Познавательная активность как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективным, если будут созданы педагогические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

171364 Курсовая с практикой.docx

— 368.04 Кб (Скачать файл)

1. Цели программы:

1) создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности дошкольников;

2) выявление особенностей познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, социально-психологических навыков;

3) актуализация усилий ДОУ и  семьи по развитию познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста.

2. Задачи программы. При организации педагогической работы с дошкольниками по развитию познавательной активности решаются следующие задачи:

  1. Формировать положительный настрой на осуществление познавательной деятельности
  2. Развитие у детей когнитивных, эмоциональных и деятельностных компонентов познавательной активности.
  3. Формирование устойчивой познавательной мотивации и интереса на фоне позитивной «Я-концепции» и устойчивой самооценки.
  4. Активизация познавательной активности детей посредством создания ситуаций успеха для ребенка, способствующих формированию положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к ней.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций: памяти, внимания, внимания, форм мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического),мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения) старших дошкольников.

3. Принципы работы:

  1. Эмоциональная включенность ребенка в познавательную деятельность.
  2. Стимуляция любознательности ребенка.
  3. Передача инициативы от воспитателя к ребенку (обучение ребенка самостоятельной постановке целей и нахождения способов осуществления познавательной деятельности).
  4. Безоценочность (для предотвращения фиксации ребенка на собственных успехах или неудачах при высказывании похвалы); развитие внешней мотивации.
  5. Поддержка детской инициативы, интереса и любознательности.

4. Количество часов. 2-3 раза в неделю. Общее количество часов: 31 час.

5. Форма программы: каждое занятие содержит определенные этапы: приветствие, разминку, основную часть (игры), упражнения, заключительную часть (рефлексия).

6. Планируемые результаты: осмысление связей между геометрическими фигурами (кругом, треугольником, квадратом), осмысление связи между цветовыми гаммами; осмысление логических и памятных ощущений; осмысление переключения внимания как способа получения информации о предметах; осмысление необходимости привлечения зрительной памяти при выполнении действий; осмысление совершенствования памяти и мышления при воспроизведении слов и анализе наглядных изображений; осмысление правильной формулировки понятий и категорий слов ассоциативного образца; осмысление правильности визуального воспроизведения сочетаний геометрических фигур для развития запоминания; осмысление алгоритма работы с предметами и осознание важности логического мышления; развитие психосоциальной зрелости; изучение эмоционального познания дошкольников.

7. Организаторы проведения: воспитатель ДО, с привлечением психологов для психодиагностического обследования младших школьников.

8. Участники программы: дошкольники; воспитатели.

9.Общий результат определяется ФГОС ДО на основе выработки представлений о портрете ребенка. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: "Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, любознательный, активно познающий мир, готовый самостоятельно действовать, умеющий высказывать собственное мнение и обосновывать его". В результате можно сформулировать такие результаты, как:

- выведение детей на более  высокий уровень познавательной  активности;

- формирование у детей уверенности  в себе посредством развития  мыслительных операций, творческих  предпосылок и чувства уверенности  в собственных силах;

- обогащение предметно-развивающей  среды.

Примеры занятий:

Занятие 1.

Цель: активизация содержательной стороны познавательной активности для создания условий для размышления ребенком над выполнением задания; коррекция внимания; развитие зрительного восприятия, развитие памяти и навыков воспроизведения.

1. Приветствие.

2. Разминка. «Ритуал приветствия». Дети по указанию воспитателя встают в круг. Воспитатель просит положить правую ладонь одного ребенка на левую ладонь стоящего рядом ребенка. В результате круг смыкается. Воспитатель просит детей поприветствовать друг друга, называя полным именем. В последующем подобная процедура усложняется, воспитатель просит каждого ребенка дать положительную характеристику своему товарищу. Обсуждение результатов.

3. Основная часть.

1) Задача: умение находить образные сравнения.

Организация: воспитатель прочитывает стихотворение: "На свете все на все похоже: Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, Кот полосатый - на пижаму, Я - на тебя, а ты - на маму".

Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная»; «Луна и глаз круглые». Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама». Задание усложняется. Детям предлагается набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (гриб - зонтик - шляпа; груша - лампочка; арбуз - мячик; подсолнух - солнце). Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Далее предлагаются загадки и сюжетные изображения, в которых дается образное описание предмета, а ребенку предлагается произвести анализ образных сравнений на основе выдвижения сначала собственных догадок и доказательств, а затем приведением самой отгадки. Это способствует развитию детского анализа, рассуждений, умозаключений, выявлению сходства и отличия предметов, а также приведению образного сравнения.

2)  Ребята устраиваются удобно, им предлагается: «Нарисовать» глазами 6 треугольников по часовой стрелке и 6 треугольников против часовой стрелки. Зажмурив левый глаз, правым «написать» нечетные числа от 1 до 9, зажмурив правый глаз, левым «написать» четные числа от 2 до 10. «Нарисовать» глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

3) Упражнение на развитие  памяти и умения вспоминать. Для начала воспитатель называет ребенку определенный цвет, а тот в свою очередь должен за одну минуту назвать несколько разных предметов такого цвета без повторений.

4. Рефлексия. Дыхательные упражнения. Цели: активизация работы стволовых отделов мозга; снятие мышечного напряжения. Обсуждение результатов, эмоциональная оценка занятия.

