Положение детей в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад

Краткое описание

Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.

Вложенные файлы: 1 файл

положение детей в ПК.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Повторно категория  «ребенок-инвалид» чаще определялась в связи со следующими заболеваниями: врожденные аномалии развития - 21,8% (2004 г. - 21,0%, 2003 г. - 19,5%), болезни нервной системы - 19,2% (2004 г. - 18,0%, 2003 г. - 19,6%), психические нарушения - 18,5% (2004 г. - 20,6%, 2003 г. - 18,7%), болезни глаз - 9,7% (2004 г. - 9,9%, 2003 г. - 9,4%), болезни костно-мышечной системы 6,8% (2004 г. - 6,0%, 2003 г. - 6,7%) (табл.49.10).

Одной из основных задач  Федеральной государственной службы МСЭ в соответствии с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов» №181-ФЗ  от 24.11.1995 является  разработка  индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПРи). За 2005 г. учреждениями МСЭ разработано детям-инвалидам 6476 ИПРи (2004 г. - 6287 ИПРи, 2003 г. - 6301 ИПРи) (табл.49.12). В Пермской области, в соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», ИПРи детям-инвалидам разрабатываются в 100% случаев при обращении их в бюро МСЭ.

В 2005 г. в Пермском крае действовали 4 центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (г. Березники - 2 центра, г. Чайковский, Суксунский район) и 10 отделений реабилитации в комплексных центрах социального обслуживания населения. В 2005 г. учреждениями, отделениями реабилитации детей с ограниченными возможностями оказаны комплексные реабилитационные услуги 5846 детям (2004 г. - 3246).

Тенденция сохранения и увеличения центров, отделений  реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, характерная для последних трех лет подтвердилась и в 2005 г. В территориях, где нет возможности открыть в КЦСОН отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями, открывались отделения, организующие работу с различными категориями семей с детьми. Так, в 2004 г. в МУ ЦСОН Ильинского района открыто отделение профилактики и реабилитации семьи и детей, где регулярно организуется реабилитация детей-инвалидов. В 2005 г. это отделение преобразовано в отделение реабилитации инвалидов, детей с ограниченными возможностями со стационаром.

  В ряде  отделений реабилитации инвалидов  трудоспособного и пожилого возраста (например, МУ ЦСОН Большесосновского,  Пермского, Кунгурского и Октябрьского районов) организовывали реабилитацию детей-инвалидов в период школьных каникул. С января 2005 г. ОГУСО «Центр комплексной реабилитации инвалидов» приступил к оказанию комплексных реабилитационных услуг детям-инвалидам Свердловского района г. Перми (в дневной форме обслуживания).  

В 2005 г. в области продолжалась практика приоритетного оказания услуг детям-инвалидам отделениями реабилитации центров (ранее, наряду с детьми-инвалидами, в них оздоравливалось значительное число детей с хроническими заболеваниями). В 2005 г. реабилитировано - 33,9% детей-инвалидов (2003 г. – 17,8%,  в 2004 г. – 25,9).

 Уникальный опыт  работы по реабилитации детей-инвалидов  в возрасте от 2 до 14 лет с психоневрологическими, физическими и другими патологиями сложился в реабилитационном центре «Добродея» (г. Березники). В результате комплексных реабилитационных мероприятий, проведенных в течение 2005 г., 19% детей-инвалидов начали обучение в общеобразовательных учреждениях города, у 95% реабилитированных детей отмечены положительные результаты. Наряду с организацией отделения дневного пребывания специалисты центра оказывали медико-психолого-педагогические услуги детям-инвалидам в группах надомной коррекции. С целью формирования реабилитационного пространства на дому организовали обучение в «Маминой школе» родителей детей-инвалидов.

Важнейшая составляющая медицинской реабилитации детей-инвалидов - санаторно-курортное лечение (грязи, сероводородные ванны, минеральная вода) на базе санатория «Ключи», который предоставлял центру услуги по договору за 50% их стоимости. В реабилитационном центре г. Чайковский организовали комплексную реабилитацию в стационарном отделении детей-инвалидов из сельской местности. Дети, проживающие на территории города, реабилитировались в дневном отделении. Дети, не имеющие возможности выхода за пределы квартиры, проходили коррекцию на дому. Медико-социальная реабилитация включала в себя различные виды массажа, занятия ЛФК, гидрокинезотерапию, физиопроцедуры, лечебные ванны с солями и отварами трав, грязевые и йодобромные апликации, фитотерапию и аромотерапии. Психологи проводили компьютерную диагностику и работали с детьми  по обучающим компьютерным программам. С целью формирования навыков самообслуживания и бытовых навыков и умений действовал кабинет предметно-развивающей среды (социальный бар, кухонно-бытовой блок, уголок агротерапии и зоотерапии). С участием педагогов профессиональных училищ г. Чайковский, близлежащих городов и сел велась работа по профессиональной ориентации детей-инвалидов. 7 детей-инвалидов, прошедших курс реабилитации в центре, поступили в училища. Открыта швейная мастерская. Разрабатывались допрофессиональные программы по швейному и столярному делу, растениеводству. В сравнении с 2004 г. в результате внедрения новых методик в 2005 г. на 9% возросла   эффективность реабилитации в центре. Положительные изменения достигнуты у 88% детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, у 96% детей – с другими заболеваниями.

