

В итоге представляется возможным выдвинуть рекомендации к организации познавательной деятельности старших дошкольников:

  1. Побуждать детей формулировать и высказывать имеющиеся у них идеи и представления.
  2. Сталкивать дошкольников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями.
  3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
  4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке.
  5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений для оценки их прикладное значение.

 

Выводы по 2 главе

 

Критериями и показателями уровня сформированности познавательной активности являлись когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и действенно-практический.

Определены следующие уровни сформированности познавательной активности: низкий, средний и высокий.

Были использованы следующие методики: "Сюжетные картинки", "Заучивание 10 слов", "Исключение неподходящей картинки", "Самое непохожее", "Тестовая беседа", "Древо желаний" .

Каждое занятие содержало определенные этапы: приветствие, разминку, основную часть (игры), упражнения, заключительную часть (рефлексия).

Результаты сравнительной диагностики, проведенной в начале и в конце исследования, свидетельствуют о позитивной динамике, полученной в результате применяемой программы по развитию познавательной активности старших дошкольников. В конце эксперимента в ЭГ зафиксировано отсутствие низкого уровня, который в начале составлял значительное количество процентов на разных уровнях. Количественно изменились и показатели среднего уровня по всем компонентам в положительную сторону. Наибольшей положительной динамикой отмечен высокий уровень готовности, отмечавшийся нулевыми результатами в начале эксперимента

В процессе активной познавательной деятельности вырабатывались формы упорядочения опыта: причинно-следственные, пространственные, временные отношения, способствующие систематизации представлений в единую картину. У детей развивались исследовательские умения, системное мышление, отмечалась эмоциональная включенность в занятия; формировались умения выдвигать гипотезы, сопоставлять факты, строить умозаключения, отстаивать собственную точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи.

Сформулируем основные выводы, полученные по ходу исследования.

В первой главе рассматривается процесс познавательной активности детей как целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе; как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием различных факторов субъективного и объективного характера; как изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение значимого результата.

Исходя из анализа различных концепций, развитие познавательной активности рассматривается как организованная система развивающих психолого-педагогических занятий, направленных на формирование творческого поиска и интереса в процессе познавательной деятельности.

Информация о работе Познавательная активность как предмет научного анализа