Занятие 2.

Цель: совершенствование переключения внимания, развитие памяти, процессов воспроизведения.

1. Приветствие.

2 Разминка.

1) Упражнение на развитие памяти - "разноцветная лесенка". Воспитатель предлагает вниманию дошкольников 5 разноцветно окрашенных карточек, предлагая запомнить последовательность цветов в течение 10 с. Затем карточки накрываются. Воспитатель просит каждого ребенка закрыть глаза и мысленно представить последовательность расположения карточек. Затем ребенок открывает глаза и перечисляет последовательность, его ответ сверяется с исходным образцом.

3. Основная часть.

1) Упражнение "Отметь фигурки". Воспитатель инструктирует детей следующим образом: "Дети, рассмотрите внимательно фигуры, представленные перед вами (в виде таблиц). Отыщите среди них кружок, треугольник и флажок. Теперь будьте внимательны: в треугольник поставьте минус, в кружочек - крестик и флажок отметьте точкой. Проверяется, поняли ли дети задание. Для наглядности можно изобразить задание на доске, но после объяснения сразу же стереть его. Засекается время и через 3 минуты работы останавливается. Затем просит детей обменяться материалом в целях проверки правильности выполнения задания друг у друга.

2) Игра «Закончи слово». Инструкция: «В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова. 

3) Упражнение на развитие памяти и процессов воспроизведения. Воспитатель называет ребенку предмет определенного цвета и предлагает ему в течение одной минуты назвать еще несколько предметов такого же цвета без повторений. Аналогичным образом воспитатель читает детям какую-нибудь легкую сказку и предложить каждому ребенку по одной фразе последовательно воссоздать ее. В итоге прослушивается единый вариант и уже вносятся окончательные поправки.

4) Упражнение на развитие тактильной памяти. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями предметов и предлагает вспомнить свои ощущения при соприкосновении с ними. Затем происходит обсуждение результатов: каждый ребенок старается передать свои ощущения, которые он испытывает, прикасаясь к какому-нибудь предмету, при этом его не касаясь. Остальные ученики должны отгадать загаданный предмет.

4. Рефлексия. Упражнение «Ручеёк радости», “Мыльные пузыри”.  

Занятие 3.

Цель: совершенствование внимания и зрительной памяти, мышления, процессов запоминания.

1. Приветствие

2. Разминка.

1) Упражнение на развитие внимания. Игра "Запретный номер". Из 10 цифр воспитатель выбирает наугад любую цифру, которую нельзя произносить и дает команду детям начинать считать от 1 до 10, при этом вместо запретной цифры детям дается инструкция хлопать в ладоши. Постепенно воспитатель усложняет упражнение. Выбирает уже не одну, в две цифры. При успешном выполнении задания воспитатель еще более усложняет задание: например, можно считать от 1 до 15, 20; запретными сделать 3 или 4 цифры, использовать счет в обратном направлении от 10 до 1 и т.д.

3. Основная часть.

1) Упражнение на развитие зрительной  памяти. "Палочки". Воспитатель в произвольном порядке раскладывает на столе 5-8 палочек. Приглашает первого ребенка в качестве участника. Ребенку необходимо запомнить последовательность расположения палочек на столе, как бы фотографируя их. Воспитатель накрывает палочки и просит ребенка сказать, сколько их было и как они располагались. Возможно при этом давать ребенку инструкцию  "посмотри на стол, запомни, закрой глаза и вызови в памяти "снимок" того, что ты запечатлел глазами. Сосчитай, сколько на нем палочек".

2) Упражнение на развитие  памяти. Воспитателем проводится игра "Что изменилось?", он раскладывает на столе 10 картинок (игрушек). Затем просит детей внимательно их рассмотреть в течение определенного количества времени и затем отвернуться. За это время воспитатель меняет местами 2-3 картинки. Потом просит ребенка повернуться и отгадать, что изменилось в расположении картинок. Можно постепенно усложнять задание, меняя больше картинок местами.

3) Упражнение на развитие мышления. "Назови предметы". Воспитатель просит детей последовательно называть все окружающие их в детском саду предметы. Затем просит детей работать по ассоциативному ряду на темы - "овощи", "мебель", "одежда" и т.д. Ориентировать детей при этом на то, что каждое слово выражает принадлежность к определенной группе, имеющей, в свою очередь, свое название и т.д. В поисках правильных ответов воспитателю необходимо оказывать детям помощь в правильной формулировке понятий и категорий слов.

4) Игра на произвольное запоминание. "Фигуры". Воспитатель раздает каждому ребенка карточки с изображениями различных сочетаний геометрических фигур на них. Визуально они схожи, но существенно отличаются. Каждому ребенку предлагается в течение 10 с запомнить одну из предложенных карточек. После этого он старается мысленно воспроизвести рисунок по памяти, и среди разложенных фигур уже в полном количестве старается правильно найти ту, которую запоминал.

4. Рефлексия. С чем познакомились на занятии? Что понравилось? Что не понравилось? Эмоциональная оценка занятия. Прощание. Методы и приемы работы: игровая терапия; релаксационные методики (с использованием специальной релаксационной музыки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ и  интерпретация результатов исследования

 

На основании проведенного исследования становится возможным сформулировать результаты, полученные в ходе работы.

Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Информация о работе Познавательная активность как предмет научного анализа