В 2005 г. в учреждениях, отделениях реабилитации детей с  ограниченными возможностями внедрена интегративная оценка эффективности комплексной реабилитации каждого ребенка-инвалида, разработанная ОГУСО «Центр комплексной реабилитации инвалидов», осуществляющим научно-методическое руководство муниципальными центрами, отделениями реабилитации инвалидов. Таким образом, стандартизирован подход к подведению итогов комплексной реабилитации инвалидов (детей и взрослых) в учреждениях социальной защиты населения с использованием современных международных критериев ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.   

            В 2005 г. за счет средств ФЦП «Дети России» в реабилитационные учреждения области направлено оборудование на 171 тыс. рублей. 

Большинство детей-инвалидов  области в 2005 г. проживало в  семьях - 83% (по РФ в 2004 г. - 90,4%). 1713 ребенок-инвалид воспитывался в интернатных учреждениях - 17,0%, из них в домах ребенка - 101 (5,8%), в детских домах и школах-интернатах системы образования - 1131 (66,0%), в домах-интернатах для детей-инвалидов системы социального обеспечения - 486 (28%).

В Пермской области на 01.01.2006 функционировало 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 510 мест, в которых проживает 486 детей, из них детей-сирот - 160 человек; тяжелобольных лежачих детей-инвалидов - 95 человек (табл.44.2, 44.3). Очередности на помещение в детские учреждения нет. Все дети находились на полном государственном обеспечении, получали в полном объеме медицинскую и социальную помощь, материально-бытовое обеспечение и правовую защиту.

За 2005 г. средняя стоимость  содержания одного ребенка, проживающего в детском доме-интернате, составила 8404,1 руб. в месяц (табл.44.3). Медицинская служба имела педиатрическую ориентацию, которая предусматривала контроль над физическим развитием детей, предупреждение инфекционных заболеваний, устранение сопутствующей соматической патологии. Организована психиатрическая помощь, выявлялись сопутствующие психопатологические расстройства, назначалась адекватная медикаментозная терапия, проводились психокоррекционные мероприятия, общая и специализированная диспансеризация.

Учебно-воспитательный процесс велся в группах, дифференцированных по возрасту и степени интеллектуального дефекта педагогическими коллективами. Все мероприятия воспитательного и учебного характера носили развивающую, коррекционную и социализирующую направленность.

Для реализации задач социально-трудовой адаптации в обоих детских домах-интернатах организованы лечебно-трудовые, швейные и столярные мастерские. Кроме того, в Осинском ДДИ имеется теплица, где воспитанники под руководством педагогов выращивали овощные культуры.

Организована кружковая  работа. Велись занятия в 22 кружках  по интересам: вязание, домоводство, вышивка, драматизация и кукольный театр, рисование, юннат, спортивный, лоскутная мозаика, мягкая игрушка и т.д. С целью коррекции речевой патологии глубоко умственно отсталых детей в детских домах-интернатах велась логопедическая работа. В штат обслуживающего персонала введены должности специалистов по социальной работе, которые отслеживали правильность оформления необходимых документов на детей-инвалидов по закреплению за ними жилья, при необходимости по выплате алиментов, своевременному прохождению МСЭ, определению дееспособности и соблюдению законодательства РФ в отношении детей-инвалидов. При достижении возраста 18 лет большая часть воспитанников переведена в психоневрологические интернаты в соответствие с полученными и закрепленными трудовыми навыками, возможностью самообслуживания.

В 2005 г. выделены средства  Пенсионным Фондом РФ, которые направлены на капитальный ремонт жилых корпусов детских домов, всего на сумму 7159,828 тыс. руб.

Для детей-инвалидов  ОУ всех типов и видов предоставляли  образовательные услуги. В основе работы с данной социально незащищенной группой детей – соблюдение требований законодательства по обеспечению равных прав на получение доступного и качественного образования. В 2005 г. продолжалось активное внедрение технологий дистанционного обучения детей-инвалидов, что обеспечивало большую доступность образования.

