Познавательная активность как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективным, если будут созданы педагогические условия.

Вложенные файлы: 1 файл

171364 Курсовая с практикой.docx

— 368.04 Кб (Скачать файл)

В качестве структурных компонентов познавательной активности старших дошкольников можно выделить интеллектуальный, мотивационный и практический. В зависимости от характера познавательной активности существуют такие уровни активности, как репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительная и творческая. Этапы развития познавательной активности старших дошкольников представлены следующими: мотивационным, обучающим и деятельностно-реализующим.

Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения; формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, социокультурных ценностях.

Педагогическими условиями развития познавательной активности старших дошкольников являются следующие: эмоциональная вовлеченность, развитие инициативы ребенка, поддержание стремления детей к познанию, стимулирование положительного отношения к познанию, создание обогащающей предметно-развивающей среды, развитие рефлексии и т.д.

Вторая глава была посвящена экспериментальному исследованию развития познавательной активности старших дошкольников.

Критериями и показателями уровня сформированности познавательной активности являлись когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и действенно-практический. Определены следующие уровни сформированности познавательной активности: низкий, средний и высокий.

Для выявления уровней познавательной активности были использованы следующие методики: методика Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Сюжетные картинки", методика А.Р. Лурии "Заучивание 10 слов", методика Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Исключение неподходящей картинки", методика Л.А. Венгера "Самое непохожее", методика С.А. Банкова "Тестовая беседа", методика В.С. Юркевич "Древо желаний".

Качественный анализ производится следующим образом: на основании выбора ответов познавательного характера дети распределяются соответственно уровням познавательной активности.

Программа по развитию познавательной активности старших дошкольников включала определение целей, задач, принципов, форм работы. Прогнозировались планируемые результаты в соответствии с ФГОС ДО. Каждое занятие содержало определенные этапы: приветствие, разминку, основную часть (игры), упражнения, заключительную часть (рефлексия).

Результаты сравнительной диагностики, проведенной в начале и в конце исследования, свидетельствуют о позитивной динамике, полученной в результате применяемой программы по развитию познавательной активности старших дошкольников. Результаты контрольной группы, не принимавшей участие в эксперименте, остались без существенных изменений.

Результаты экспериментальной группы претерпели значительные изменения. В конце эксперимента зафиксировано отсутствие низкого уровня, который в начале составлял значительное количество процентов на разных уровнях: на когнитивном - 66,7%, на мотивационном - 46,7%, на эмоционально-волевом - 60% и на действенно-практическом - 40%. Количественно изменились и показатели среднего уровня по всем компонентам: на когнитивном с 33,3% до 73,3%; на мотивационном - с 53,3% до 66,7%; на эмоционально-волевом - с 40 до 86,7%; на действенно-практическом - с 60% до 53,3%. Наибольшей положительной динамикой отмечен высокий уровень готовности, отмечавшийся нулевыми результатами в начале эксперимента и достигший 26,7% на когнитивном уровне; 33,3% на мотивационном уровне; 13,3% на эмоционально-волевом уровне и 46,7% на действенно-практическом уровне познавательной активности старших дошкольников.

Дети, отнесенные к высокому и среднему уровню познавательной активности, характеризовались достаточной инициативностью, самостоятельностью, любознательностью при выполнении тестовых заданий. задавали вопросы, проявляли интерес к конечному результату, отмечалась эмоциональная вовлеченность детей в познавательную деятельность и двусторонняя активность.

В итоге у детей в процессе активной познавательной деятельности вырабатывались формы упорядочения опыта: причинно-следственные, пространственные, временные отношения, способствующие систематизации представлений в единую картину. У детей развивались исследовательские умения, системное мышление, отмечалась эмоциональная включенность в занятия; формировались умения выдвигать гипотезы, сопоставлять факты, строить умозаключения, отстаивать собственную точку зрения.

Предложены рекомендации к организации познавательной деятельности старших дошкольников.

Становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Российская Федерация. Стандарты. Федеральный Государственный образовательный стандарт ДОУ (ДОУ ФГОС). [ФГОС ДОУ: утвержден приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384; в ред. приказов от 17 ноября 2013 г. № 1155].
  2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. - М.: МОДЭК, 2011. - 224с.
  3. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е. и др. Детский сад и семья: возможности социального партнерства.//Дошкольное воспитание. - 2011. -          № 12. - с. 38-42.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - С.-Пб.: Питер, 2010. - 288с. (серия Мастера психологии)
  5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2009. - 368с.
  6. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264с.
  7. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием/Е.Р. Баенская. - М.: Теревинф, 2009. - 109с.
  8. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: Речь, 2005. - 128с.
  9. Башаева Т. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. - М.: Академия развития, 2010. - 192с.
  10. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства/В.Н. Белкина. - М.: Академический проект, 2005. - 256с.
  11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович - С.-Пб.: Питер, 2008. - 400с. (серия Мастера психологии)
  12. Бурлакова Т. Развитие социальной компетентности дошкольников в педагогическом взаимодействии.//Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - с. 90-95.
  13. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления./Ред. Т.М. Забелова. - М.: Дрофа, 2010. - 397с.
  14. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
  15. Волков Б., Волкова Н. Детская психология/Б. Волков, Н. Волкова. Логические схемы. - М., 2007. - 256с.
  16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2006. - 224с.
  17. Галагизова Л., Ермолова Т., Мещерякова С., Смирнова Е. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст/Ермолова Т.. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176с. (серия От рождения до школы)
  18. Джеймс У. Психология. - М.: Академический проект, 2011. - 318с. (серия Психологические технологии)
  19. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 - №3. - с. 16.
  20. Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку./Ред. С.Н. Савушкин. - М.: Карапуз, 2009. - 352с. (серия Педагогика детства)
  21. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях. - М.: Новая школа, 1998. - 144 с.
  22. Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия) / Альманах психологических тестов. - М., 1995. - 278с.
  23. Закрепина А. Создание условий для продуктивного общения между ребенком и педагогом.//Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - с. 72-79.
  24. Закрепина А. Социальное развитие детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - с. 72-80.
  25. Кибальченко И.А. Взаимосвязь субъектного, ментального и познавательного опыта у лиц с разной успешностью деятельности.//Психологический журнал. - 2010. - № 3. - с. 33-46.
  26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
  27. Коноваленко С.В., Кремецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  28. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. 2012. - 80 с.
  29. Куликова Т.А., Козлова С. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2011. - 416с. (серия Педагогическое образование)
  30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./А. Леонтьев, А. Запорожец, П. Гальперин, Д Эльконин. - М.: Академия, 2005. - 352с. (серия Классическая учебная книга)
  31. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - с. 18-25.
  32. Литвиненко С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко //Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. - 2010. - 4. - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
  33. Ломов Б.Ф. Системность в психологии./В. Барабанщиков, Д. Завалишина, В. Пономаренко, Б. Ломов. - М.: МОДЭК, 2006. - 384с.
  34. Методика "Сюжетные картинки". Диагностика эмоционально-нравственного развития./ Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - С.-Пб., 2002. - с.35.
  35. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития/В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 640с.
  36. Недосека О. Воспитатель и дети: характеристика способов взаимодействия.//Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - с. 34-37.
  37. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8. - С. 46-48.
  38. Панько Е.А., Коломинский Я.Л., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. - С.-Пб.: Питер, 2004. - 380с.
  39. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - М.: Союз, 1997. - 288с. (серия Психология ребенка)
  40. Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К., Брушлинский А. Основы общей психологии. - С.-Пб.: Питер, 2007. - 720с. (серия Мастера психологии)
  41. Сластенин В.А. Психология и педагогика./В. Сластенин, В. Каширин. - М., 2011. - 480с. (серия Высшее образование)
  42. Чуприкова Н., Шлычкова А., Манжгаладзе В., Ратанова Т., и др. Познавательная активность и память. - М.: МОДЭК, 2010. - 224с. (серия библиотека педагога-практика)
  43. Штепина И.С. Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников / И.С. Штепина // Молодой ученый. - 2012. - №11. - с. 374-377.
  44. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1997. - 289с.
  45. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2011. - 384с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Сюжетные картинки"

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

- 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

- 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

- 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

 

 

Тестовый материал.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика А.Р. Лурии "Заучивание 10 слов" (мнемические способности

Назначение теста: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.  
Инструкция к тесту: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».  Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.  «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тест: Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Обработка и интерпретация результатов теста

По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой "Исключение неподходящей картинки"

 

Цель: оценка уровня восприятия (аналитико-синтетической деятельности в объектах, воспринимаемых зрительным образом; способность делать обобщения, логически обосновывать, а также четкость представлений.

Оборудование: три рисунка разной сложности.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения

Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит? ".

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит? ". Помощь: "Здесь три предмета (картинки, чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой? ".

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения.

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика Л.А. Венгера "Самое непохожее"

 

Методика направлена на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков.

Материалом служат 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету, величине; 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой - большой; один квадрат - маленький, другой - большой). Остальные фигуры - другого цвета.

Взрослый раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные; нет ни одной похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Необходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и маленькие; круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие».

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например,; большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.

Затем одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку. Экспериментатор просит: «Найди среди остальных фигурок самую не похожую на эту. Самая не похожая - только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Ответ ребенка фиксируют. Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Информация о работе Познавательная активность как предмет научного анализа