Положение детей в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад

Краткое описание

Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.

Вложенные файлы: 1 файл

положение детей в ПК.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Одним из направлений  деятельности по поддержке одаренных  детей   является организация  и проведение интеллектуальных конкурсов, игр, олимпиад.

В 2005 г. проведен III (заключительный) этап региональных предметных олимпиад школьников (одновременно являющийся областным этапом Всероссийской олимпиады школьников) по 23 предметам (2004 г. – 21 предмет,  2003 г. – 20 предметов), в них приняли участие 4445 учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования (2004 г. – 2323 школьника, 2003 г. – 1750 учащихся). Увеличение числа участников III этапа связано с организацией заочного тура региональных предметных олимпиад по астрономии и физике космоса, биологии, географии, иностранным языкам, информатике, истории, литературе, математике, праву, психологии, технологии, физике, химии. Олимпиады проводились на базе Пермского государственного университета, Пермского  государственного технического университета, Пермского государственного педагогического университета, Пермской государственной медицинской академии, Пермской государственной сельскохозяйственной академии, Пермского государственного педагогического училища №3, средней общеобразовательной школы №146 г. Перми, гимназии №2 г. Перми, областного центра развития творчества детей и юношества  «Муравейник», межшкольного учебного комбината №9 Индустриального района г. Перми, Баш-Култаевской основной школы Пермского района. В проведении участвовали ученые ВУЗов г. Перми; специалисты областных центров; педагоги средних общеобразовательных школ №№146, 9 г. Перми, Сарашевской средней школы Бардымского  района.

В IV (окружном) и V (заключительном) этапах Всероссийских олимпиад приняли участие 104 учащихся, представляющие 17 муниципальных образований области (2004 г. – 95 учащихся, 14 муниципальных образований, 2003 г. – 86 учащихся, 9 муниципальных образований). 33 участника награждены дипломами V (заключительного) этапа олимпиад (2004 г. – 21 участник, 2003 г. – 27). Призерам Всероссийских олимпиад и педагогам, их подготовившим, вручена премия губернатора Пермской области в сфере образования.

С целью подготовки ближайшего резерва сборной области на Всероссийские олимпиады, в 2005 г. организованы областные учебно-тренировочные сборы. В ходе сборов школьникам читали лекции по выбранному предмету, проводили практические занятия. С июня по ноябрь проходили сборы по 14 предметам, в них приняли участие более 300 школьников.

В Пермской области организованы интеллектуальные соревнования для  школьников всех возрастов, с I по XI классы. Их спектр очень широк – это предметные олимпиады, турниры (как по одному предмету, так и комплексные), конкурсы исследовательских работ для старшеклассников, которые видят себя будущими учеными, интеллектуальные игры.

Подобная система поддержки  интеллектуально одаренных детей  сложилась и в Коми-Пермяцком округе. В 2005 г. в  окружных олимпиадах на  I (школьном) этапе приняло участие более 9000 школьников, во II (муниципальном) – более 2,3 тыс. учащихся, в III (региональном) – 31 школьник (2003 г. – 39 учащихся,  2004 г. – 31). В V (заключительном) этапе Всероссийских  олимпиад приняло участие 2 школьника, один из которых стал призером олимпиады по технологии. В 2005 г. в предметных конкурсах участвовало 5018 учащихся (2003 г. – 3900 чел., 2004 г. – 5141 чел.). В VII окружном конкурсе исследовательских работ учащихся приняло участие 80 старшеклассников, 22 учащихся округа выступили на областном конкурсе, из них 5 школьников стали лауреатами, 5 – дипломантами конкурса. В 2005 г. ряд окружных мероприятий, также как и в области, был проведен с использованием дистанционных технологий (туры предметных олимпиад, марафон знаний, турниры юных математиков), что дало возможность участия значительно большего количества детей.