По состоянию на 01.01.2006 в Коми-Пермяцком  автономном округе  насчитывалось  723 ребенка-инвалида  (2003 г. – 829, 2004 г. – 772).

В структуре детской  инвалидности первое место принадлежит  врождённым аномалиям – 27,8%, второе место: болезням нервной системы –26,4%, третье: психическим  расстройствам – 12,6%.

Из общего числа детей-инвалидов 58,9% составляли мальчики. Самой многочисленной группой была возрастная группа 10-14 лет (30,4%), далее, дети 5-9 лет (28%) и подростки (17,2). Из общего числа детей-инвалидов 6% находились в интернатных учреждениях.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ  функции по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями и другими средствами реабилитации, санаторно-курортное лечение и проезд до места лечения и обратно и другие переданы государственному учреждению регионального отделения Фонда социального страхования. Установление инвалидности, разработка индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов и контроль за их реализацией возложены на Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы».

Освидетельствование детского населения  проводилось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 «О порядке признания граждан инвалидами» и Постановлением Правительства от 29.01.1997 «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В 2005 г. было освидетельствовано 570 детей в возрасте до 18 лет, из них первично – 232 чел. При первичном освидетельствовании инвалидами было признано 92 чел.

Обеспечение детей-инвалидов  медицинской помощью, лекарственными средствами относится к компетенции органов управления здравоохранения. В Коми-Пермяцком округе первичная медико-санитарная помощь детям оказывалась на фельдшерско-акушерских пунктах, квалифицированная – в центральных районных больницах.

Лечебно-оздоровительная  помощь детям округа оказывалась  в условиях окружной больницы восстановительного лечения в п. Пожва, где проводились смены «Мать и дитя». Также дети-инвалиды направлялись на лечение в федеральные центры и в отделение восстановительного лечения городской детской больницы №18 г. Перми, оздоравливались в федеральных санаториях: с заболеваниями центральной нервной системы в Курганской области («Озеро Горькое»), опорно-двигательного аппарата, эндокринной и дыхательной систем на курортах Кавказских минеральных вод.

За год было оздоровлено 267 детей-инвалидов, в том числе  на базе лечебных учреждений – 13, в  окружной больнице восстановительного лечения  – 29, в окружном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями – 225.

В округе принято Постановление  главы Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа от 26.09.2005 № 300 «О порядке обучения детей-инвалидов на дому». По информации управления образования 256 детей-инвалидов обучались в общеобразовательных школах, 83 человека посещали детские дошкольные учреждения, 51 ребенок-инвалид обучался на дому. В регионе функционировали 4 СКОУ VIII вида (для умственно-отсталых детей), одно учреждение VII вида для детей с задержкой психического развития, санаторно-лесная школа для детей с тубинтоксикацией, классы коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в общеобразовательных школах г. Кудымкара. Начальное профессиональное обучение детей-инвалидов организовано на базе профессионального училища №4. Ежегодно в нем обучается более 10 детей-инвалидов по специальностям: художник, секретарь-машинистка, ткач, сварщик, столяр-плотник и другие.

   Более комплексное  изучение ребенка, у которого  выявлены отклонения в развитии, осуществляют психолого-медико-педагогические комиссии, сеть которых в округе развита крайне недостаточно из-за нехватки узких специалистов: врачей, психологов. Функционируют четыре ПМПК: в г. Кудымкаре, Кочево, Гайнах и окружная ПМПК.

Все дети-инвалиды получали социальные пенсии, средний размер которых за последние 3 года увеличился в 1,6 раза и составил 2218,9 руб. на конец 2005 г. Соотношение среднего размера пенсий детей-инвалидов к уровню прожиточного минимума составляет 87,5%.

Несмотря на принимаемые меры по социальному обслуживанию детей-инвалидов, остались нерешенными многие важные социальные, медицинские, психолого-педагогические вопросы. Главная причина, негативно влияющая на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов, - недостаток квалифицированных кадров. В Коми-Пермяцком округе нет специалистов-реабилитологов,  реабилитационных коек в ЦРБ, в штатах больниц нет социальных работников и психологов для работы с детьми-инвалидами. СКОУ также испытывали острую нехватку педагогов-психологов, специалистов  по коррекционной педагогике со специальным дефектологическим образованием. В системе реабилитации детей-инвалидов многое зависит от развития и совершенствования материально-технической базы медицинских и образовательных учреждений. Несколько лет не решается вопрос строительства спального корпуса окружного реабилитационного Центра для детей-инвалидов в Коми-Пермяцком округе.

Информация о работе Положение детей в Пермском крае