Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад
Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.
Сокращалась доля выпускников, продолжавших обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: 2003 г. - 16%, 2004 г. – 13%, 2005 г. – 5,7%.
Значительные трудности
имеются у выпускников детских
домов при трудоустройстве. Это
связано с отсутствием
По состоянию на 1.01.2006 в Коми-Пермяцком автономном округе функционирует 4 ОУ, в том числе: 3 детских дома, 1 школа-интернат, в них воспитывалось 329 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в СКОУ VIII вида воспитывалось 60 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Средняя наполняемость групп в детских домах за последние три года сохранялась до 10 человек, что соответствует требованиям. Учреждения комплектуются с учётом сохранения родственных связей, личных привязанностей детей.
Стоимость питания одного ребенка в день - от 41 руб. до 69 руб. Образовательные учреждения имеют приусадебные участки, что способствовало улучшению рациона питания детей, снижению себестоимости содержания ребенка в детском доме.
Велась целенаправленная работа по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних воспитанников учреждений. Все дети получали пенсии, предусмотренные законодательством. Проблема - взыскание алиментов на содержание детей с родителей, которые лишены родительских прав.
Круглогодичное пребывание
детей в интернатных
Оставалась серьезной проблема самовольных уходов воспитанников из учреждений. В целях сокращения и предотвращения самовольных уходов предпринимались меры межведомственного взаимодействия по реабилитации кровной семьи и возвращению детей к родственникам и родителям. Вместе с тем, учреждения Коми-Пермяцкого округа недостаточно активно вели работу по поиску новых форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе передачу на воспитание в семьи граждан. В 2005 г. из детских домов и школы-интерната округа передано на усыновление – 35 детей, под опеку – 8, в приемные семьи – 13, в патронатные семьи – 6, возвращено в кровные семьи – 8.
По-прежнему остро стояла проблема обеспечения выпускников детских домов и школ-интернатов жильем. Из-за отсутствия жилья подростки вынуждены возвращаться в дома, квартиры, где проживают родители, лишенные родительских прав.
В целом для
улучшения положения детей-
11.2. Развитие
форм семейного устройства
В 2005 г. выявлено и учтено 3845 детей, оставшихся без попечения родителей (2003 г. – 3850, 2004 г. – 3931) (табл.42). Число детей данной категории уменьшилось на 2%. Анализ статистических данных в сфере сиротства показал, что на 2% снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по причине их смерти. Вместе с тем, в течение последних трех лет в Пермской области ежегодно выявляется более трех тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем, большая часть из них – сироты, имеющие живых родителей (родители лишены, ограничены в родительских правах, находятся в местах лишения свободы) (диагр.10). По данным отчетов органов опеки 78% выявленных детей являются социальными сиротами. В сравнении с 2004 г. выросли показатели: на 35% (2004 г. – 222 чел., 2005 – 345 чел.) отказ от ребенка в роддоме; на 3% (2004 г. – 787 чел., 2005 г. – 813 чел.) уклонение от воспитания; на 12% (2004 г. – 270 чел., 2005 г. – 308 чел.) осуждение, розыск родителей.
Из 813 выявленных в 2005 г. детей по причине уклонения родителей от воспитания 496 были возвращены родителям после реабилитационных мероприятий с семьей (39%) (диагр.11).
Сохранилась тенденция увеличения числа детей, у которых родители лишены родительских прав, в том числе оба родителя (табл.40).
Одно из основных
направлений деятельности
Из числа выявленных в 2005 г. в Пермской области детей (3845 чел.): 73,8% устроено в семьи. Из них передано под опеку (попечительство) 1780 детей или 46% (2003 г. – 1823, 2004 г. – 1840)); возвращено родителям 496 детей или 13% (2003 г. – 504, 2004 г. – 616); усыновлен 131 ребенок или 3,4% (2003 г. – 76, 2004 г. – 93); устроены в приемные семьи 238 или 6,2% (2003 г. – 131, 2004 г. – 176); переданы в семьи патронатных воспитателей 100 детей или 3% (2003 г. – 67, 2004 г. – 44); направлены в государственные учреждения 1145 детей или 30% (2003 г. – 1222 чел., 2004 г. – 1038 чел.); устроены в учреждения начального, среднего и высшего образования, на полное государственное обеспечение 17 человек или 0,4% (2003 – 31 чел., 2004 г. – 16 чел.); выбыли по иным основаниям (переезд, смерть и т.д.) 26 детей или 0,6% (2003 г. – 31, 2004 г. – 42 чел.); остались неустроенными на конец 2005 г. 12 чел. (2003г. – 32 чел., 2004 г. – 110 чел.) (табл.42).