Выявление, развитие и  поддержка одаренных детей активно  развивается в рамках подпрограммы «Одаренные дети» областной целевой программы «Семья и дети Прикамья», что обеспечивает более результативные выступления учащихся на зональных, всероссийских и международных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, формирование будущей интеллектуальной и творческой интеллигенции Пермского края, положительного имиджа региона. В 2005 г. в рамках ОЦП «Семья и дети Прикамья» было выделено 4533,1 тыс. руб. на поддержку одарённых детей. В результате целенаправленной работы увеличилось количество олимпиад для школьников, обеспечена возможность участия в них большему количеству детей, повысилось качество дипломов призёров Всероссийских олимпиад, имеется возможность финансовой поддержки наиболее талантливых детей края. Благодаря программе в прошедшем учебном году, как и в прошлые годы, школы области принимали активное участие в выставках, фестивалях, конкурсах международного, российского, регионального и областного уровней. В 2005 г. третий раз в Пермской области проводился III Всероссийский конкурс молодых скрипачей и виолончелистов «Волшебный смычок». В конкурсе приняли участие 39 молодых исполнителей из 14 городов и областей России (гг. Москва, Стерлитамак, Вятские Поляны, Саратов, Самара, Казань, Псков, Нижний Новгород, Уфа, Курган, Талнах, Магнитогорск, Чайковский, Пермь). В очередной раз наши участники подтвердили высокий уровень пермской скрипичной школы: в номинации «скрипка» I премии удостоен Александр Тарутин (г. Пермь), II премии – Филипов Роман (г. Пермь), Корягина Алена (г. Пермь). В номинации «виолончель»: II премия – Модина Екатерина (г. Пермь), III премия – Дорофеев Виталий (г. Пермь). Стипендиатами Благотворительного Фонда Владимира Спивакова стали: Алена Корягина и Дорофеев Виталий (г. Пермь).

На VII международном фестивале «У Черного моря» оркестр «Киндер-Джаз» Осинской детской школы искусств стал лауреатом I степени и получил Гран-При. На Международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик» Филипов Роман (скрипка) стал лауреатом II степени. На Всероссийской выставке «Радуга юных талантов» Сидорова Магдалина, учащаяся Кочевской школы искусств, стала дипломанткой конкурса и стипендиатом Федеральной стипендии «Юные дарования России». Она представляла Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ на этом большом форуме и подтвердила высокий уровень мастерства, что послужило предпосылкой проведения в 2006 г. в г. Москве в Международной детской  художественной галерее выставки «Пермский край в Москве». На международном детском фестивале «Кинотаврик» в г. Сочи Гильдерман Юрий получил специальный приз «Лучший голос России» среди юниоров и, достойно представив творчество детей и юношества Пермского края в эстрадном пении, получил приглашение для участия в конкурсе «Народный артист». На III Общенациональном фестивале-конкурсе «Таланты нового века» в г. Москве детский музыкальный театр «Серпантин» детской школы искусств №13 (г. Пермь) стал лауреатом III степени. Московский дебют был весьма успешным не только для театра в целом, но и для его солистов: Юлия Чирмышева удостоена звания лауреата II степени, Всеволод Ленских – I степени, Ксения Сырчикова – лауреата III степени в номинации «академический вокал». В Международном музыкальном фестивале-конкурсе исполнителей на народных инструментах «Петро-Павловские ассамблеи» в г. Санкт-Петербурге приняли участие представители 7 музыкальных школ области. Члены жюри отметили высокий уровень исполнительского мастерства как исполнителей-солистов (Детская музыкальная школа №4 и детская школа искусств №7 (г. Пермь), так и оркестра баянистов детской музыкальной школы №2 (г. Пермь). На VI международном фестивале-конкурсе «Веселая радуга» в г. Одессе Сунцова Карина (учащаяся Верещагинской детской музыкальной школы), стала лауреатом I степени в номинации «Инструментальное исполнительство» (фортепиано). Лауреатом конкурса «Пермский край в Москве» стала Надежда Трушникова, учащаяся художественного отделения Юрлинской детской школы искусств, отмечена ее работа «Домик на окраине деревни». Ансамбль гармонистов Кудымкарской школы искусств успешно выступил на ХП Международном фестивале детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» в Москве, где завоевали диплом 1 степени.

 Всего за 2005 г. на  различных конкурсах дети получили 15 дипломов победителей и 12 дипломов лауреатов различных степеней в сфере культуры.

Целенаправленная деятельность по выявлению и поддержке одаренных детей, позволила увеличить количество детей, ставших лауреатами и дипломантами различных профессиональных конкурсов, привлечь музыкальную общественность России в Пермскую область для участия в детских конкурсах и фестивалях, что существенно повысило инвестиционную привлекательность мероприятий для бизнес структур.

Существенно улучшилась материальная база образовательных  учреждений сферы культуры и искусства, значительно пополнился за год фонд методической литературы и пособий, частично обновлен парк музыкальных инструментов: в рамках подпрограммы «Одаренные дети» для школ, работающих с одаренными детьми,  приобретены 6  акустических  пианино высокого качества голландской фирмы-производителя «Карл Эбель».

В 2005 г. активизировалась инновационная деятельность и экспериментальная работа, результаты – внедрение новых программ для работы с одаренными детьми в практику работы и увеличение количества школ, педагогические коллективы которых желают работать в экспериментальном режиме.

