Познавательная активность как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективным, если будут созданы педагогические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

171364 Курсовая с практикой.docx

— 368.04 Кб (Скачать файл)

Третий этап познания дошкольником окружающего мира характеризуется приоритетным развитием наглядно-образного мышления и воображения ребенка. Это позволяет ребенку усваивать и систематизировать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности.

Четвертый этап познания дошкольником окружающего мира характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности. На основе использования ребенком усвоенных способов действий происходит ориентировка на конечный результат, достижение которого формирует механизм прогнозирования результатов деятельности.

Пятый этап познания дошкольником окружающего мира представлен доминированием познавательного мотива, ориентированного на интерес, а не на результат либо процесс. Цель и мотив познавательной деятельности неразрывно взаимосвязаны и характеризуются направленностью сознания на предмет или объект. Ребенок на данном этапе начинает осмысленно воспринимать познавательные задачи, а познавательная направленность позволяет накапливать новые сведения об окружающих явлениях и событиях [17].

Педагогическими условиями развития познавательной активности старших дошкольников являются следующие:

- обеспечения принятия  дошкольниками предстоящей познавательной  деятельности и предполагаемого  конечного результата;

- актуализация знаний  при оценивании итогов работы;

- обсуждение результатов  деятельности;

- эмоциональная насыщенность  познавательной деятельности и  стимулирование познавательного  интереса детей;

- поддержание естественного  стремления детей к познанию;

- формирование и стимулирование  положительного отношения детей  к познавательной деятельности;

- создание обогащающей  предметно-развивающей среды в  процессе осуществления познавательной  деятельности;

- осознание ребенком предмета  познавательной деятельности для  достижения значимого для него  эффективного результата;

- предоставление ребенку  возможности выражения собственного  отношения к познавательной деятельности (развитие рефлексии) для осознания  ее результата;

- учет индивидуально-возрастных  особенностей детей дошкольного  возраста [23, с.72-79; 36, с. 34-37].

Это поможет правильно определить объем и содержание материала, разработать методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Вывод по 1 главе

Процесс познавательной активности детей рассмотрен как целенаправленная деятельность, ориентированная на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе; как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием различных факторов субъективного и объективного характера; как изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение значимого результата.

Исходя из анализа различных концепций, развитие познавательной активности рассматривается как организованная система развивающих психолого-педагогических занятий, направленных на формирование творческого поиска и интереса в процессе познавательной деятельности.

В качестве структурных компонентов познавательной активности старших дошкольников можно выделить интеллектуальный, мотивационный и практический. В зависимости от характера познавательной активности существуют такие уровни активности, как репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительная и творческая. Этапы развития познавательной активности старших дошкольников представлены следующими: мотивационным, обучающим и деятельностно-реализующим.

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения; формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах объектов окружающего мира, социокультурных ценностях.

Педагогическими условиями развития познавательной активности старших дошкольников являются следующие: эмоциональная вовлеченность, развитие инициативы ребенка, поддержание стремления детей к познанию, стимулирование положительного отношения к познанию, создание обогащающей предметно-развивающей среды, развитие рефлексии и т.д.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Определение  диагностического инструментария  и проведение процедуры исследования

 

Для организации и построения исследовательской работы по изучению уровня развития познавательной активности старших дошкольников, на базе МКДОУ «Новоеловский детский сад Ягодка» с. Новая Еловка Большеулуйского района был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 16 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 8 человек в каждой).

Контингент исследования: дети 6-7 лет (старший дошкольный возраст) в количественном составе 8 человек в каждой группе. Общий количественный состав выборки (КГ и ЭГ) - 16 человек.

Этапы исследования.

На первом этапе экспериментального исследования проводилась первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников.

Второй этап предполагал реализацию программы занятий, направленных на развитие познавательной активности.

На третьем этапе осуществлялась проверка эффективности программы на основании сравнительной диагностики первичных и итоговых результатов исследования. Анализировались результаты исследования, оценивалась динамика развития познавательной активности детей.

Критериями и показателями уровня сформированности познавательной активности являлись следующие:

  1. Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
  2. Мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
  3. Эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
  4. Действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основании обозначенных компонентов познавательной активности были выделены показатели-характеристики, отражающие развитие познавательной активности старших дошкольников [43, с. 374-377]:

Компоненты познавательной активности

показатели

Методики

1

Когнитивный

Вербально-логическое и наглядно-образное мышление; внимание; память; зрительно-пространственное восприятие

1) Методика "10 слов"

2) Методика "Исключение  неподходящей картинки"

3) Методика "Самое непохожее"

2

Эмоциональный

Эмоциональная сфера

Методика "Сюжетные картинки"

3

Деятельностный

Психосоциальная зрелость

Методика "Тестовая беседа"


Соответственно для аналитической обработки результатов исследования были определены следующие уровни сформированности познавательной активности: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень показал, что дошкольники не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции, не задают познавательных вопросов.

 Средний уровень отмечался большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю.

Высокий уровень характеризовался проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата.