В 2005 г. в 26 территориях показатель по семейным формам устройства превышал среднеобластной (73,8%): в гг. Чусовой, Соликамск, в Бардымском, Большесосновском, Карагайском, Октябрьском, Сивинском, Пермском и Нытвенском районах. Ниже 50% показатель в гг. Березники, Краснокамск, Кунгур, Александровск, Кишертском, Кунгурском и Куединском районах.
В соответствии с реформой органов исполнительной власти, в контрольно-аналитическом управлении департамента развития человеческого потенциала Пермской области создан сектор, осуществляющий деятельность по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Работа в рамках указанного сектора расширяет возможности межведомственного управления процессом выявления, учета и устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В целом, наблюдался рост усыновлений детей. Показатели распределения по возрастам усыновленных детей оставались относительно стабильными. Наиболее востребованными были дети в возрасте до 1 года. Вместе с тем, после активной рекламной кампании в СМИ, значительно возрос показатель усыновления детей в возрасте от 3 до 7 лет (диагр.12, 13).
В 2005 г. в рамках ОЦП «Семья и дети Прикамья» и в соответствии с указом губернатора Пермской области в 10 раз увеличен размер пособия гражданам, усыновившим ребенка (с 2 до 20 тыс. руб.).
По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей оставалась передача их под опеку (попечительство) родственникам. Количество детей, состоящих под опекой, увеличилось. На 01.01.2006 таких детей было 9398 (2003 г. – 9218, 2004 г. – 9558). Опекунское пособие получают 8240 или 88% от всех опекаемых (2003 г. – 7657 чел. или 83%, 2004 г. – 8045 чел. или 84%). Широкое распространение получили такие формы семейного устройства, как приемная и патронатная семья, их количество ежегодно увеличивается. На 01.01.2006 в области функционировали 686 приемных семей, в которых воспитывались 1790 детей, и 588 патронатных семей, в которых находились на воспитании 1145 детей.
С 2001 г. в системе учреждений социальной защиты населения Пермской области начали развиваться семейные воспитательные группы (СВГ). На 01.01.2006 функционировало 125 групп (01.01.2005 – 82). Численность детей, прошедших реабилитацию в СВГ в 2005 г., составила 401 чел. (2004 г. – 147, 2003 г. – 139) (табл.42.17).
С освоением учреждениями новых технологий работы с семьей повысилось качество индивидуальной профилактической работы с детьми и их семьями, улучшилось качество работы специалистов учреждений социального обслуживания семей и детей по семейным формам жизнеустройства.
Качественное решение вопросов по устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи во многом зависит от кадрового обеспечения. На 01.01.2006 в области работали 132 специалиста по опеке и попечительству, что соответствует по действующему законодательству количеству детского населения (1 специалист на 5000 детского населения). В 2005 г. в 28 территориях органы опеки и попечительства находились в ведомственной подчиненности управлений образования. В 11 территориях созданы отделы (управления, комитеты) по защите прав детей в аппарате муниципальных образований при заместителях глав по социальным вопросам. В г. Чайковском отдел опеки и попечительства входит в состав органов социальной защиты населения.
На территории области в 2005 г. действовали 16 уполномоченных служб: 10 из них – на базе учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 5 – при управлениях образования, 1 (г. Чайковский) – при Центре помощи семье и детям.
В работе с семьями опекунов, попечителей использовались различные формы: опекунские советы, собрания, клубы опекунов, действовали «Школы замещающих родителей», проводились конкурсы приемных и патронатных родителей. В рамках реализации ОЦП «Семья и дети Прикамья» обеспечивалось финансирование приоритетного направления «Дети-сироты», что способствовало активизации процессов усыновления, позволило укрепить материально-техническую базу вновь создаваемых уполномоченных служб по устройству детей в семьи (гг. Губаха, Лысьва, Оханский и Бардымский районы), а также обеспечило поддержку процессам реформирования профилактики социального сиротства, проводимого в области.
Вместе с тем, показатели вторичного сиротства по-прежнему остаются высокими, что говорит о необходимости создания уполномоченных служб во всех городах и районах области, привлечения большего числа специалистов для сопровождения опекунских, приемных и патронатных семей.