В целом, можно  отметить, что в крае складывается система работы с одарёнными детьми, дающая хорошие результаты. Важную роль в этом занимает возможность совместных скоординированных действий исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований края, научных, образовательных и художественных коллективов, финансируемая в рамках краевой целевой программы «Семья и дети Прикамья».

 

5.4. Обучение  детей с ограниченными возможностями

На 01.09.05 в области 12870 человек школьного возраста по медицинским показаниям отнесены к категории детей с отклонениями в развитии (2004 г. - 13096; 2003 г. - 13516). Снижение численности обучающихся обусловлено демографическими процессами. В подтверждение этому процентный показатель данной категории детей к общей численности детского населения области за три года стабилен и составляет 2%.

В 2005 г. обеспечение доступности  качественного образования в  отношении детей с отклонениями в развитии осуществлялось системно и последовательно с учетом соблюдения прав детей на выбор места обучения. На 01.09.05 доля детей с отклонениями в развитии, обучающихся в  условиях специальных коррекционных учреждений, уменьшилась на 2% и составляет 59% от общего числа детей с отклонениями в развитии (2003/04 – 60%, 2004/05 - 61%).

Специальное (коррекционное) ОУ (СКОУ) остается наиболее предпочтительной формой, в котором созданы условия для освоения учебных предметов и профессионального обучения большей части этой категории детей.  

Количество самих СКОУ остаётся стабильным (65), что обеспечивает потребность детей с отклонениями в развитии в учреждениях всех видов (табл.45, 45.1).

  Отношение количества учреждений для умственно отсталых детей (VIII вида) к общему количеству СКОУ также остается постоянным.

 Доля обучающихся  в СКОУ VIII вида в сравнении с количеством детей, обучающихся в коррекционных учреждениях других видов, практически не изменяется и составляет: 2003/04 – 72%, 2004/05 – 73%, 2005/06 – 72%.

      Помимо получения образования в условиях СКОУ муниципальные органы управления образованием создают условия обучения таких детей в общеобразовательных школах. На 01.09.05 в общеобразовательных учреждениях обучалось 5239 чел., что составляет 40% от общей численности детей с отклонениями в развитии (2002/02 - 40%, 2003/04 – 40%, 2004/05 – 39%) (табл.45.4).

Количество детей с задержкой  психического развития имеет небольшую тенденцию к снижению (2003/04 – 3772 чел., 2004/05 – 3419 чел., 2005/06 - 3234) (табл.45, 45,5).

Обязательным компонентом  региональной системы специального образования является дифференциально-диагностическая  служба (ПМПК). Основная задача психолого-медико-педагогических комиссий - удостоверение права детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии на специальное образование. В соответствии с законодательством России комиссии на постоянной или временной основе действуют в каждом муниципальном районе и городском округе. Изменились принципы психолого-медико-педагогического обследования детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии. Осуществлен переход от «отбора» детей в коррекционные учреждения (классы) к диагностике на основе личностного изучения и составления индивидуальной программы развития.

Анализ особенностей обучения детей с ограниченными  возможностями здоровья в Коми-Пермяцком округе показал, что сеть СКОУ для воспитанников с отклонениями в развитии стабильна. Она включает в себя 4 учреждения VIII вида для детей с умственной отсталостью (393 чел.) и 1 учреждение VII вида для детей с задержкой психического развития (62 чел.).

Отмечается стойкое увеличение количества детей, обратившихся за комплексной  помощью в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) округа. Психолого-медико-педагогическую диагностику осуществляют окружная ПМПК, городская ПМПК и 2 районных комиссии, которые работают на временной основе.  В 2005 г. окружная ПМПК обследовала 226 детей (2004 г. - 207). По  результатам обследования обучение в СКОУ VIII вида рекомендовано 76 учащимся (2004 г. - 68),VII вида - 8 чел. (2004 г. - 10 чел.), 5 учащимся рекомендовано обучение по программе «Особый ребенок» на базе Кувинской СКОУ. 

В целях повышения эффективности специального образования в Коми-Пермяцком округе проводятся семинары-совещания для педагогов и администрации учреждений по обучению детей с отклонениями в развитии, по модернизации профессионально-трудового обучения учащихся с умственной отсталостью.

Важно и в дальнейшем обеспечивать правовую защищенность детей  с отклонениями в развитии и детей-инвалидов  сближением общего и специального образования и развитием интеграционных процессов; улучшать условия содержания и качество реабилитационных услуг для детей данной категории в Пермском крае.

Информация о работе Положение детей в Пермском крае