Для выявления уровней познавательной активности были использованы следующие методики:

  1. Методика Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Сюжетные картинки" (Приложение 1) [34, с. 35]. Цель: изучение эмоционального отношения дошкольников к нравственным нормам на основании дифференциации положительных и отрицательных поступков, демонстрируемых посредством предъявления картинок с сюжетными изображениями. Выявляется степень осознания детьми нравственных качеств: доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. В ходе проведения тестирования заводится индивидуальный протокол исследования, в котором фиксируются эмоциональные реакции ребенка и анализ их самим ребенком. Выявляется адекватность эмоциональных реакций ребенка: отрицательные и положительные. На основании обработки тестового материала производится присвоение баллов при распределении картинок. Оценивается адекватность эмоциональных реакций ребенка и характер обоснования ребенком выбора.
  2. Методика А.Р. Лурии "Заучивание 10 слов" (мнемические способности) (Приложение 2) [22, с. 92-94]. Цель: оценка активности внимания. Ребенку зачитываются 10 слов, а потом предлагается повторить их в произвольном порядке. И так фиксируется опыт воспроизведения ребенком слов несколько раз через определенные интервалы времени. На основании протокола исследования составляется кривая запоминания, позволяющая судить и о познавательной активности ребенка.
  3. Методика Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Исключение неподходящей картинки" (Приложение 3) [21]. Цель: оценка уровня восприятия (аналитико-синтетической деятельности в объектах, воспринимаемых зрительным образом; способность делать обобщения, логически обосновывать, а также четкость представлений. На основании предъявления трех серий рисунков разной степени сложности исследуется выбор ребенка. Средством познания в процессе восприятия выступают сенсорные эталоны – образцы различных внешних свойств предметов. В процессе восприятия происходит, с одной стороны, совершенствование представлений о разновидностях каждого свойства, с другой – развитие самих перцептивных действий использования эталонов. Различают три типа перцептивных действий: идентификация, или выбор по образцу; приравнивание к эталону (соотнесение с эталоном) в условиях неполного совпадения свойств предмета с эталоном, близким к нему, но не совпадающим с ним; перцептивное моделирование – соотнесение обследуемого предмета с несколькими эталонами. Исследование уровня восприятия у младших дошкольников предполагает выявление способности устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями.
  4. Методика Л.А. Венгера "Самое непохожее" (исследование свойств мышления) (Приложение 4). Цель: выявление уровня владения ребенком такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение и обобщение признаков. В ходе проведения методики ребенку предъявляются геометрические фигуры разного цвета, формы, величины. Ребенок должен назвать отличительные признаки. На основании количества выделенных ребенком признаков предметов и соотнесении их на основании этих признаков присваивается уровень выполнения задания.
  5. Методика С.А. Банкова "Тестовая беседа" (Приложение 5). Цель: выявление степени психосоциальной зрелости (кругозора) старшего дошкольника в процессе тестовой беседы (22 вопроса).
  6. Методика В.С. Юркевич "Древо желаний" (Приложение 6). Цель: выявление и изучение познавательной активности старших дошкольников на основе словесных иллюстраций различных ситуаций. Качественный анализ производится следующим образом: на основании выбора ответов познавательного характера дети распределяются соответственно уровням познавательной активности. Высокий уровень - стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Средний уровень - потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Низкий уровень - дети удовлетворяются односложной информацией.

На основании первичной диагностики познавательной активности дошкольников выявлено, что у детей преобладает низкий и средний уровни познавательной активности в обеих группах - экспериментальной и контрольной.

Дети, отнесенные по результатом проведенных тестов к низкому уровню познавательной активности, совершенно не проявляли самостоятельности при выполнении предложенных заданий, быстро утрачивали интерес к происходящему при возникавших затруднениях. Было зафиксировано проявление отрицательных эмоций, таких, как огорчение, раздражение пи неудачах в выполнении тестов. Дети данной подгруппы в ходе эксперимента не задавали познавательных вопросов, нуждались в неоднократном объяснении выполнения каждого задания.

Дети, отнесенные к среднему уровню познавательной активности, характеризовались большей степенью инициативности и самостоятельности в поиске способов выполнения каждого задания. Даже при трудностях выполнения заданий эмоциональное отношение к ним не утрачивалось. Дети, помимо обращения за помощью к воспитателю, задавали вопросы познавательного характера, и, руководствуясь полученными подсказками, старались осуществить задание до конца, что свидетельствует о наличии познавательной активности.

Высокого уровня не зарегистрировано.

Причинами низкого уровня познавательной активности являлись следующие: неустойчивость познавательного интереса; не умение детей видеть проблему и ее решение; низкая активность при формулировке идей; отсутствие самостоятельности; использование подсказок и помощи взрослого. Таким образом, выявленные параметры наглядно доказывают отсутствие у многих детей познавательной активности.

Преобладание у детей низкого и среднего уровней развития познавательной активности свидетельствует о необходимости ее дальнейшего развития, для чего будет реализована программа, направленная на развитие познавательной активности старших дошкольников, организованная в форме занятий. Специфичность операциональных компонентов познавательной активности сделало возможным ее формирование в контексте различных видов деятельности. В рамках ситуаций, организуемых на занятиях, происходило создание ситуаций, способствующих проявлению познавательной активности дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Программа по  развитию познавательной активности  старших дошкольников

 

Представим модель программы, направленной на развитие познавательной активности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения в контексте ФГОС.

Информация о работе Познавательная активность как предмет научного анализа