По данным отчетов
органов опеки и
Анализ причин сиротства показывает, что в 2005 г. на 7% снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью родителей, (2003 г. – 32 %, 2005 г. – 25%) и, напротив, наблюдался рост показателей по: лишению родительских прав (2005 г. – 191, 2004 г. – 152, 2003 г. – 131), ограничению в родительских правах (2005 г. – 12, 2004 г. – 11), осуждению и розыску родителей (2005 г. – 27, 2004 г. – 22).
Из выявленных в 2005 г. детей, 33 ребенка возвращено родителям после реабилитационных мероприятий с семьей. Число возвращений детей в кровную семью оставалось практически на одном уровне (2005 г. – 33; 2004 г. – 37; 2003 г. – 40). Направлено в государственные учреждения 128 (2004 г. – 115), устроено на полное государственное обеспечение в учреждения начального и среднего образования 11 человек (2004 г. – 7 чел.), оставшиеся 183 человека или 56,4% от вновь выявленных детей устроены в семьи (2004 г. – 172 или 56,2%).
Одно из основных направлений деятельности Администрации округа в решении проблемы социального сиротства в 2005 г. – устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. Из вновь выявленных детей передано под опеку (попечительство) – 148 чел. (2004 г.– 131, 2003 г.– 143), возвращено родителям – 33 (2004 г.– 37, 2003 г. – 40), на усыновление из вновь выявленных детей в последние два года не передавались, в 2003 г. – 2 человека; устроено в приемные семьи – 15 (2004 г. – 4, 2003 г. – 1), выбыли по иным основаниям – 3 (2004 г.– 4, 2003 г.– 2), остались неустроенными на конец года – 27 (2004 г. – 41, 2003 г. – 33).
На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей округа, на 01.01.2006 состоит 480 человек, из них вновь принято на централизованный учет в 2005 г. 89 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет (2004 г. – 45). Увеличение данного показателя свидетельствует о сложившейся системе взаимодействия органов опеки и попечительства региона с оператором регионального банка данных.
Согласно статистическим
данным за 2005 г. всего усыновлено 49 детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, (2004 г.– 41, 2003 г. –
26). Рост показателя обеспечило усыновление
детей иностранными гражданами, возможности
которых позволяли принять в свои семьи
братьев и сестер: более 10 семей иностранных
граждан усыновили по два ребенка.
В последние годы наблюдался рост усыновления детей старше 7 лет: в 2005 г. – 22, в 2004 г. – 3. На уровне прошедшего года осталось усыновление детей российским гражданами – по 2 ребенка. Согласно постановлению администрации округа от 31.05.2005 №166 «Об утверждении Положения о порядке выплаты единовременного пособия гражданам, усыновившим ребенка (детей) из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Коми-Пермяцкого округа», единовременное пособие составляет 2000 тыс.руб.
По-прежнему предпочтительной формой устройства детей, как и в области, является опека (попечительство). В основном дети передавались родственникам. Количество детей, состоящих под опекой, ежегодно увеличивается. На 01.01.2006 таких детей – 606 (2004 г. – 573, 2003 г.– 560), опекунское пособие получают 500 или 82% от всех опекаемых (2004 г. – 448 чел., 78%.) В работе с семьями опекунов и попечителей применялись различные формы работы: собрания, праздники и встречи для опекунских семей, поощрение лучших опекунов благодарственными письмами глав муниципальных образований. Однако, отсутствие служб по сопровождению опекунских, приемных семей затрудняло адаптацию детей в данных семьях.
После принятия Закона округа «О приемной семье» появились положительные тенденции в решении проблемы развития форм семейного устройства. За 2005 г. вновь создано 11 приемных семей. Всего на 01.01.2006 в округе функционирует 20 приемных семей, в которых воспитывалось 59 несовершеннолетних. В рамках ФЦП «Дети России» (подпрограмма «Дети-сироты») шесть семей получили бытовое оборудование на 57,0 тыс. руб.
Органами опеки и попечительства велась работа по закреплению жилья за детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. За 2005 г. в территориях округа закреплена жилая площадь за 529 детьми (35% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей). На регистрационном учете нуждающихся в жилом помещении, осуществляемом органами местного самоуправления, на 01.01.2006 состоял 281 ребенок. Объем финансирования расходов на приобретение жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из окружного бюджета составил 143,0 тыс. руб., приобретено 2 квартиры (в 2004 г. – на 153,0 тыс. руб. приобретено 3 квартиры). Муниципальными образованиями жилье не приобреталось. В целом проведенный анализ позволил сделать вывод, что реализация прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на жилое помещение в Коми-Пермяцком округе нарушалась.